Найти в Дзене
Цитадель адеквата

Тоний: Последний период неопределённости – самый долгий

Тоний – первый из периодов неопротерозойской эры, самый продолжительный из всех геологических периодов, начинающийся ровно 1 миллиард лет назад, но кончающийся уже не так ровно – 720 миллионов лет назад. И на данную его особенность стоит обратить внимание.

Все предшествующие тонию периоды протерозойского эона длились по 200, иногда по 250 миллионов лет, – если количество сотен миллионов лет в эре оказывалось нечётным, лишнюю «раскидывали» по двум периодам. В архее же и периодов не было, – только эры по 400 миллионов лет. Только последняя – неоархейская оказалась короче – 300 миллионов лет. По той же уважительной причине: при продолжительности 1.5 миллиарда лет всего архей нацело на отрезки по 400 миллионов лет не делился. И если сравнить эту красоту с периодами фанерозоя, начинающимися с кембрийского, можно заметить разницу. Все фанерозойские периоды, сравнительно с протерозойскими короткие, и имеют различную длительность – от 25 до 80 миллионов лет. Причём, длительность эта ещё и указывается с погрешностью. Например, кембрий начинается 538.8 плюс-минус 0.2 миллионов лет назад, а кончается 485.4 плюс-минус 1.9 миллиона.

Чтоб не тянуть, – границы фанерозойских периодов геологические. Граница на которой заканчивается один из периодов и начинается следующий, – некое геологическое событие планетарного масштаба. Любопытно само по себе то, что когда геохронологическая шкала создавалась, исследователи ещё не имели представления о длительности периодов. Толщина отложений сама по себе ни о чём не говорила, – ясно было только что пласт должен был формироваться миллионы лет. Но скорость накопления отложений очевидно зависела от условий… Можно было, однако, видеть, что в какой-то момент характер отложений и состав окаменелостей в них – меняются.

Погрешность в указании границ периода связана с датировкой граничного события. А иногда и с выбором события, как такового. Например, разница между «нашим» вендом и «их» эдиакарием – в выборе «точки отсчёта»… Важно же, в данном случае, что события, разделяемые «периодами», должны были прослеживаться во всех частях света.

Части же современного света появились только в мезопротерозое, – между 1.5 и 1 миллиардами лет назад. К этому моменту рост материков, в основном, закончился и уже всё, в принципе, было. Просто – не там. Антарктида, в частности, вместо Южного полюса, крутилась на Северном.

Но это – в теории. На практике, глобальное геологическое событие, годное для выполнения функция границы периодов, требуется ещё выявить и всюду проследить. Так что, на данный момент, двигаясь со стороны современности, геологи добрались только до верхнего предела тония. Тогда – 720 миллионов лет назад – сразу везде и практически всем пришёл криогений.

Отметить стоит, что внезапно пришёл. Ничто, вроде бы, замораживания Земли не предвещало. Состав атмосферы не менялся, – всё те же 20% углекислого газа, 1% кислорода, остальное – азот. Соответственно, точно как и в мезопротерозое в тонии на планете держался ровный, прохладный – на 3 градуса холоднее современного – климат. Солнце разгоралось, только за один тоний прибавив 2.5% светимости. Интенсивность извержений снижалась, но уже больше теоретически. Быстро она падала в архее. С 1.5 миллиардов лет назад и до современности точность измерений уже не позволяет заметить разницу. Которая, скорее, предполагается, – интенсивность выделения тепла в недрах планеты должна постепенно убывать…

По-прежнему безвидная и пустая суша в Тонии группировалась в образовавшийся ещё в конце мезопротерозоя суперконтинент Родинию, вяло вращавшийся потоками океанической коры и лишь к концу периода распавшийся. В высоких широтах суша была покрыта ледниками, в умеренной же зоне и тропиках – каменистыми и песчаными пустынями. Как и в мезопротерозое, рек, несущих прозрачные воды среди безжизненных берегов, было мало. Дожди над пустынями почти не шли.

-2

Интенсивность биологических процессов на тропических мелководьях оставалась низкой. Поднять содержание кислорода выше 1% цианеям никак не удавалось. В начале же периода отмечается даже снижение количества строматолитов, – выдающих появление жизни на планете с начала архея известковых «минирифов» на отмелях. Возможно, в этот момент впервые на «растительный мир» – в лице фотосинтезирующих бактерий, – сказалось давление «травоядных» – в лице амеб. Однако, с начала и до конца периода в морях процветали многоклеточные красные водоросли. Что позволяло кое-где уже обнаружить жизнь на планете визуально.

...Главным же свершением тонийского периода стало бесспорное уже появление многоклеточных животных. Пока – дотканевых. Но лиха беда начало… С начала периода 1 миллиард лет назад и до похолодания 740 лет назад наблюдается сходные хайнаньская и тиманская биоты, – существа, видимо, подобные губкам, но современных губкам (а тем самым и современным животным) не родственные. Настоящие же губки – отавии – появляются 760 миллионов лет назад. Судя по всему, это оказались более приспособленные полусущества-полуколонии. Им удалось пережить криогений.

Появление многоклеточных животных на данном этапе предсказуемо. Одноклеточные эукариоты к началу тония существуют уже 600 миллионов лет, а более просто устроенные, нежели животные, многоклеточные водоросли – уже 200 миллионов лет. То есть, время нарастить объём ДНК, а значит и навыки совместного существования, у клеток было… Но тем более странным представляется в свете данной логики существование франсвилльской биоты более чем за миллиард лет до наступления тония.