Глава 1, Глава 2, Глава 3, Глава 4, Глава 5, Глава 6, Глава 7, Глава 8, Глава 9, Глава 10, Глава 11, Глава 12, Глава 13, Глава 14, Глава 15, Глава 17
Аукцион
- Здравствуйте! Добрый вечер! Прекрасно выглядите! Здравствуйте! – скулы свело от улыбки, но надо терпеть.
Чем активнее прибывали гости, тем отчетливее Ирэна ощущала себя Маргаритой на балу Воланда.
Хостес на входе каждому гостю задавал вопрос о нательном кресте – гости хватались за грудь. Большинство, конечно, проигнорировали требование. Таких девочки мягко разворачивали и настоятельно просили оставить крестик в машине, либо в гардеробе. Для особо ценных экспонатов Ирэна предусмотрела небольшой сейф. Подобное условие у них случилось впервые, но в целом, ценности частенько приходилось хранить – на квестах, например.
Гости шли и шли. Вениамин важно расхаживал у фуршетной линии принимая поздравления и поднимая тосты. Ирэне тоже приходилось время от времени пригубливать глоток из бокала, но у нее был секрет – специально обученный официант подавал ей воду, подкрашенную лимонным соком. Это только в кино организаторы смело замахивают рюмку за рюмкой. Вы попробуйте продержаться 24-х часовую смену употребляя алкоголь. Невозможно!
Струнный квартет с клавесином выводил пассажи по нотам маэстро Виотти и синьора Луиджи Боккерини. К ужасу щепетильной Сонечки, квартет вступил в тайный сговор с Лизаветой, и музыка двух придворных композиторов несколько ускорилась, в ней появились подозрительные отзвуки современных битов. Впрочем, опознала это только трепетная скрипачка.
Вокруг фотозоны творился ажиотаж – все дамы хотели фото под руку с призрачным Императором. Аниматоры в образе церемониймейстеров, сбивались с ног, поправляя цветы и раскладывая шлейфы.
Официанты сновали с подносами туда-сюда хлопая фалдами фраков, бокалы звенели, здесь и там слышались возгласы удивления и похвалы необычному меню.
Стас и компания удивили всех прозрачными марципановыми фигурками, взрывающимися во рту букетом разнообразных вкусов (Витькина работа), фруктовым желе с мерцающим вином (это Семеныч тряхнул стариной и таки вспомнил, как кристаллизовать вино, чтобы оно выглядело, как россыпь драгоценных камней) и фуршетными пирожками, обожженными талантливыми Машиными руками таким образом, что на каждом красовался имперский герб. Гости ахали, разламывая пирожок - ведь начинка была золотая. Не фигурально – буквально, каждый начинили съедобным золотом. Не зря, ох не зря сидел Стас ночами, пытаясь придумать, как сделать начинку золотой без потери вкуса. Вениамин довольно подмигнул Ирэне, проплывая мимо, - Вот удивила, так удивила, лебедь моя. Так держать!
- Ох, то ли еще будет, - подумала Ирэна, - время близилось в полуночи, вот-вот придет пора взлетать рюмке. Лиза, стояла на посту, как верный часовой – контролировала, чтобы рюмку никто не сдвинул с серебряного блюдца и не утащил.
За пять минут до часа Х свет приглушили и светооператор навел яркий луч на угол стола.
Артур вещал в микрофон о том, что существует легенда…
- Тише - тише, дорогие гости, сейчас, на наших глазах, должно свершиться чудо. Дышите шепотом, чтобы не спугнуть.
Дворцовые часы начали звонко бить полночь, Ирэна и Лиза схватились за руки, Сонечка замерла. Краем глаза Ирэна видела Стаса и, невесть откуда взявшуюся, Аленку.
- Девять, десять, одиннадцать, – шепотом отсчитывал Артур, - двенадцать…
Прошло еще мгновение, которое показалось Ирэне вечностью, рюмка задрожала и важно поплыла вверх, расплескивая драгоценные капли. Немного покачалась в воздухе, сделала небольшой круг почета, сверкнув гербом Волковых, и плавно приземлилась на свой серебряный помост.
-Ну вот, а вы боялись. – прошелестел Марк откуда-то сбоку.
