Диссертация посвящена комплексному исследованию теоретических и практических аспектов управления организационной культурой на современном предприятии сферы медицинских услуг. В работе систематизированы концептуальные подходы к определению сущности организационной культуры, проанализированы её структура, функции и методические основы управления развитием. На примере ООО «Клиника Академическая» проведена всесторонняя диагностика текущего состояния организационной культуры с использованием методик Д. Денисона и социологических опросов, по результатам которой выявлен смешанный тип культуры с доминированием «клановых» и «иерархических» черт, а также определены ключевые проблемные зоны, включая низкую адаптивность к изменениям и нечеткое видение стратегических перспектив персоналом. На основе проведенного анализа разработан и экономически обоснован конкретный проект мероприятий, направленный на совершенствование организационной культуры клиники. Проект включает внедрение ценностно-ориентированной стратегии, развитие внутренних коммуникаций и PR, а также корректировку системы мотивации персонала. В работе представлена оценка социальной и экономической эффективности предложенных нововведений, доказывающая их положительное влияние на финансовые показатели и социально-психологический климат в организации.
Фрагмент диссертации предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ 7
1.1 Концептуальные подходы к исследованию организационной культуры 7
1.2. Методические подходы к управлению развитием организационной культуры 18
1.3. Условия и особенности формирования и развития организационной культуры на современных предприятиях 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «КЛИНИКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ» 40
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Клиника Академическая» 40
2.2. Анализ системы управления персоналом и использования трудового потенциала в ООО «Клиника Академическая» 54
2.3 Диагностика современного состояния организационной культуры персонала в ООО «Клиника Академическая» 65
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «КЛИНИКА АКАДЕМИЧЕСКАЯ» 78
3.1 Система мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «Клиника Академическая» 78
3.2. Оценка социальной и экономической эффективности проекта 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 106
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития рыночных отношений наблюдаются изменения соотношения между факторами конкурентоспособности бизнеса, в частности, происходит рост доли факторов, которые относятся к нематериальным активам организации. Эффективность функционирования рыночной среды зависит не только от законов, которые регулируют деятельность субъектов рынка и форм сотрудничества между ними, но и от степени их ответственности и морально-этических норм. Этические аспекты всех участников рыночной среды обусловливаются уровнем развития их культуры. Во взаимодействии между субъектами рынка проявляются главные элементы их организационных культур, и, вместе с тем, формируется новая специфическая форма организационной культуры рынка.
Трансформация российской экономики обусловливает качественные изменения в системе управления, требующие изменения подходов к выбору адекватного инструментария управления. Современный инструментарий менеджмента должен быть нацелен на укрепление инновационного потенциала предприятия, повышение его конкурентоспособности и адаптационных возможностей.
Поскольку в XXI в. главными факторами инновационного развития становятся знания и культура, то инструментарий менеджмента будет эффективным при условии его направления на организационную культуру, как элемент интеллектуального капитала, поскольку этот фактор способствует достижению конкурентных преимуществ в управлении и, в отличие от природных и финансовых ресурсов, является неисчерпаемым. Целенаправленное и эффективное управление развитием организационной культуры и ее элементов является одной из главных задач современного менеджмента. Потребность в управлении процессом формирования и развития организационной культуры предполагает как диагностику ее подсистем и элементов, так и эффективное планирование и реализацию соответствующих управленческих мероприятий.
Степень изученности темы. Основой современных научных представлений об организационной культуре стали труды зарубежных ученых Д. Аакера, М. Амстронга, П. Вейлла, Б. Карлоффа, Р. Коха, А. Кребера, Л. Маллинза, М. Мескона, Д. Ньюстрома, Г. Хакена, Э. Шейна и др.
С приходом рыночной экономики в Россию, исследования организационной культуры предприятия получили развитие и в отечественной науке. Различным аспектам управления организационной культурой предприятия посвящены работы Л.Ю. Авдеевой, А.К. Арутюнян, Д.Д. Атабаева, Б.Д. Бабаева, Т.Ю. Базаровой, В. Баранчева, М.И. Беляева, С. Варган, О.С. Виханского, Г.В. Воронцовой, Н.С. Гулиус, А. Н. Занковского, В.В. Козлова, С.В. Кузьминова, И.Е. Лазаревой, С.А. Липатова, А.А. Максименко, О.Ю. Миргородской, Н.Н. Моисеева, С.П. Мясоедова, И.В. Опейкина, Т.Н. Персиковой, И. Пригожина, А.А. Самарского, Ю.Г. Семенова, Л.Ф. Ситдиковой, И.В. Скрипичниковой, Е.А. Спасенниковой, В.А. Спивак, А.Г. Тимченко и др.
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование типологии организационной культуры (на примере ООО «Клиника Академическая») и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение этой цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить концептуальные подходы к исследованию организационной культуры;
- ознакомиться с методическими подходами к управлению развитием организационной культуры;
- выявить условия и особенности формирования и развития организационной культуры на современных предприятиях;
- составить организационно-экономическую характеристику ООО «Клиника Академическая»;
- проанализировать систему управления персоналом и использование трудового потенциала в ООО «Клиника Академическая»;
- провести диагностику современного состояния организационной культуры персонала в ООО «Клиника Академическая»;
- разработать систему мероприятий по совершенствованию организационной культуры в ООО «Клиника Академическая»;
- оценить социальную и экономическую эффективности проекта.
