Найти в Дзене
О чем кричит редактор

Что будет актуальным в литературе в ближайшие 3-5 лет? Часть 1

Давайте пройдемся по будущим литературным тенденциям: что же будет важно читателю в ближайшие лет 3-5. Для начала мне надо придать вес своим словам, поэтому я кратко напомню, что уже предсказывала и что сбылось. Лет пять назад, когда уже очевидно загибался постмодерн (подарив миру пару-тройку сильных авторов), но все еще с придыханием говорили «ну это же постмодерн», я писала, что и его поломанная форма повествования, и депрессивное содержание свое отжили, нужны иные темы, иная интонация. Я говорила про необходимость наивной литературы, про свет, про жизнеутверждающие истории. Года два назад появились разного рода уютные книги и тут же взлетели на пик - потому что людям очень нужно было. Сегодня в премиях и конкурсах прописывают буквально, что нужны разного рода книги, которые помогали бы людям видеть свет, добро, смысл (не прошло и пяти лет). Здесь уже есть наши российские замечательные писатели, людям нравится Когда я писала о том, что литература травмы и автофикшн (подарившие миру п

Давайте пройдемся по будущим литературным тенденциям: что же будет важно читателю в ближайшие лет 3-5. Для начала мне надо придать вес своим словам, поэтому я кратко напомню, что уже предсказывала и что сбылось.

Лет пять назад, когда уже очевидно загибался постмодерн (подарив миру пару-тройку сильных авторов), но все еще с придыханием говорили «ну это же постмодерн», я писала, что и его поломанная форма повествования, и депрессивное содержание свое отжили, нужны иные темы, иная интонация. Я говорила про необходимость наивной литературы, про свет, про жизнеутверждающие истории. Года два назад появились разного рода уютные книги и тут же взлетели на пик - потому что людям очень нужно было. Сегодня в премиях и конкурсах прописывают буквально, что нужны разного рода книги, которые помогали бы людям видеть свет, добро, смысл (не прошло и пяти лет). Здесь уже есть наши российские замечательные писатели, людям нравится

Когда я писала о том, что литература травмы и автофикшн (подарившие миру пару-тройку сильных авторов) из-за своего уклона в крайность максимального присутствия автора в тексте и нарушения композиции без четкой темы и конфликта - беда для писателя, для литературы, от меня тогда массово отписывались, было много агрессии (человек по 100-200 за раз). Пост 1, пост 2 и тд по поиску. Сегодня те, кто хвалил тренд и издавал, в интервью со смешком говорят «хорошо, что закончился/не надо нам больше». Я объясняла, как создавать истории, в которых подчеркивается зло (потому что искусство должно вскрывать социальное зло), но как это делать так, чтобы вырасти над собой и повести за собой читателя. Забавно, но появились книги автофикшн+нонфик с таким содержанием, очень популярные. Вижу, как постепенно люди приходят к этому. Не прошло и трех лет.

Когда я говорила, что читатель устал от «серых персонажей из соседнего подъезда» и давала подробный материал о психологии героического персонажа, я огребла по полной. В этом году три премии сделали упор на необходимость таких персонажей в текстах. Свою лекцию на эту тему я повторю на ВДНХ на книжной ярмарке осенью. Также в полной версии этот материал у меня есть в книге «О чем кричит редактор», пользуйтесь, запрос из разряда вечных, но особо остро он нужен уже сегодня.

Я назвала только три темы и сделала ссылки на пару-тройку постов. Были и другие темы, были другие посты. Когда я писала о неврозе, зове и зуде, (что дает творчеству силу), толкающих к творчеству, информация была неактуальна и раздражала, а сегодня с ИИ она станет на вес золота. Можно прочитать в моей книге, здесь в канале посты не вмещают моих огромных глав)

Не скажу, что мне приятно быть человеком, который в самый разгар тренда объясняет, почему глупо быть в тренде, почему очередные попытки людей сделать текст побыстрее и попроще плохи. Но все равно объясняю, чтобы люди смогли выйти из коллективного морока «мы» и искать себя, увидеть возможности в собственной душе, ощутить личную ценность, сделать хоть шаг к уникальности, видеть реальность оригинально, а не коллективно, прислушаться к миру и услышать, что в нем таится (для меня лично это означает, что будет хорошая литература).

Поймите, нельзя себя найти в тренде (а многие ведь радостно хватаются за модную тему и "творят"), можно своим творчеством создать тренд, все остальное - это шагать по следам тех, кто шел впереди, уговаривая себя, что «все уже было создано».

Сейчас, оглядываясь назад и понимая, что люди дозрели сейчас до того, что я говорила давно, подробно, много, я немного грущу. Потому что говорила я все правильно, но слишком рано, и от этого ужасно одиноко. Спасибо всем, кто остался рядом, кто пришел, кто готов дальше к сложностям подлинного, глубокого творчества.

Вторая часть - перечисление тенденций ближайшего будущего

__________________________

Анна Гутиева