Найти в Дзене

«Жизнь замечательных собак»: преданный взгляд в истории русского искусства (Петербург)

Или культура лаять красиво… В Петербурге время от времени случаются чудеса. Например, стало возможным пройтись по Мраморному дворцу в компании борзых, такс, пуделей и даже неизвестных науке дворняг. Так я оказалась на выставке «Жизнь замечательных собак» — и вышла с твердым убеждением, что собаки не только лучшие друзья человека, но и прекрасные проводники по истории русского искусства. Название, конечно, отсылает к некогда обязательной книжной серии о великих людях. Только здесь — о собаках. И, надо сказать, с неменьшим уважением к объекту исследования. Кураторы подошли к делу серьезно: выставка собрана не просто как милая подборка «картины с псами», а как художественное исследование — кто, где, когда и почему изображал собак. Так выстраивается целая типология: собака как друг ребенка, как светский компаньон, как герой и даже как участник метафизического поиска. Выставка заняла весь Мраморный дворец — и продлится до 10 ноября, так что у публики будет время насладиться обществом хвоста

Или культура лаять красиво…

В Петербурге время от времени случаются чудеса. Например, стало возможным пройтись по Мраморному дворцу в компании борзых, такс, пуделей и даже неизвестных науке дворняг. Так я оказалась на выставке «Жизнь замечательных собак» — и вышла с твердым убеждением, что собаки не только лучшие друзья человека, но и прекрасные проводники по истории русского искусства.

Моя шутливая генерация иллюстрации по впечатлениям от выставки
Моя шутливая генерация иллюстрации по впечатлениям от выставки

Название, конечно, отсылает к некогда обязательной книжной серии о великих людях. Только здесь — о собаках. И, надо сказать, с неменьшим уважением к объекту исследования. Кураторы подошли к делу серьезно: выставка собрана не просто как милая подборка «картины с псами», а как художественное исследование — кто, где, когда и почему изображал собак. Так выстраивается целая типология: собака как друг ребенка, как светский компаньон, как герой и даже как участник метафизического поиска.

Нателла Тоидзе. У камина. 2007
Нателла Тоидзе. У камина. 2007

Выставка заняла весь Мраморный дворец — и продлится до 10 ноября, так что у публики будет время насладиться обществом хвостатых муз. Вот собака-аристократ, замерший у ног хозяйки в кринолине (видимо, размышляя, как угостить блоху туфелькой). Рядом — преданный друг, чей взгляд словно говорит: «Да, я съел ваш пряник, но разве это важно?». А там, где начинается ХХ век, псы уже не просто модели — они символы, метафоры, абстракции. Интересно, догадывался ли пес с полотна Петрова-Водкина, что его геометрически безупречный нос войдет в историю искусства? (См. Петров-Водкин К.С. Утренний натюрморт. 1918)

Петров-Водкин К.С. Утренний натюрморт. 1918
Петров-Водкин К.С. Утренний натюрморт. 1918

Один из самых обаятельных приемов экспозиции — медальки с указанием породы собаки, расположенные у каждого произведения искусства. В экспозиции местами пол заменен на искусственную траву — возможно, чтобы выставка воспринималась не только как музейный маршрут, но и как прогулка. Чуть-чуть с оттенком английского сада.

Константин Сомов. Лето. 1919
Константин Сомов. Лето. 1919

Сюжеты — от трагических до откровенно курьезных, но чаще всего — умилительные. Впрочем, это умиление не сентиментальное, а почти философское. Связь между человеком и собакой здесь — не анекдот, а архетип. И ее художественная репрезентация оказывается подчас более выразительной, чем сами оригиналы.

Данил Дэге. Шкодник. 2024
Данил Дэге. Шкодник. 2024

У меня возникло ощущение, что такую выставку можно было бы использовать как курс введения в историю искусства: от академической живописи до концептуализма, через экспрессионизм, импрессионизм и натурализм. Собаки оказываются удивительно универсальными фигурами — они уместны и на парадном портрете, и в тревожной аллегории, и в минималистичном силуэте.

Слева — Павел Чистяков. Надя с собачкой, около 1872, справа — Алексей Венецианов. Вот-те и батькин обед! 1824
Слева — Павел Чистяков. Надя с собачкой, около 1872, справа — Алексей Венецианов. Вот-те и батькин обед! 1824

И вот два открытия, с которыми я ушла. Первое: даже изображения собак в искусстве заряжают доброй энергией, как и наши верные друзья. Второе: люди всегда хотели быть изображенными рядом с теми, кого любят — и художники с готовностью следовали за этой привязанностью.

Выставка удалась. И, кажется, следующей должна стать «Жизнь замечательных кошек». Хотя, если честно, сомневаюсь, что кошки согласятся делить пьедестал с кем-то — даже с искусством.

Бронзы, призывающие себя почесать за ушком
Бронзы, призывающие себя почесать за ушком

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Об искусстве за час: 10 книг для вечернего чтения

Искусство делиться впечатлениями: как говорить о книгах увлекательно

Густав Климт и Эгон Шиле: дружба в мире искусства

Смех и краски: 5 историй из жизни художников

Оригинал или подделка? Секреты экспертизы произведений искусства