Ирэна отмерла, - Дорогие гости, просим пожаловать в Георгиевский зал! Церемониймейстеры, прошу открыть двери.
Аниматоры, с галантным поклоном, распахнули створки, и толпа повалила в зал обсуждая и охая от восхищения.
Сонечка тихо тронула Ирэну за руку, - Кто-то дергал скатерть. Тихонько так, как будто поблагодарил.
- Тебе показалось, - отмахнулась Ирэна и побежала к сцене, страховать ведущего.
Артур наслаждался, он любил этот момент – вот он, в великолепном костюме, выходит на сцену, берет микрофон и… гости начинают жить в сказке, которую он рассказывает. Скажет - и гости в Тридевятом царстве, или в космосе, или, как сегодня, в восемнадцатом веке. Пусть ненадолго, всего на несколько часов, но люди погружались в другую реальность и он, Артур, проводник людских сердец в детство, в счастье, в чудо.
Он замер на мгновение разглядывая толпу: вон Ирэнка, пышная талия затянута корсетом, глаза горят, грудь вздымается – ох и вид отсюда! Справа, у буфета уже встала на караул Лиза – она будет подавать лоты. Перетаптывается в тесных туфлях, видимо, жмут. Зато, при каждом движении, вспыхивают яркими кристаллами. Вот смешная!
В паре метров от сцены возвышается Великий и Ужасный Вениамин Бориславович в окружении своих опричников.
Артур выхватил несколько лиц, явно дружелюбно настроенных – к ним он будет адресовать первые шуточные реплики, а там, как пойдет.
- Итак, уважаемые Господа, прекрасные Дамы, сегодня у нас небывалое событие. Во всяком случае мне подобного видеть не приходилось, а видеть мне приходилось, гм, разное.
Из зала послышались первые смешки. Это хорошо!
- Кто знает какой сегодня праздник по григорианскому календарю? А? Что? Не стесняйтесь, говорите громче! Вот, молодой человек в великолепном костюме от Armani, правильно подсказывает, сегодня ночь на Ивана Купала. Самая мистическая ночь в году. И находимся мы с вами в самом загадочном дворце Петербурга. У нас сегодня есть все шансы увидеть настоящие чудеса. Но давайте запомним, что нужно соблюдать правила, а то духи – существа нежные и ранимые, могут обидеться.
- А что делать то надо? – крикнул кто-то из зала?
- Все очень просто. Надо слушать меня! Если я говорю, что нужна тишина, значит все затаили дыхание, а если я говорю, что пришла пора танцевать, значит так оно и есть. Прямо сейчас я попрошу вас сделать весьма странную вещь. Видите, портрет Императора, парящий в воздухе сам по себе. Сам-сам, не сомневайтесь, я проверял. Так вот, посмотрите все на этот портрет и скажите: «Во славу Империи, Ваше величество!»
Гости потоптались, похихикали, но с третьей попытки, все же произнесли нестройным хором: «Во славу Империи!»
По портрету прокатилась волна ряби и послышались три гулких удара тростью. Артур сделал вид, что так и было задумано и объявил первый лот.
-Ирэна, ты это слышала, слышала? – возбужденно протараторила Сонечка.
- Да это, наверное, ди джей.
- Нет! Я к нему подходила. Это не он!
- Ну хорошо, Соня, будем считать, что это Его Величество одобрил нашу затею.
Указ Павла I в рамке из умнини ушел как по маслу. Стоило Артуру сообщить, что это подлинник, а заодно намекнуть, сколько стоит умнини, оно же Розовая Слоновая Кость, как в воздухе замелькали аукционные таблички.
- Лиза, - зашептала Ирэна, - а духам надо пообещать, что мы повесим в замке венецианское кружево.
-Не надо обещать то, что уже сделано. На столах и стульях в общей сложности километр кружева. Если Вениамин не будет возражать, можем оставить.
- А следующий наш лот «Слеза Белой Дамы». Посмотрите, как она великолепна. Как прекрасно она подчеркнёт нежность дамской шеи. Мужчины, ну что же вы! Дамы, это не просто украшение, это ваш лотерейный билет. Выигрыш – любовь, большая и настоящая. Начальная ставка сто тысяч рублей!
В воздухе повеяло холодом.
