Найти тему
О чем кричит редактор

Литература травмы. Часть 1

Рукописей через меня идет много, волей-неволей формируется классификация ошибок и штампов. Видна общая картина коллективного сознания, она складывается из повторяющихся мотивов. Если автор не способен глубоко мыслить, он в основном использует навязанные коллективным разумом тренды мысли, и в ответ все тот же коллективный разум одобряет подобные тексты, ведь они поддерживают всеобщие иллюзии мышления. Так вот мне хотелось бы поговорить о таком масштабном явлении штампованной авторской мысли, как литература травмы.

Беда в том, что сегодня для многих авторов стоит большая проблема – создать внутренний конфликт главного героя, конфликт, который бы отражал при этом конфликт всего произведения, а тот в свою очередь конфликт общества, какого-либо типажа. Для таких вещей надо либо обладать даром интуитивного постижения мира, либо большим запасом знаний по разным дисциплинам/опыта/умения мыслить на основе этих знаний и опыта. Такое ощущение, что вместо создания конфликтов современные авторы пользуются методом выдумывания травм герою.

Дело в том, что травма сама по себе конфликтом не является, в итоге получаются сюжеты, в которых герой получил травму и всю дорогу с ней носится, страдает, ничего с ним не происходит, но у него же травма, и он страдает. Вот и весь конфликт, вот и весь сюжет.
То есть буквально – вот это страдание и есть сюжет. И я не утрирую, я пишу это и в голове у меня множество примеров изданных и обласканных книг.

То, о чем я сейчас говорю, проблема содержания текстов. Содержание зависит от того, что в голове и душе автора. Сегодня не принято грозить пальцем автору и говорить: «Ты просто напросто тупой, может, тебе поучиться, жизнь пожить, ума нажить», сегодня принято говорить: «Хочешь писать – пиши, у тебя все получится, ты можешь» и прочую ложь. И удивительно, что писать могут многие: технике создания истории можно научиться, а у некоторых даже язык чудо как хорош и они пишут, как поют. Ни о чем, но прекрасно. А если они при таком даре еще и поют о современных штампах мысли (содержание), то их тут же разбирают по издательствам, дают премии и вообще много о них говорят.

Откуда появилась литература травмы?
К сожалению, это не просто эксперимент, это именно что
современное коллективное мышление: поиск травмы, как поиск причины, почему мы все не богаты и не счастливы. У нас же есть сегодня лозунги: «каждый может быть счастлив», «каждый может стать миллионером», «каждый может заниматься любимым делом», а если вы до сих пор не миллионер и не счастлив, то надо найти причину. А причины нынче «все в себе», мир тут не при чем, объективная реальность утратила свою силу.

Люди буквально считают, что мама заставляла его учиться, поэтому он теперь не свободная личность, и мама виновата в том, что он работает по найму за стабильную з/п и платит ипотеку. У человека травма. Такой человек увольняется с хорошей должности, едет на Бали/Гоа/Тибет на все сбережения, занимается йогой, поет и рисует, и ждет, вот-вот пойдут миллионы, ведь он освободился от травмы и теперь живет свою уникальную жизнь (точно такую же как у миллионов туристов вместе с ним, человек просто в очередной раз окунается в штамп жизни и мышления).

Миллионы получают не эти «освободившиеся», а гуру и наставники с их историей про травмы. А люди возвращаются домой, есть единицы, у которых получилось выполнить эту штампованную историю, но сотни и тысячи людей возвращаются к своей программе выживания. Понимаете, что делает с людьми «секрет травмы»?
Мне же надо было дать вам хотя бы общее понимание, что разговоры о травмах – это модная иллюзия освобождения от причин человеческого существования. Люди выходят из кабинета психолога, она счастливы, они нашли причину своей неидеальной жизни, сейчас они разберутся и станет хорошо. Но это, конечно, тотальное заблуждение.

Так вот тема с травмами, конечно, отражается и в литературе. Ведь пишут книги все те же люди.

Литература травмы.Часть 2 -
читать
____________________________________________
Анна Гутиева, писатель, литературный редактор, психолог
Услуги редактирования, консультации, разбор текстов-
смотреть здесь