Объектом исследования диссертации являются процессы управления формированием и развитием организационной культуры современных предприятий как одного из основных факторов обеспечения их высокой конкурентоспособности.
Предметом исследования организационная культура ООО «Клиника Академическая».
Методы исследования. Методологической основой магистерской диссертации являются теоретические наработки отечественной и мировой экономической науки, концептуальные положения современной экономической теории, научные труды ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, посвященные исследованию проблем развития организационной культуры. В ходе написания научно-исследовательской работы использованы следующие методы познания:
- историко-логический, диалектический – для изучения концептуальных подходов к исследованию организационной культуры;
- классификационно-аналитический – для выяснения элементов организационной культуры предприятия;
- матричный метод и метод анализа иерархий – при оценке уровня организационной культуры предприятия;
- системный подход – при обосновании основных направлений формирования организационной культуры предприятия;
- математическая обработка данных социологических опросов персонала клиники проводились при помощи программы IBM SPSS Statistics Base 22.0.
Информационную базу магистерской диссертации составили: собранные, обработанные и обобщенные лично автором первичные материалы, характеризующие уровень организационной культуры ООО «Клиника Академическая».
Научная новизна полученных результатов. Научные результаты, полученные автором, заключаются в углублении теоретико-методических основ формирования и развитие организационной культуры на современных предприятиях. В процессе исследования получены результаты, которые содержат научную новизну, а именно:
- систематизация научных трактовок категории «организационная культура», позволила сформулировать авторской определение: «организационной культуры – это система взаимоотношений, сложившихся в организации на основе принятых ценностей, базовых представлений и норм поведения, необходимых для выполнения ее миссии».
- обосновано, что эффективное управление организационной культурой должно базироваться на основе учета концепции заинтересованных сторон (stakeholder concept) и обобщены функции организационной культуры для каждой группы стейкхолдеров.
- научно-методические положения по оптимизации мероприятий по управлению организационной культурой предприятия на основе метода расстановки приоритетов, в отличие от существующих методов, позволяет выбрать направления развития организационной культуры в соответствии с общей стратегии управления организацией.
Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития организационной культуры на современном предприятии
1.1 Концептуальные подходы к исследованию организационной культуры
Возникновение термина «культура» связывают с термином «пайдейя», что в Древней Греции означало «внутренняя культура» или «культура души». В латинских источниках впервые слово «De agri cultura» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего 234-149 гг. до н.э. На дальнейшее семантическое наполнение термина повлияли М. Цицерон, С. Пуфендорф, И. Аделугн, И. Гердер и др.
Анализ современных исследований, посвященных различным аспектам культуры, показал огромный, неподдельный интерес к этому понятию. Американские ученые A.L. Kroeber и C. Kluckhohn подсчитали, что с 1871 г. по 1919 г. различными науками было дано семь определений культуры, с 1920 г. по 1950 г. их число возросло до 150, а на сегодняшний день насчитывается более 500 различных определений культуры[1].
Если провести типологию определений понятия «культура», которые основываются на различных методологических подходах, то главными из них будут:
- описательные определения, которые пытаются количественно охватить то, что охватывает культура;
- исторические определения, в которых акцент делается на процессе преемственности, традиции, трансляции культурного наследия от поколения к поколению;
- нормативные определения, ориентированные на определенные идеи, духовные практики;
- психологические определения, в которых акцент делается либо на процессе адаптации к среде существования, процессе обучения, или на формировании навыков;
- структурные определения, в которых доминируют структурные организации культуры;
- генетические определения, в которых культура определяется с позиций ее происхождения, генезиса.
Таким образом, подходы к изучению культуры, как социального явления, представлены двумя основными направлениями:
1) Философский подход, с позиций которого рассматривается сущность культуры, как универсального свойства общества. Ее определяющими факторами считают ценности. Недостатками такого подхода является то, что основное внимание исследователей уделялось духовному аспекту, но при этом, не охватывается материальная составляющая культуры;
2) Деятельностный подход, который позволил создать различные модели культуры, как целостной системы, выделяя такие приоритеты:
- видение культуры как процесса творческой деятельности, в рамках которого происходит не только духовное обогащение общества новыми ценностями, но и само творение человека как субъекта культурно-исторического процесса;
- рассмотрение культуры как специфического способа человеческой деятельности, обеспечивающего сохранение и воспроизводство цивилизации в условиях изменчивости окружающего мира;
- определение культуры как общественной практики, способа бытия человека.
1.2. Методические подходы к управлению развитием организационной культуры
В современных подходах к управлению организационной культурой доминируют несколько методологических парадигм:
1. Социологическая парадигма и соответствующий ей социокультурный подход, который является «производной от управленческой культуры руководителей, обуславливает синергетический эффект в организационном развития, поскольку он предполагает опору на «внутренние» резервы развития, гармоническое единство интересов персонала и корпорации».