- Поднимай, срочно поднимай! – зашипела Соня, делая жесты Артуру. Ирэна тоже одобрительно кивнула.
- Сто пятьдесят, двести, двести пятьдесят… Дама в вишневом платье, мужчина в смокинге, дама в голубом! О, четыреста пятьдесят, пятьсот, шестьсот.
По залу разлился одобрительный запах розмарина.
-Ой, - Соня схватилась за щеку, - меня кто-то потрогал!
- Как потрогал? Грубо или ласково? - Ирэна вспомнила наказы Кабардина.
- Ласково, как будто погладил.
- Похоже на Шарлотту Карловну.
- Я же тебе говорила, - одними губами просемафорила Соня.
- Да, ты права, - качнула головой потрясенная Ирэна. Целый месяц она по крупинкам собирала информацию, скрупулёзно учитывала рекомендации Кабардина, но поверить не могла. А как, скажите, в такое поверить? Но это! Похоже, что все правда. Девушка взглянула на портрет Павла. Он ответил ей суровым взглядом.
- Простите меня, Ваше Величество! Я больше не буду! Вы всем довольны?
Взгляд смягчился.
- Спасибо Вам! – Ирэна поклонилась.
- А следующий наш лот чертежи Винченцо Бренны с гневными пометками Императора. Смотрите, чернила разбрызганы, рука дрожит, как будто государь в гневе. Между нами говоря, будешь в гневе после трехчасового спора с упрямым архитектором, да еще и на итальянском языке.
Люстры в Георгиевском зале закачались и зазвенели. Парящий портрет просел на добрых полметра.
- Маэстро, - заюлил Артур, - я ни в коей мере не умаляю ваших заслуг. Несмотря на некоторые ваши вольности, эээ…, с бюджетом. Но скажите мне, кто бы не соблазнился, строя самый дорогой дворец в Европе, а?
По залу прокатился смех.
- Вот и я говорю, все не без греха. А архитектор вы великий, что бы не шептали завистники. Один обновленный вами Исаакий чего стоит. И этот замок выше всяких похвал. За что вам от нас всех глубокий поклон. Дорогие гости, давайте поаплодируем маэстро.
Раздались аплодисменты. Люстры еще немного покачались, сверкнули хрустальными сережками и мягко засияли.
- Вот и хорошо! Вот и ладно! Ваши ставки, господа!
Аукцион пошел своим чередом. Когда дошла очередь до блюда работы придворного ювелира, Андреаса Ремплера, Ирэну тихонько поманил Стас.
- Что случилось!
- Ничего не случилось, но явление интересное. Пойдем со мной.
В библиотеке было неожиданно тихо, учитывая, что в нескольких метрах отчаянно торговалась толпа из пятисот человек.
- Слышишь?
- Что?
- Ну прислушайся ты!
Ирэна замерла. И вдруг…
- Стас, он сопит!
- Ага! И еще чавкает. Мы ему всю кухню паштетом уставили. Пусть радуется.
- Да ты моя собачка хорошая! Все еще не верю!
- Да сам бы не поверил, но вот!
- Ирэна! – в библиотеку вбежала Лиза с побелевшим лицом.
- Что такое?
- Торт!!!
- Что с ним?
- С самим тортом ничего. А вот макет!!!
В финале мероприятия Ирэна запланировала лазерное шоу. Происходит оно следующим образом: на середину зала, в полной темноте, выезжает трехметровый макет торта. На него направляется специальное оборудование и на каждом ярусе начинает происходить действие. Закручиваются спирали, взлетают и опадают искры, 3d-человечки штурмуют неприступную гору. Под каждое мероприятие свое кино. Очень красиво.
- Так что с макетом?
- Его не будет!
- В каком смысле?
- Да в прямом, - по лицу Лизы полились злые слезы, - приехал человек с оборудованием и говорит, что макет они больше не возят.
- А предупредить?
-Да я уже позвонила, сказала все, что думала. А толку?
- Так, у нас три часа. Собирай всех в гримерку. Будем думать.
Перед уходом Ирэна заглянула в зал, проконтролировать, как там дела. Вроде все хорошо. К счастью, ее голова так устроена, что чем жестче форс-мажор, тем быстрее она соображает. Посмотрев на портрет Ирэна шепнула – Ваше Величество, помогите, подскажите. А то Слава Империи может, некоторым образом, поблекнуть.
