Часть 1.
Человек творческий - это иной вид человека? нежели человек обычный-нормальный. Если психика обычного человека направлена на адаптацию к обществу, условиям жизни, к общению, то психика человека творческого – это неадаптивность поневоле, отсутствие механизмов сцепления с миром, если можно так выразиться. Такое же отсутствие адаптивности, как функции и у механизма невроза.
Ситуация невозможности быть нормальным, обычным человеком делает в какой-то мере человека изгоем. Я думаю, многие испытывают это чувство собственной странности из-за некоторых форм поведения, сознания, проблем во взаимоотношениях, которое отодвигает человека из общего потока, которым спокойно довольствуется большинство: учеба, деньги, дети, семья, работа, дом, здоровая психика, накаченное тело - то, что нормальные люди называют смыслом жизни или бессознательно так считают.
Это состояние изгнанности заставляет такого человека искать смысл в иных сферах, как библейского человека землю обетованную. И здесь уже речь заходит - в меньшем случае - о самоактуализации: «в чем мое предназначение, в чем потенциал», а в больших случаях ведет к поиску ответов на вечные вопросы – «куда и откуда идет человечество, есть ли высшая сила, кто это создал и с какой целью».
В случае поиска себя творчество служит оправданием собственного существования, потому что оно отчасти свобода, ведь человек создает нечто и приобретает статус творца.
В случае поиска ответов на вечные вопросы творчество является уже служением, оно словно процесс передачи знаний, ответов из мира идей в форму, которая будет понятна многим людям.
Чем сильнее невротическое состояние, тем мучительнее невозможность отыскать смысл - не спасают философы, психологи, религии. В сущности, каждый творческий невротик в острой стадии ищет свой личный канал общения с богом (чтобы не трогать ничьих верований или неверия вы можете под это слово подставить любую высшую силу или даже информационное поле), каждый невротик нуждается в личном ответе, чтобы облегчить муки. И как мы видим из литературы, ставшей великой, ответы на одни и те же вечные вопросы, может, и едины по сути, но разные по форме и содержанию.
Как же открываются такие каналы? Ролло Мэй называл их "встречей", Абрахам Маслоу "пиковым переживанием", Ф.М. Достоевский говорил, что момент озарения перед припадком эпилепсии открывал ему мир. Мы так забыли об иррациональной составляющей нашей жизни, что хотим разложить по правилам и пунктам нечто удивительное – акт творчества - что работает на очень тяжелом механизме психики, что питается мучительнейшим разладом.
Боль, страх, отчаяние, тоска перед незнанием о смысле существования и рождаемый жаждой выбраться из этих чувств поиск свободы. Сначала ОТ самого себя, от условий жизни, от несправедливости, от нелюбви, от несовершенства человеческой природы. А затем и свободы ДЛЯ будущего, создаваемого смысла вновь и вновь, каждым новым творцом, каждым мыслителем и верующим.
Казалось бы, а почему любой человек не может задать вопрос, обратившись к чему-то над всеми нами или глубоко в нас (в зависимости от веры) и получить ответ, ведь для этого есть религии с их молитвами, есть трансерфинг с его внутренним намерением, есть настройки вибраций в эзотерике и тд, то есть вот техника, бери, делай, слушай ответы.
Но дело в том, что силу намерения, молитвы, обращения дает внутренняя неудовлетворенность, но не условием жизни, а бессмысленностью жизни в принципе, жаждой смысла, ответов на вопросы всего человечества, которые не занимают людей нормальных, а невротиков доводят до разрушительного состояния.
Часть 2.
К чему разговоры о неврозах, которые уже достали, если честно, потому что мода откровенно говорить о своих проблемах показала, что невротик почти каждый второй – вот откуда берутся все эти толпы на медитациях и прочем – ищут ответы.
Думаю, нам всем очевидно, что не каждый невротик, даже тот, кто обрел ответы, обязательно станет творческим человеком. Нет, все еще хуже: не каждый невротик, пробующий творить, имеет отношение к творчеству.
Во-первых, превратить импульс невроза во что-то общественно значимое, выйти за пределы терапии через творчество – это надо еще постараться, здесь работает много факторов.
Во-вторых, и главное, талант - это не то, что есть у каждого, это не умение, которое можно развить в автоматический навык. Простите, но это дар - хоть гены, хоть свыше - все равно, дар, который дается не каждому. Либо есть, либо нет.
Поэтому, когда я хочу завести речь о раскрытии творческого потока, о возможности открыть канал, я говорю только о творческих, обязательно талантливых людях невротиках, людей с проблемами в адаптации, людей не от мира сего. Ни для кого другого техники и идеи не будут полезны, наоборот, вредны и опасны.
Мы с вами прекрасно знаем, что творческие люди, как показывает история, раскачивали свою психику допингами: алкоголь, наркотики, девиации поведения, транс, медитация, эзотерические практики. Все, что снимает адаптивные к обыденности, к обществу механизмы, все, что усилит ощущение разлада, выхода за пределы нормального спектра психических переживаний. Каналы открываются за пределами обыденного сознания, работающего на стабильность, уют и выживание. Вот в чем опасность. И как показывает история, творческие люди не только спивались, заканчивали жизнь самоубийством, но и становились психическими инвалидами. Один из печальных примеров немецкий поэт Ф.Гёльдерлин, впавший в кататонический ступор.
Тут выдохнем и улыбнемся: нет не все, нет, это не обязательное условие. Это один из рисков творческого человека. Вы все еще хотите писать?)))
________________
Итак, резюмируя:
1. Сила внутреннего конфликта становится той иррациональной силой, которая дает импульс для творческого процесса. Без нее творчество при всей обученности, знаниям, тренировкам – пустое.
2. Невроз не равно творчество. Творчество, рожденное неврозом, не равно творчеству. Невроз дает возможность открыть каналы к надличностным переживаниям.
3. Обожествлять и лелеять невротические состояния – идиотизм, так делают те, кого не сильно замучил внутренний психопат. Невроз – мучение, инвалидность, ад, его единственная функция – заставить искать смысл за пределами человеческих смыслов. Невроз – сила ускорения души в космические дали) примерно так.
4. Эту силу можно использовать для открытия каналов, по которым приходят идеи (извините, что звучит так наивно и сказочно).
5. Творить на подобной силе ускорения – риск. Реальный риск для жизни.
_________________________
А если без шуток, меня интересует чисто практическое решение. Если, вы невротик и обладаете даром выражать себя пусть в нашем случае это писательство, то есть выше описанные условия имеются, как нам помочь себе открыть канал выхода в надличностное пространство. Но техник для этого как вы понимаете имеется множество и в психологии, и в религиях, и эзотерических практиках. Я хочу, чтобы мы с вами попробовали нечто более повседневное, нечто чисто писательское, не требующее сложных медитаций и работы с сознанием.
Что же, скажете вы, если человек нашел смысл, получил свой ответ, он не сможет творить? Я скажу так, скорее всего он не сможет не творить. Канал открыт, и ответов будет все больше и больше.
_______________________________
Анна Гутиева, литературный редактор, автор книги «О чем кричит редактор»