Найти в Дзене

Дилерская сеть автосалонов России в 2025 году

Оглавление

Несмотря на спад продаж, число дилерских контрактов в России растёт — в основном за счёт китайских брендов. Однако география сети почти не изменилась, а автосалоны работают на пределе, предлагая рекордные скидки, чтобы распродать переполненные склады. Подробнее — в материале.

Инфраструктура растёт

Несмотря на спад продаж, инфраструктура автодилеров в России продолжает расширяться – во многом благодаря приходу новых брендов. По состоянию на середину апреля 2025 года в стране насчитывалось 4 516 действующих дилерских контрактов на продажу и сервис легковых автомобилей, что на 20% больше, чем годом ранее. Год назад, в апреле 2024-го, таких контрактов было 3 764, то есть за год их прибавилось более 750.

Стремительный рост числа дилерских соглашений обусловлен активным выходом на рынок десятков новых марок, прежде всего из Китая. В 2023–2024 годах свои сети в России начали создавать бренды XCite, Kew (KnewStar), Jetta, Kaiyi, Skywell, Voyah, Zeekr, Exlantix, упомянутые ранее Omoda, Jaecoo, Jetour и многие другие. Каждый из них заключает контракты с бывшими дилерами ушедших компаний или с независимыми автоцентрами, желающими получить новый бренд в портфель.

Всё не так просто

Dажно отметить, что физическое число автосалонов выросло гораздо меньше. Многие существующие дилерские центры просто сменили вывески или добавили новые бренды. По данным «Автостата», количество дилерских центров (уникальных автосалонов) к середине апреля 2025 года составило 3 082, что лишь на 2% больше (+54 салона), чем год назад.

География присутствия дилеров практически не изменилась: если в середине апреля 2024 года дилерские центры работали в 2 126 населенных пунктах России, то год спустя – в 2 145 городах и поселках (прирост всего на 19 локаций).

Иначе говоря, экспансия новых брендов шла в основном за счет освоения освободившихся площадей в уже существующих автогородах. Бывшие салоны Renault, Toyota, Kia и т.д. перешли под вывески Chery, Haval, Geely и других китайских марок.

В столичных и крупных региональных автокластерах (Москва, Петербург, Казань, Екатеринбург, Краснодар и др.) в одном дилерском центре теперь нередко объединяются шоу-румы сразу нескольких новых марок – например, Changan соседствует с Exeed, а Geely с Omoda под одной крышей. В небольших городах появилось несколько совершенно новых автоцентров, но таких случаев относительно немного.

Число дилерских центров на 01.04.25 Информация взята в тг Сергея Целикова, Автостат https://t.me/sergtselikov/383
Число дилерских центров на 01.04.25 Информация взята в тг Сергея Целикова, Автостат https://t.me/sergtselikov/383

Региональное распределение

Региональное распределение дилерской сети остается относительно равномерным по стране, но наиболее плотная сеть – традиционно в центральной части РФ и экономически развитых регионах. Практически во всех субъектах федерации сейчас присутствуют официальные дилеры хотя бы одного китайского или отечественного бренда, исключая, пожалуй, самые малонаселенные республики.

В Европейской части России охват близок к полному, на Урале и в Западной Сибири – также высокий. На Дальнем Востоке дилерская сеть исторически менее развита, однако и там в крупных городах (Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск и др.) открылись автосалоны новых китайских марок, пришедшие на смену уходящим японским.

Таким образом, география дилерских центров простирается от Калининграда до Владивостока – собственно, дилерская сеть бренда Solaris в своем пресс-релизе так и указала: «представлена в 62 городах от Калининграда до Владивостока».

Топ-10 регионов

Дилерские центры /контракты

1️⃣Москва - 376/559

2️⃣Санкт-Петербург - 207/327

3️⃣Московская обл - 130/207

4️⃣Татарстан - 119/190

5️⃣Тюменская обл - 110/165

6️⃣Свердловская обл - 98/142

7️⃣Краснодарский край - 94/157

8️⃣Челябинская обл - 90/149

9️⃣Самарская обл - 90/145

🔟Башкортостан - 86/130

Поддержка спроса

Стоит подчеркнуть, что дилеры пытаются стимулировать спрос широкими акциями и скидками. По оценкам аналитиков, в первом квартале 2025 года средний размер скидки, предоставляемой официальными дилерами, достиг 21% от цены автомобиля. Причем специальные предложения по снижению цены наблюдаются у 91% всех дилерских объявлений о продаже новых машин.

Практически каждая сделка сейчас сопровождается какими-либо бонусами для клиента – будь то прямая скидка, бесплатное ТО, дополнительное оборудование или трейд-ин бонус. Например, в апреле сообщалось, что выгода для покупателя по ряду моделей может превышать 1 млн рублей, особенно если дилер распродает склад автомобилей предыдущего года выпуска.

Такая беспрецедентная активность связана с перепроизводством и перепоставками: склады новых авто переполнены. По словам Сергея Целикова (директора «АВТОСТАТ»), на начало года дилерские стоки составляли свыше 500 тыс. непроданных новых машин – это почти годовой объем продаж 2022 года. Только в мае 2025 началось заметное сокращение складских запасов: продано примерно на 20 тыс. автомобилей больше, чем поступило от импортеров и заводов.

-3

Вывод

Таким образом, дилеры стремятся любыми способами реализовать скопившиеся машины, хотя сами признают, что чрезмерные скидки подрывают экономику автобизнеса. В дальнейшем это может привести к оптимизации сети – менее эффективные точки продаж будут закрываться, если спрос не восстановится. Пока же в первой половине 2025 года дилерская сеть продолжает работать «на износ», конкурируя за каждого клиента и расширяя портфель брендов, чтобы оставаться на плаву.

🚀 Подписаться | Ассоциация автомаркетологов