Найти в Дзене
О чем кричит редактор

Что будет актуальным в литературе? Часть 2

Раз я есть и вижу то, что вижу, то прокаркаю нам будущее. Начало здесь. Вдруг пара человек возьмет на вооружение и сделает хорошие романы. Сразу поясню: я не толкаю вас к новым трендам. Я просто говорю о необходимости обсуждения определенных тем, которые пока еще в бессознательном общества таятся. ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЕ ИСТОРИИ И ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Пока еще постепенно будет нарастать потребность в жизнеутверждающих книгах, особенно важны они станут в жанре реализма. Умение писать свет, добро, показывать намеком возможность выхода, развитие - очень сложно, как минимум, потому что, большинство из нас не знает, ни в чем заключается развитие, ни в чем свет, ни как его писать, чтобы не было приторно и скучно. Тема развития, тема обретения жизни и будущего в противовес застреванию человека на травме, детстве. (Конечно, появится куча шаблонных простеньких историй, которые в итоге убьют потребность людей в добре и развитии, и люди снова захотят быть постмодерново циничными. Шутка. Это делают

Раз я есть и вижу то, что вижу, то прокаркаю нам будущее. Начало здесь. Вдруг пара человек возьмет на вооружение и сделает хорошие романы. Сразу поясню: я не толкаю вас к новым трендам. Я просто говорю о необходимости обсуждения определенных тем, которые пока еще в бессознательном общества таятся.

ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЕ ИСТОРИИ И ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Пока еще постепенно будет нарастать потребность в жизнеутверждающих книгах, особенно важны они станут в жанре реализма. Умение писать свет, добро, показывать намеком возможность выхода, развитие - очень сложно, как минимум, потому что, большинство из нас не знает, ни в чем заключается развитие, ни в чем свет, ни как его писать, чтобы не было приторно и скучно. Тема развития, тема обретения жизни и будущего в противовес застреванию человека на травме, детстве.

(Конечно, появится куча шаблонных простеньких историй, которые в итоге убьют потребность людей в добре и развитии, и люди снова захотят быть постмодерново циничными. Шутка. Это делают другие сферы мира).

Книги с героическими персонажами, иначе говоря книги о людях, способных преодолеть ограничения своей психики, своего комфорта, своих невозможностей, о людях с большой буквы, о людях, которые не застревают на себе, их определяет будущее, цели, общезначимые идеи. Задачка написать такого персонажа не из простых, потому что подумать о таком человеке очень сложно, великие писатели голову над этим ломали (в наших умах такие личности представляются идеально скучными или фэнтезийно нереальными и все такое, но это лишь наши шаблоны). К тому же мы уже тридцать лет как воспитаны в идиотическом обесценивании великих, известных личностей до уровня обывателей с личными страданиями и психозами.

ЛЮБОВЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ. Но чуть дальше в будущее нужны будут книги о любви, только не в жанре СЛР, ромфант, и не янг-адалт, как сегодня, а именно в боллитре, современной прозе. Потому что возник конфликт, пока еще не осознаваемый между томлением, страстной, но неправильной с точки зрения психологии любовью и прохладной, зато адекватной и нормальной любовью. Люди уже утомились от осторожных безэмоциональных шагов в отношения в кино и книгах. Так что новые книги будут о несовершенной любви (а бывает совершенная?), но с осмыслением знаний о психологии развития и отношений. Вряд ли любовная линия в таких романах будет основной, но она будет очень яркой, определяющей выбор, жизнь героя, мы о такой любви с вами и забыли (даже фильмов таких не снимают).

ЖЕНСТВЕННОСТЬ и МУЖЕСТВЕННОСТЬ. Вслед за темой любви обязательно потянется вопрос о женственности. Чтобы решить вопрос любви, придется иначе взглянуть на мужественность и женственность, нежели сегодня принято. На взаимодействие полов сегодня имеется жесткая догма, непререкаемая точка зрения, попробуй ляпни что-нибудь вопреки. "Женский вопрос" размашистым строем шагает по планете. Так что осмыслять проблемы дисбаланса жен-муж пойдет кто-то очень смелый. Но возможно, придется дождаться какой-то катастрофы, из-за которой и станет реальным осмысление вопреки тренду.

САТИРА И МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ. Также с тем, что ИИ ворвался на рынок, актуальными станут сатира (Дж.Остин, И.Ильф и Е.Петров, Д.Адамс и др) и умение создавать метафорические тексты (Е.Шварц, Е.Замятин, А.Платонов и др). Потому что и сатира, и метафора (не как фраза-прием, а как стиль мышления автора) очень сильно зависят от мышления автора, от его видения мира, от иррационального, образного, интуитивного мышления в большей степени, нежели другие писательские типы. Ну и к тому же, сегодня в литературной среде много всем недовольных авторов, а прямо высказываться становится сложнее, метафора и сатира - прекрасная возможность сказать о социальном, остром, вечном и важном. Вот здесь будет много грустного, драматического, желчного, трагического в противовес жизнеутверждающим книгам.

НОВЫЙ ЖАНР Есть предположение, не только мое, что вал ромфанта и прочих выпускаемых килотоннами, будет заменен ИИ, а значит. появится "вакансия" для нового жанра.

Интересно то, что смена тем в творчестве часто (но не всегда) обусловлена изменениями в общественном/политическом поле и/или скачками технического прогресса. Например, в бессознательном коллективном поле назревает необходимость видеть человека не бессмысленным, убогим, разлагающимся, как это было в постмодерне, а человеком-в-развитии, человеком-со-смыслом. Если в разгар существующего тренда дать книгу о чем-то ином, можно остаться невостребованным. Порой должно случится нечто масштабное и кардинальное, чтобы вызывать внутренние скрытые потребности в большом количестве людей. То есть, массовый читатель, например, сталкивается с бессмысленностью лицом к лицу и в ужасе бежит за светом и смыслом. Это просто пример.

Но, конечно, бывает и так, что просто накопительный эффект, бум однотипных тем, усталость читателя, поиск нового. Меня лишь удивляет, как долго это происходит.

Поймать волну раньше других, быть первым, оказаться на разломе парадигм - это творческий риск. Я не думаю, что можно намеренно по предложенным темам писать книги. Скажем так, либо через писателя прошла тема и зажгла его в его личной жизни по каким-то его личным мотивам, либо нет. Но путь к этому лежит всегда через отказ от следования тренду (даже если он сильно нравится) и всегда через прислушивание к себе, через встречу с собственной тенью.

__________________________

Анна Гутиева