О СМЕШЕНИИ ПСИХОЛОГИИ И ЛИТЕРАТУРЫ В ТЕМЕ "ТРАВМЫ"
Какое отношение имеют чьи-то травмы к искусству литературы? Почему оказались нарушены границы между психологией и литературой? Что мы имеем: приходят в литературу люди, которые имели некое травмирующее событие в прошлом, и начинают вываливать на страницы книг свои впечатления от него, те самые впечатления, которые должны были описывать психологам, будто двери кабинетов перепутали. «Вывалить свои страдания на бумагу» называется арт-терапией, ею занимаются в соответствующей сфере, и это не является художественным произведением. Но!
Внезапно эту арт-терапию объявляют новым направлением в литературе. Это абсурд, и люди по началу возмущаются, но существует коллективный разум, коллективный тренд мышления, в нем четко прописанные резолюции: «творить может каждый», «каждый может творить что хочет», «каждый имеет право на самовыражение», «каждый может быть счастливым», «если у меня травма, я имею право требовать к себе особого отношения». И этот коллективный разум, который поддерживает нашествие бездарностей во все сферы искусства (ведь творить может каждый), который поддерживает, что теперь сферы искусства наполнены бессмысленной чушью (ведь каждый может творить, что хочет), который поддерживает всю эту интернетную, а теперь и литературную шумиху вокруг обиженных, которые требуют к себе особого отношения лишь потому что они обиженные, а значит, «имеют право» (нет, вы его должны заслужить трудом, умом и талантом). Так вот литературу травмы – то есть арт-терапию множества людей – объявляют направлением литературы, буквально приходится объявлять и придумывать ей место, ведь никто в здравом уме подобные тексты литературой не назовет.
Мы здесь рассуждаем о литературе, об искусстве, о содержании текстов. Так вот к литературе чьи-то травмы не имеют никакого отношения. Напишите художественное произведение о травмах соответствующего уровня, тогда и поговорим.
Возвращаемся к ЛИТЕРАТУРЕ. Я не раз писала, что писатель – человек невроза как минимум. Сюда можно пройти и прочитать подробнее здесь и здесь. Невротическое состояние – как предвестник творчества, но не каждый невротик имеет дар и способен творить. То есть даже если чья-то травма запускает механизм невротизации личности, расшатывания психики, это не значит, что этот человек имеет дар творить (да, чтобы творить, нужен дар, и творить может не каждый) и что у него что-то получится кроме арт-терапии – каляк-маляк на бумаге. Потому что создать художественное произведение – это работать над произведением искусства, это РАБОТА!
Но тут мы снова натыкаемся на интересное дело. Я видела множество курсов по писательскому мастерству, предлагающих свои травмы «выписать в роман», или свои воспоминания «выписать в роман» - в разных вариациях. Курсы прекрасно наживаются на подобном тренде, ведь на них побежали все, у кого травма, и те, кто думает, что у него травма – то есть все. Этот тренд освобождает от массы блоков в голове, этот тренд буквально кричит – да, пишите все, что в голову взбредет, вам можно, можно все. И они пишут что угодно, но не художественное произведение. Более того, психологи теперь тоже массово предлагают «заняться творчеством». Зачем предлагают? Они уверены, что человек имеет дар? Нет, они просто считают это полезным для человека, пусть он пойдет и загадит сферу искусства. Тем более, сегодня «это можно».
Давайте еще раз повторю: арт-терапия травмированных людей и литература это не одно и тоже, это вообще две сферы, которые не пересекаются. Литература, как искусство, это жесточайшая конкуренция, это сфера высоких достижений – здесь «гладят по головке», когда ты семь потов с себя спустил, когда ты добился чего-то, когда ты усилием труда, таланта, воли, ума и души дошел до вершины, а не тогда, когда кто-то рассказал о том, какой он обиженный и поэтому нуждается в награде и «чтобы его погладили».
P.S. Я пишу о литературе, какой она должна быть, но да, сегодня она такой не является. Сегодня это позор, сфера рынка и коллективных трендов, а не искусство, и не сфера избранных.
PP.S.
Написать о травме - не значит поставить конфликт произведения, учите матчасть.
В классике нет травм, там есть конфликты разного уровня.
Разбирайте произведения искусства, как писатели и литературоведы, а не как психологи.
Литература травмы. Часть 1 - читать
Литература травмы. Часть 2 - читать
__________________________________
Анна Гутиева, писатель, лит.редактор, психолог