Организационная культура является одним из символов постиндустриальной эпохи, поскольку она основывается на ключевых онтологических составляющих – информации, знаниях, человеческом капитале. Организационная культура как составляющая общечеловеческой культуры способствует формированию у людей таких качеств как способность служить прогрессу человечества, способность к самосовершенствованию. В современных условиях она становится идеалотворческой стороной человеческого бытия и главной производительной силой.
Результатом применения социокультурного подхода является участие персонала в процессах управления благодаря установлению обратной связи между различными функциональными подразделениями предприятия. Социокультурный подход в управлении духовной составляющей организационной культуры формирует эмоционально – развивающие ценности.
2. Синергетическая парадигма уделяет особое внимание согласованности процессов самоорганизации в сложных системах различной природы, в том числе социокультурных, помогает описывать и объяснять процессы функционирования и трансформации кризисного социума.
Формированию синергетической парадигмы способствовали исследования:
- Г. Хакена, который разработал теорию самоорганизации и дал ей название синергетики;
- И. Пригожина, который разработал концепцию диссипативных структур, т.е. таких структур, где упорядоченность возникает в условиях неравновесности и существует благодаря достаточно интенсивному потоку энергии и вещества, в отличие от равновесных систем, где диссипативные процессы уничтожают любую упорядоченность;
- академиков А. Самарского, который разработал методы моделирования нелинейных явлений, и М. Моисеева, который исследовал с позиций самоорганизации законы эволюции и ритмику живых систем разного типа.
Глава 2. Анализ состояния организационной культуры в ООО «Клиника Академическая»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Клиника Академическая»
ООО «Клиника Академическая» зарегистрирована 26.09.2012 г. инспекцией ФНС по Дзержинскому району г. Волгограда. ООО «Клиника Академическая» является коммерческой организацией, ей присвоены: ИНН 3445127448, ОГРН 1123460005547, ОКПО 10507728.
Руководитель организации: генеральный директор Джафнун Абдул Моти.
Юридический адрес ООО «Клиника Академическая»: 400001, Волгоградская область, город Волгоград, Академическая улица, 6а.
Основным видом деятельности клиники является «Деятельность больничных организаций» (ОКВЭД 86.10), зарегистрировано также 7 дополнительных видов деятельности:
- торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) – ОКВЭД 47.73;
- торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах – ОКВЭД 47.74;
- деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки – ОКВЭД 86.90.9;
- общая врачебная практика – ОКВЭД 86.21;
- стоматологическая практика – ОКВЭД 86.23;
- деятельность по уходу с обеспечением проживания – ОКВЭД 87;
- предоставление социальных услуг без обеспечения проживания – ОКВЭД 88.
Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ООО «Клиника Академическая» – это современный медицинский лечебно-диагностический комплекс, где всем пациентам, независимо от диагноза или возраста, гарантированно окажут необходимую квалифицированную медицинскую помощь. Пациентам предоставляется полный список услуг – от лабораторной диагностики до лечения и качественной профилактики различных заболеваний. Современная диагностическая аппаратура позволяет опытным специалистам использовать передовые медицинские технологии. Все это делает возможным выявление различных патологических изменений на самых ранних стадиях.
В клинике трудятся 157 специалистов, которые своей работе используют современное оборудование и новейшие методики лечения. Благодаря инновационному подходу врачей, в ООО «Клиника Академическая» предоставляются следующие услуги (см. рис. 2.1).
Лекарственное обеспечение на амбулаторно-клиническом уровне осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Рецепты относятся к внутренней документации клиники, выписываются только на бланках утвержденного образца без указания конкретной аптечной организации.
Структура ООО «Клиника Академическая» отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, объединение подразделений в единое целое (см. рис. 2.2).
В ООО «Клиника Академическая» выделяются основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения.
К управленческому аппарату ООО «Клиника Академическая» относятся администрация, бухгалтерия, отдел кадров.
Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними (см. рис. 2.3).
На основании табл. 2.1, можно констатировать, что соотношение основных качественных групп активов организации на последний день анализируемого периода (31.12.2017) характеризуется большой долей (95,2%) текущих активов и малым процентом внеоборотных средств. Активы организации за весь период значительно увеличились (в 3,8 раза). Несмотря на значительное увеличение активов, собственный капитал уменьшился в 1335 раз, что свидетельствует об отрицательной динамике имущественного положения организации.
Наглядно соотношение основных групп активов ООО «Клиника Академическая» представлено на рис. 2.4.
2.2. Анализ системы управления персоналом и использования трудового потенциала в ООО «Клиника Академическая»
В своей работе ООО «Клиника Академическая» руководствуется действующим законодательством РФ, Трудовым Кодексом РФ Уставом организации, локально-нормативными актами, приказами главного врача.
Кадровая политика в ООО «Клиника Академическая» представлена отделом кадров, состоящим начальника и двух, непосредственно подчиняющихся ему, специалистов. На рис. 2.7 схематично показаны функции отдела кадров ООО «Клиника Академическая».