***
Брейн-шторм шел уже минут тридцать, но жизнеспособной идеи они пока не родили. Марк обзванивал мастерские по производству изделий из пенопласта, сулил любые деньги, но все сонно отвечали, что это невозможно. Лиза висела на трубке с прокатами декораций. Тоже безрезультатно.
Соня с Ирэной генерировали идеи «в порядке бреда». Их отвлек звук упавшей палки, поддерживающей запасные стеклянные ветви. Палка издала грохот, как будто бабахнула пушка, ветви зазвенели.
- А где Лия? - спохватилась Ирэна.
- Она уехала на флористический рынок, на «оптушку», что-то ей для счастья не хватило. Обещала вернутся через час.
- Ночью?
- А что ты хочешь? Флористы же! Они по ночам закупаются.
- Оптушка?! Ребята, эврика! – Ирэна схватилась за телефон, - Лия! Ты еще там? Отлично! Слушай, нам срочно нужны белые круглые шляпные коробки, диаметром от полутора метров до 50 сантиметров. 6 штук. Вотпрямщаз! Я знаю, что таких гигантов почти не бывает! Я знаю, что дорого! Лиечка, родная, нас на торт прокатили. Да вот так! Макета не будет! Плати, сколько попросят, хватай самый быстрый тариф и лети сюда. Давай, моя хорошая, давай!
- Марк, - у тебя клеевой пистолет с собой?
- Всегда!
- Ищи, разогревай! Мою мысль все поняли?
Команда дружно закивала.
- Сонечка, ты помогаешь Марику. Декор там, цветочки-лепестрочки, то да се. Лиза, мы с тобой тянем время в зале. Вперед!
***
- А мы переходим к следующему лоту! Где моя прекрасная помощница? Все меня покинули! - вопил Артур, - Лизавета, вот и ты! Что у нас следующее?
Лиза пробежалась взглядом по полкам буфета – так, вексель, слезу, чертежи и блюдо уже продали. О, и рюмки нет! Значит сейчас билет в 1800 год.
- О, это удивительный лот. Эту программу разработали специально для этого мероприятия. Десятки людей трудились над ее воплощением, но принадлежать она будет только тому, кто выкупит лот. Представьте, вы надеваете VR-очки и оказываетесь на том же месте, но в 1800 году. Еще правит император Павел I – вы можете его встретить и поклонится. Все его придворные, фрейлины, жена, дети, любимый пес Серван – все там, все живы. Вы можете познакомиться с Никитой Петровичем Паниным и, кто знает, закрутить короткий роман с одной из прелестных фрейлин Марии Федоровны.
В зале подул ветер и завыли каминные трубы.
- Вам не нравится? - развел руками Артур, обращаясь к потолку, - А что делать? Время идет, технологии развиваются. Да и что плохого, если кто-то из сегодняшних гостей увидит вас такими, каким вы были.
Трубы еще немного задумчиво погудели и смолкли.
Разыграв этот лот, Артур отпустил гостей поесть и потанцевать. В Георгиевском зале играл уже не квартет, а целый симфонический оркестр, правда в малом составе.
Аниматоры и танцевальные ассистенты разобрали дам и проводили мастер-класс по дворцовым танцам. По залу закружились пары. Захватывающее зрелище – подтянутые ассистенты во фраках и надушенные дамы в великолепных платьях, величественно шествуют в туре полонеза, демонстрируя бриллианты и прически.
Мужчины собрались вокруг фуршетного стола. Некоторые проявили интерес к спиритическому сеансу. Но он шел как-то вяло. Видимо, духам было интересно пообщаться про любовь, а все вопросы были про бизнес. Ну что за люди? Все о бренном думают. Не понимают, как скоротечно бытие.
Вениамин Бориславович поймал Ирэну, - Что случилось?
- Ничего.
- Ты, девочка, молода еще, мне врать. Выкладывай!
- Да правда, ничего не случилось. Был форс-мажор, но мы уже все решили.
- Ай, маладца! Ну, ладно. Потом расскажешь?
- Обязательно.
