В деле развития дошкольников важно соблюдать сочетание разных подходов и методик. Сегодня мы поговорим о кинестетическом подходе к обучению. В чем он заключается и всем ли детям подходит — расскажем далее.
Какие подходы к обучению существуют
Развитие дошкольников — занятие, которое порой требует большой изобретательности. С одной стороны, малыши нацелены на познание мира, и стремление к развитию заложено в их генетической программе. Казалось бы — чего проще? Рассказывай им обо всем, показывай картинки, а они с благодарностью будут впитывать все как губки. Но с другой стороны, чем младше ребенок, тем сложнее ему сохранять внимание. И, если рассказывать и показывать, детского терпения все равно хватает ненадолго. Тогда на помощь приходит кинестетический подход к обучению. Для дошкольников этот способ развития как нельзя лучше помогает освоить и усвоить новую информацию.
Для начала рассмотрим основные подходы к обучению.
Аудиальный подход подразумевает акцент на слуховое восприятие: ребенку читают книги, рассказывают в форме беседы, объясняют и просят заучивать некоторую информацию.
Примеры аудиального подхода к обучению детей: слушание музыки, разучивание стихов, чтение книг и слушание аудио сказок.
Визуальный подход состоит в том, что информация доносится с помощью зрительных образов, ребенок усваивает знания с помощью зрительных каналов восприятия.
Примеры визуального подхода к обучению: просмотр видеоматериалов, использование наглядных пособий, посещение музеев и выставок.
Кинестетический подход означает, что обучение происходит через двигательную активность. Дети постигают предмет познания с помощью тактильных ощущений, физического взаимодействия с ним, включения моторики в процесс обучения.
Примеры кинестетического подхода к процессу обучения: занятия с кинетическим песком, подвижные игры, тактильные книги (Нажималки), обучение счету через двигательные повторения, пересчитывание подручных материалов, проведение опытов и т.д.
Чаще всего обучение проводится комплексно, путем сочетания всех возможных вариантов. Для наилучшего результата в процессе развития важно задействовать все каналы восприятия.
Кому кинестетический подход нужен прежде всего
Большинство специалистов сходятся во мнении, что обучение дошкольников следует проводить именно с помощью кинестетического подхода. Малыши непоседливы и очень подвижны, им трудно долго усидеть на месте. Их развитие происходит в движении. Кроме того, в дошкольном возрасте сложно выявить предпочтительный канал восприятия у ребенка. Кто он: визуал, аудиал или кинестетик — ясно будет потом. В детстве ставку лучше делать на кинестетический подход, поскольку этот вид напрямую влияет на развитие мозжечка, а мозжечок играет центральную роль во многих жизненно важных процессах.
Иногда родители списывают гиперактивность, неразвитую координацию, слабый вестибулярный аппарат, рассеянное внимание, и прочие недостатки на врожденные особенности, которые практически невозможно изменить. Однако и слабая память, и неаккуратность, и задержки речевого развития — это неврологические нарушения, связанные с работой ствола головного мозга и мозжечка. И все эти нарушения можно и нужно устранять, чтобы избавить ребенка от проблем в будущем. Кинестетический подход к развитию детей повышает пластичность головного мозга, позволяя добиться серьезного прогресса в коррекции поведенческих нарушений.
Кинестетический подход особенно важен для развития речи. Речевые проблемы напрямую связаны с развитием проприорецепторов. Ребенок должен хорошо ощущать положение своего тела в пространстве на основе импульсов, поступающих в мозг от мышц, фасций, сухожилий, суставов и связок. Движения артикуляционных органов, моторика губ, языка и челюсти могут быть развиты исключительно в рамках кинестетического подхода.
Он включает в себя:
- артикуляционную гимнастику (скороговорки, логопесенки, упражнения);
- развитие движений пальцев рук (игры с матрешкой, пирамидкой, мозаикой, конструктором и т.д.);
- логопедический массаж (для коррекции алалии, диспраксии и других речевых нарушений).
Кинестетическое развитие ребенка является основой для когнитивного развития. Таким образом, в первую очередь у малышей необходимо формировать координацию движений, способность выполнять двигательные задания в активном режиме, точно и уверенно. И в результате развития ручной моторики происходит и развитие речи.
Как отличить ребенка кинестетика
Иногда доминирующий способ восприятия информации проявляется у ребенка уже в дошкольном возрасте. Как понять, что ваш ребенок кинестетик? Обращайте внимание на следующие признаки.
- Часто говорит об ощущениях, капризничает из-за малейшего дискомфорта (неудобная одежда, холодно, жарко, неприятно и т.д.).
- Тянется к тактильному контакту, сам себя обнимает за плечи или колени.
- Трудно сосредоточиться, легко отвлекается.
- Сложно пересказать событие, но хорошо помнит общее ощущение.
- Больше всего любит делать что-то руками, а когда информация поступает визуальным или аудиальным путем, предпочитает что-то теребить или перебирать пальцами.
Если вы видите все эти признаки у своего малыша, вам могут пригодиться следующие рекомендации.
- Занимаясь с детьми-кинестетиками, не нужно ругать их за излишнюю подвижность. Постукивая ручкой по столу или накручивая волосы на палец они могут лучше запоминать информацию.
- Больше прикасайтесь к ребенку во время занятий, особенно если хотите на что-то обратить внимание.
- Чаще делайте перерывы на зарядку, чередуйте умственный труд с физической нагрузкой.
Используя кинетический подход для детей подобного типа, вы добьетесь больших успехов в развитии. Проводите эксперименты, вырезайте из бумаги, лепите из пластилина, обучайте с помощью тактильных книг — и результат не заставит себя ждать.