Найти в Дзене

Бронзовый бегемот и обормот: история памятника Александру III

Оглавление

Заказ, который вышел боком (или крупом?) Паоло Трубецкому. Это редкий случай, когда монумент с момента своего появления на свет (вернее, на пьедестал) умудрился вызвать бурю эмоций у всех: от венценосной семьи до уличных острословов. Его история – готовый сюжет для трагикомедии о том, как благие намерения (почтить «Державного основателя Великого Сибирского пути») обернулись… ну, скажем так, весьма специфическим художественным высказыванием. Император Николай II и родня мечтали о величественном символе. Получили – будем честны – нечто, больше напоминающее монументальную загадку, если не сказать ребус.

Памятник императору Александру III  1909 года. Скульптор П. П. Трубецкой. Фото 2015 года
Памятник императору Александру III 1909 года. Скульптор П. П. Трубецкой. Фото 2015 года

Глава 1. Рождение «битюга»

Конкурс на памятник отцу-основателю Транссиба объявили в ноябре 1899-го. Соискатели – цвет тогдашней монументальной скульптуры: Опекушин, Чижов, Беклемишев, Обер, Бах. Трубецкой, итальянец с русской душой (или наоборот?), сначала предложил царя сидящим. Скучно, решила комиссия. Ничего не одобрили, конкурс продлили. Во втором заходе Паоло, заручившись поддержкой блестящего архитектора Федора Шехтеля, явил миру проект конный. И – о чудо! – получил высочайшее «добро». Место выбрали со смыслом: Знаменская площадь (нынешняя площадь Восстания), прямо у начала той самой Транссибирской магистрали, у Николаевского (Московского) вокзала.

Дальше – семь лет труда, 14 вариантов статуи (от макетов до натурных моделей) и специально выстроенная стеклянно-железная мастерская на Старо-Невском. Трудился Паоло, как тот самый тяжеловоз, которого предстояло увековечить в бронзе.

Модель 1900 года. Архитекторы — А. Томишко и Ф. Шехтель, скульптор П. Трубецкой
Модель 1900 года. Архитекторы — А. Томишко и Ф. Шехтель, скульптор П. Трубецкой

Глава 2. «Стоит комод, на комоде бегемот…» (анатомия неприятия)

И вот он предстал перед изумленной публикой 23 мая 1909 года. Памятник Александру III работы Трубецкого – это вам не летящий Петр Великий. Отнюдь.

  • Габариты идеи: 5,3 метра бронзового императора на 3,2-метровом валаамском гранитном постаменте (спасибо Шехтелю). Весомо, грубо, зримо: около 8 тонн бронзы (коня отливали в Питере на Обуховском заводе, царя – у Карло Робекки в Италии).
  • Художественный манифест: забудьте о парадных скакунах и царственных осанках. Александр III – в мешковатой форме атаманца сибирских казаков – грузно восседает на могучем коне-тяжеловесе, першероне (моделью послужил личный конь покойного императора, а вот для фигуры монарха позировал фельдъегерь Павел Пустов, чье портретное сходство с царем было, видимо, почти криминальным).
Открытие памятника 23 мая 1909 года
Открытие памятника 23 мая 1909 года

Три кита композиции

  1. Статичность: конь стоит, как вкопанный, всеми четырьмя ногами, голову опустил – будто размышляет о судьбах родины или просто устал. Ни намека на движение. Вызов эпохе динамичных монументов!
  2. Реализм без глянца: никакой идеализации. Царь – какой есть: мощный, основательный, немного… земной. Трубецкой лепил характер, а не икону.
  3. Монументальность силы: несмотря на все споры, отрицать былое могущество этой фигуры невозможно. Это не летящая легкость, а сконцентрированная, былинная тяжесть. Россия-богатырь, да.

Реакция была мгновенной и полярной. Императорская фамилия ахнула. Великий князь Владимир Александрович сокрушался о «карикатуре на брата». Говорят, сам Николай II так расстроился, что подумывал «сослать» монумент прямиком в Сибирь, которую тот, по идее, символизировал. Спасла положение лишь вдовствующая императрица Мария Федоровна, признав в бронзовом лице черты любимого супруга.

Народная молва тут же окрестила творение едким стишком:

«Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест».

Критики витийствовали о «бронзовой карикатуре» и «жестоком приговоре самодержавию». Илья Репин, напротив, увидел в нем гениальное обобщение: «Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и все его царствование!» – воскликнул он, по свидетельству Чуковского, на открытии. Художник горячо заявлял, что Россию и потомство надо «поздравить с гениальнейшим произведением искусства». Барон Николай Врангель, ценитель Трубецкого, сокрушался, что это «самая неудачная из его работ», больше похожая на случайный этюд, чем на монумент.