Дальше время побежало очень быстро. Ирэна нервничала, тянула, как могла розыгрыш нот Виотти и карту поисков мальтийского сундука. И только на Лактифлоре, увидев кивок Лии, бережно выносившей единственный в мире саженец черного пиона, она успокоилась. Лия здесь, значит в гримерке сейчас идет бешенная работа в стиле «успеть за 60 секунд».
Саженец выкупил пожилой, очень импозантный господин. В миг, когда Лия передала ему, из в рук в руки, свою драгоценность, по залу прошло едва заметное движение и на пол полетели лепестки пионов. Паркет тут же превратился в благоухающий ковер. Гости восхищенно загомонили. А у Ирэны даже не было времени задуматься - это Шарлотта Карловна выразила свою благодарность или сработал фокус Лии и Марка с опадающими лепестками из фоамирана.
Последним шел «Лот № 0». Ирэна до последнего сомневалась в этой затее. Они с Соней придумали целый красивый ритуал, на минуточку, нарушая закон. Гостя, который выкупил этот лот, по просьбе Артура, плотно обступила толпа. Сверху на толпу опустилось огромное полотно, скрывающее нарушителей от вездесущих камер и датчиков пожарной сигнализации. Соня торжественно выдала победителю горящую свечу, плавающую в воде. Гость проговорил: «Эти деньги, мой дар на реставрацию замка. Во Славу империи!». Дунул ветерок, свеча потухла – значит призраки приняли дар.
Начинало рассветать и надо было поторопиться с тортом. В дверном проеме она увидела Марка – он помахал, значит все готово. Свет погас и, под торжественную музыку, гигантский макет двинулся вперед. Шестиярусный, белоснежный, украшенный цветами – никому и в голову не пришло, что с ним что-то не так. Доехав до середины зала, конструкция остановилась.
Внезапно что-то щёлкнуло, запахло паленым и свет погас. Ирэна в панике закрутила головой. Техник, который должен был транслировать лазерное шоу, пожал плечами - а что он может без электричества? Она в отчаяние перевела взгляд на бесполезный макет. Но тут услышала шепот:
- Смотрите! Смотрите!
Зал замер. Казалось, что все пятьсот человек одновременно перестали дышать.
На белую поверхность торта упал луч лунного света и в нем стало видно, как проплывают в вальсе призрачные пары. Как печальный маленький император, опираясь на трость, созерцает бал. Как прыгает вокруг него крохотная пушистая собачка.
Артур восхищенно шепнул со сцены, - Призраки здесь… Они танцуют с нами.
Среди гостей прокатился шепот, - Это… Это же Павел! Вы видите?! Павел!
Государь еще немного постоял, коротко кивнул гостям и… все исчезло. Тут же вспыхнул свет. В зале еще некоторое время царила тишина, потом раздались первые несмелые хлопки, перешедшие в шквал аплодисментов.
Вениамин разыскал в толпе Ирэну и обнял ее, - Я знал, что ты сделаешь прекрасное мероприятие для людей, но сделать бал для привидений, это высший пилотаж! Моя мечта сбылась – я их видел! Я горжусь, что сотрудничаю с тобой. Спасибо!
Из-за колонны выглянул Василий Леонтьевич. Поймал взгляд зеленых глаз, низко поклонился и, традиционно, исчез.
На рассвете гости покидали дворец. Некоторые задумчиво молчали, другие возбуждённо обсуждали. На улице их встретила толпа журналистов?
- Поделитесь впечатлениями! Как это было?
Ирэна, Стас, Аленка, обессиленная команда молча сидели на полу в гримерке. По лицу Сони лились слезы - не те, что бывают от боли или обиды, а светлые слезы, которые рождает восторг и гордость за хорошо сделанное дело. Ирэна с Лизой тоже подозрительно хлюпали носами. Мужчины держались и просто мечтательно улыбались своим мыслям.
Наконец Аленка заговорила, - Я сняла репортаж. Наверное, ничего круче, в своей жизни, я уже не сниму. И знаете, как я его начну? Как сказал главный романтик отечественной литературы, Александр Грин: «Если душа человека жаждет чуда, сделай ему это чудо. Новая душа будет у него – и новая у тебя». Моя мама и ее команда это понимают.