Найти в Дзене
Инноваторус

Требуется ли проводить аттестацию ГИПа в области обеспечения транспортной безопасности?

Оглавление

Постановка вопроса

Проектная организация выполняет работы по проектированию систем обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства и обратилась к Заказчику с просьбой предоставить исходные данные для проектирования, в том числе, планы обеспечения транспортной безопасности (ПОТБ). Заказчик запрашиваемые исходные данные не предоставляет, ссылаясь на необходимость предоставления со стороны проектной организации:

  • свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности главного инженера проекта (ГИПа);
  • свидетельства об аккредитации проектной организации в качестве специализированной организации в области транспортной безопасности.

Возникает вопрос: «Требуется ли проводить аттестацию ГИПа в области обеспечения транспортной безопасности»?

Вопрос, с которым сталкиваются проектировщики
Вопрос, с которым сталкиваются проектировщики

Анализ нормативных документов

Пункт 5 Перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (утвержден распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. No 1653-р «О перечне работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности»), включает в себя разработку и реализацию ПОТБ объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средств (ТС). Представитель Заказчика, ссылаясь указанный пункт, обосновывает свое требование к ГИПу проектной организации пройти аттестацию в области обеспечения транспортной безопасности.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННЫХ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности.
2. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
3. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры.
4. Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.
5. Разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации.
6. Формирование и ведение информационных ресурсов единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах.
7. Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности.
8. Сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
9. Разработка и реализация паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию) и паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.
10. Разработка и реализация программ обеспечения транспортной безопасности эксплуатантов (транспортных средств).

С нашей точки зрения, указанный 5-й пункт Распоряжения No 1653-р напрямую регулирует разработку и реализацию ПОТБ, а не включение их данных в проектную документацию. Разработка проектной документации на основании уже утвержденного ПОТБ не является мерой обеспечения транспортной безопасности, а лишь документирует их.

В статье 12.1, пункте 7.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. No 16-ФЗ «О транспортной безопасности» содержится определение, указывается:

«7.2) силы обеспечения транспортной безопасности — лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.»

Таким образом, формулировка данного пункта подразумевает выполнение конкретных мероприятий самим субъектом транспортной инфраструктуры (Заказчиком), а не сторонними организациями.

Выводы

Заказчик может требовать, чтобы ГИП имел знания в области транспортной безопасности (например, для согласования проекта с планом обеспечения транспортной безопасности), однако указанное требование является дополнительным, не обязательным в силу закона.

Таким образом, не предоставление Заказчиком доступа к планам обеспечения транспортной безопасности, ссылаясь на отсутствие свидетельства об аттестации по транспортной безопасности ГИПа, может являться основанием для приостановки работ или досрочного расторжения договора в соответствии с ГК РФ, ст. 450.

Что касается свидетельства об аккредитации проектной организации в качестве специализированной в области обеспечения транспортной безопасности, то исходим из того, что проектирование систем транспортной безопасности само по себе не относится к непосредственной разработке ПОТБ и оценке уязвимости, следовательно, специальная аккредитация проектной организации в соответствии с Приказом Минтранса Российской Федерации No 69 «Об утверждении Положения о порядке аккредитации организаций в области обеспечения транспортной безопасности» не требуется.

Проектной организации необходимо иметь сертификат СРО (саморегулируемой организации) и членство в НОПРИЗ, чтобы иметь право разрабатывать проектную документацию.

Заключение

Тем не менее, на практике многие заказчики требуют аттестации у проектировщиков «на всякий случай», потому что трактуют фразу закона про «непосредственно связанные работы» максимально широко. Получается, что формально это не обязательное требование, но в контрактных отношениях может возникнуть как пожелание или условие заказчика.

Коллеги, приглашаю к обсуждению данной темы в комментариях. Напишите, сталкивались ли вы с требованиями о наличии аккредитации или аттестованных сотрудников по вопросам обеспечения транспортной безопасности в составе проектной команды?