Сам Трубецкой отбивался от нападок с достоинством: «Отрицательное отношение... объяснить... новизною... Ставят мне еще в упрек толстую лошадь. Но я должен был выбрать для памятника тяжелую лошадь, считаясь с богатырской фигурой Царя». Логично, не поспоришь. Хотя ходила упорная легенда, будто скульптор бросил: «Я изобразил одно животное на другом». Крамольная фраза, прекрасно вписывающаяся в мифологию памятника, но так ли она достоверна? Искусствоведы пожимают плечами. Как и по поводу версий о «пятящейся назад» России – слишком прямолинейно для тонкого Трубецкого.

Памятник императору Александру III на Знаменской площади. Фотография. 1937
Памятник императору Александру III на Знаменской площади. Фотография. 1937

Глава 3. Мистика, лошади и злоключения (нескучная жизнь монумента)

  • Призрачное сходство: забавно, что Трубецкой никогда не видел Александра III живым! Работал по фотографиям и рассказам. Но сходство вышло пугающим – Сергей Витте, знавший царя вблизи, признавал: посещение мастерской было как встреча с покойным императором.
  • Репин, Трубецкой и Любовь Павловна: Репин не просто защищал Трубецкого в прессе (газеты даже изображали его щитом для скульптора от «стрел критики»), он искренне восхищался его пластикой. Апофеозом стал необычный подарок: закончив памятник, Трубецкой отдал Репину… натурщицу, ту самую великолепную лошадь-битюга, позировавшую для коня. Художник ласково звал ее «Люба» или почтительно «Любовь Павловна». Сохранилась фотография: Репин-кучер, запрягший «Любу» в саночки, и его спутницы. Тяжеловесная муза обрела спокойную старость.
И. Е. Репин правит лошадью. Фото 1909—1910 гг.
И. Е. Репин правит лошадью. Фото 1909—1910 гг.
  • Несчастливое открытие: Мистический штрих: самого Трубецкого забыли вовремя пригласить на открытие его же детища. Приглашение пришло с опозданием. Дурное предзнаменование? Тем более, что ровно та же история приключилась с Этьеном Фальконе и «Медным всадником». Видимо, таков уж крест создателей царских монументов в России – быть лишними на собственном празднике.
Праздничное оформление к десятилетию Октября. Площадь Восстания. 1927 год
Праздничное оформление к десятилетию Октября. Площадь Восстания. 1927 год
  • Советские мытарства: после революции памятник ждали унижения. В 1922-м постамент украсили стихами Демьяна Бедного «Пугало». В 1927-м, на 10-летие Октября, и вовсе заключили в позорную металлическую клетку. А в 1937-м, году Большого Террора, его тайно сняли и «сослали» в Михайловский сад Русского музея, где он почти 20 лет пролежал на боку, будто гигантская игрушка, забытая капризным ребенком-историей.
Конная статуя императора Александра III в Михайловском саду. Фотография. Февраль 1939 года
Конная статуя императора Александра III в Михайловском саду. Фотография. Февраль 1939 года

Жизнь после жизни

С 1994 года наш «герой» обрел, кажется, постоянную прописку во дворе Мраморного дворца (ныне филиал Русского музея). Ирония в том, что первый вариант Трубецкого – Александр III сидящий на троне – отвергнутый в 1899 году, наконец-то воплотился… в 2020-м! Скульптор Владимир Бродарский установил его в Гатчине, основываясь на старых эскизах.

Памятник Паоло Трубецкого Александру III – вечный спор, отлитый в бронзе. Своеобразный антипод, «анти-всадник» своему великому питерскому собрату, Петру. Где Петр – порыв, стремительность, прорыв, там Александр – мощь, тяжеловесность, незыблемость (или неповоротливость?). Его неоднозначность, его способность раздражать и восхищать одновременно, его грубоватая, лишенная ложного пафоса правда – вот что спасло его от переплавки. Он пережил царей, революцию, клетку, забвение и восстал, чтобы вечно стоять во дворе дворца – немой, могучий, вечно вызывающий вопросы и улыбку. Настоящий памятник-феникс, вылупившийся из яйца иронии и бронзы. Как говорится, что не убивает...

Памятник императору Александру III  1909 года. Скульптор П. П. Трубецкой. Фрагмент
Памятник императору Александру III 1909 года. Скульптор П. П. Трубецкой. Фрагмент

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.

Еще почитать:

Иван Крамской и его «Русалки»: история мистической картины

Тайный код «Купания красного коня» Петрова-Водкина

«Жизнь замечательных собак»: преданный взгляд в истории русского искусства (Петербург)

Абрамцевское чудо: история «Девочки с персиками»

Завтрак аристократа: история одной паники на холсте