Это разговор о том, что иррациональное, чисто человеческое лежит в основе процесса творчества и что мы, современные творческие люди, зачастую упускаем из вида.
В творческих сферах определение талантливости того или иного творца не имеет четких критериев, к тому же современные мы знаем, что не всегда удавалось распознать и понять, что перед тобой талант, и воздать ему должное.
Сегодня добавляется ещё и коллективное когнитивное убеждение «творить может каждый, надо только научить». И мы имеем великий обман нашей эпохи: если определить талантлив ты или нет никто не может, а творчеству можно научиться, то талант, в принципе, вымарывается из сферы творчества, как нечто несуществующее, необязательное.
Талант же ведет за собой, он словно зуд и внутреннее требование. Он пробивается сквозь обстоятельства жизни, ему неважно, водили ли вас в детстве в творческие студии, есть ли у вас время, чтобы творить, и прочее. Вы просто творите, чтобы унять внутренний зуд.
Но вот беда, талант может быть в наличии, но человеку нечего выразить. Он словно совершенствует постоянно технику, но не может пробиться к подлинному творчеству, к тому, чтобы создать нечто новое. Я видела не раз такие тексты, когда автор владеет языком, словно поёт, но тексты пусты. Я видела такие картины: они с технической точки зрения хороши, просто в них нет содержания.
С другой стороны, есть люди, которым непременно нужно выразить нечто очень важное о мире, о жизни. Их изнутри толкает зов, они начинают танцевать или писать, стараясь вылить из себя содержимое, что их переполняет. Зов часто связан с более-менее внятным пониманием, что именно просится наружу, что толкает изнутри. У писателя, режиссера, сценариста и тех, кто рассказывает истории, это может быть тема, идея, выраженные в образах или сценах, у танцора ‒ чувство, у художника, фотографа ‒ образ, и т.д. Призывать к акту творения можно человека в любой сфере, я вот с юношеских лет исследую причины и следствия, систематизирую данные, кто-то любит технику или язык программирования. Но дело всегда не в том, кто чем занимается, дело в том, что именно пытается человек выразить, отыскать в процессе творчества, чему жаждет придать форму и дать наименование.
Потребность выражать нечто не относится ни к какой жизненно необходимой потребности. Это не про эволюцию и выживание. Это словно часть природы создателя, мы должны воссоздавать жизнь, запускать обновления системы. Неважно даже, что мы не производим толком новое, чаще всего наше новое ‒ обновление и оживление вечного в нас ‒ жизни как таковой или её отдельных элементов. Куда реже случается творчество, как тотальный, революционный рывок в новую эпоху, но об этом мы говорили. Нечто через нас жаждет быть выраженным. И здесь сходится вот такая вот неопределенность и мистичность с психологией человека, его уникальностью.
Вопрос: а что именно стремится выразить человек? ‒ связан с особенностями личности, с его внутренним конфликтом, который может лежать глубоко внутри, человек о нем и не знает, конфликт находится в спящем состоянии. И человека на самом деле, пока его внутренний конфликт спит, ничто не раздирает, не тревожит, не наполняет так, чтобы знать точно, о чём его история жизни и творчества. Пробуждение конфликта связано со встречей с собственной тенью: боль и страх, расставание, близость смерти или утрата, экзистенциальные кризисы.
Я знаю огромное количество людей, которые просто собирают из мира крохи ‒ образы, идеи, чтобы написать книгу или нарисовать картину, а также знаю многих, кто и хотел бы что-либо выразить, но не знает что. В сети есть форумы, странички, где творческих людей учат искать идеи для произведений, смотреть на мир под определенным ракурсом, творчески, так сказать. С ними не случилось зова. Ничто в мире их не зацепило так, чтобы вызвать внутренние процессы, запускающие творческий процесс ‒ переживание и осмысление, анализ, исследование, поиск нестандартного решения.
Всё это рождается из отношений творческого человека с миром, с людьми, с жизнью в целом. Мы же с вами понимаем, что то, как человек воспринимает жизнь, что именно в окружающем мире его цепляет, зависит от его личностных характеристик. Люди нормальные стараются жить так, чтобы не цеплять других, и чтобы их ничто не цепляло. Люди творческие раскачивают себя на эмоции, на волнующую их тему, на конфликт.
Творческий зов связан не только с личными особенностями. Нет такого, что мы можем творить что угодно, о чём угодно и как нам вздумается. Можем, но в этом нет смысла, если мы ищем себя, надеемся обрести ценность собственной жизни, если мы жаждем испытать полёт творчества. Каждый из творческих людей в зависимости от своих особенностей воспринимает мир не объективно весь целиком, а только какую-то его часть, словно каждому дан свой участок жизни, за который он отвечает. Будто каждый ‒ амбассадор определенного кусочка мира/ жизни, который через нас будет особенно ярко и полно проявлен. Можно сказать, что это все равно, что найти своё предназначение. Понять умом или диагностикой, за что мы отвечаем, нереально.
Также в процесс поиска себя и своего предназначения вмешиваются такие жизненные механизмы, если их так можно назвать: случай, преодоление препятствий, последовательность событий, внутренняя активность. Это помимо проявления таланта, развития мастерства, стремления к цели, осуществления желаний.
Например, преодоление препятствий. Человек может считать себя кем-то, иметь определенные цели и идти к ним, но это не его истинные цели. И перед ним предстает одно или череда препятствий, проживая которые, человек что-то осознает, словно выбирается из картонных декораций. Многим из нас надо изжить что-то или, наоборот, всковырнуть, чтобы жизнь наконец дала доступ к предназначению, чтобы мы услышали зов.
Здесь, как и в вопросе определения таланта, никто не даст четкой инструкции, что считать подлинным зовом, а что ложным. Что называется, жизнь покажет.
Не всегда наличие таланта и зова совпадает в одном творческом человеке. И это, наверное, самое тяжелое. Может быть талант, но нет содержимого. Может быть глубокое содержание, но нет таланта. Как вы понимаете, подобные вещи не относятся ни к воле, ни к желанию человека. Это рулетка. Сочетание таланта и внутреннего зова или, попросу говоря, содержания, дает заметный результат.
Если вам очень важно творить, то стоит прежде всего себя проинспектировать по этим двум параметрам: зов и зуд (смешно звучит, но звучит).
Отрывок из моей новой книги о поиске уникальности в творчестве (книга ушла в издательство)
_______________________
Анна Гутиева, писатель, литературный редактор, психолог