Найти в Дзене
Даниил Воронин

Пешеходные улицы: как они меняют города и жизни горожан

Пешеходные улицы: как они меняют города и жизни горожан

В мире, где города тонут в шуме и выхлопных газах, пешеходные улицы вновь обретают свою значимость и становятся точками притяжения для людей. Такие общественные пространства возвращают людям возможность свободно передвигаться по всей площади улицы, а не только по краям, и преображают городскую среду, открывая новые социальные и экономические перспективы. Почему же всё больше мегаполисов выбирают инфраструктуру для людей, а не для автомобилей?

Когда речь заходит о превращении улицы в пешеходную, часто звучат два главных опасения: бизнес потерпит убытки, а город погрузится в пробки. Но это не совсем так. Пешеходные улицы приносят ряд социальных и экономических выгод. Они улучшают качество жизни, снижая уровень загрязнения воздуха и шума. Такие улицы становятся местами для прогулок, общения и фестивалей, укрепляя местные сообщества. С экономической точки зрения, магазины и кафе на пешеходных зонах отмечают рост выручки.

Пешеходные улицы — магнит для гостей города. Например, барселонская Ла Рамбла привлекает 150 тысяч посетителей в день. Это не только способствует росту туризма, но и влияет на стоимость недвижимости: жильё и офисы в таких районах дорожают на 15–30% из-за повышенного спроса. Благодаря увеличенному пешеходному трафику происходит увеличение прибыли бизнеса, расположенного на первых этажах, что в свою очередь способствует открытию локальных магазинов и ресторанов.

При подготовке данного поста я наткнулся на статью «50 аргументов в пользу пешеходной инфраструктуры». Занимательно.

Вот три примера из множества успешных пешеходных улиц:

• Арбат (Москва, Россия). Историческая улица, закрытая для машин в 1980-х, стала символом московской культуры. Здесь работают уличные художники, театры и десятки сувенирных лавок, которые приносят городу миллионы рублей ежегодно.

• Строгет (Копенгаген, Дания). Одна из первых пешеходных зон Европы (с 1962 года). Сегодня это сердце города, где сосредоточено 80% розничной торговли.

• 16th Street Mall (Денвер, США). Проект 1982 года оживил депрессивный район. Ежегодный оборот бизнесов здесь превышает 150 миллионов долларов.

В Петербурге возможно реализовать несколько пешеходных улиц:

• Улица Рубинштейна: главная туристическая «ресторанная» улица с плотной застройкой. Пешеходная зона увеличит комфортность для отдыхающих. В далеком 2019 году предлагалась концепция изменения улицы.

• Кирпичный переулок. Сейчас переулок выполняет функцию парковки с двух сторон. Тротуары здесь очень узкие. Но на переулке находится станция метро «Адмиралтейская», ближайшая к основным туристическим достопримечательностям: Эрмитажу, Дворцовой площади и Адмиралтейству.

Набережная канала Грибоедова. Уже сейчас де-факто набережная является пешеходной зоной, но автомобили имеют возможность по ней проехать. Для безопасности и комфорта людей лучше ограничить проезд на набережную для транспорта.

Многие петербургские активисты выступают за то, чтобы сделать Невский проспект пешеходным. Я не разделяю эту точку зрения, о чем свидетельствует исследование «Комфортный Невский проспект».

Пешеходные улицы могут стать инвестициями в будущее города. Они повышают экономическую активность и делают городскую среду человечнее. Для Петербурга, с его уникальной архитектурой и плотным туристическим потоком, такой шаг мог бы стать ключом к гармоничному развитию. Как писал урбанист Ян Гейл:

«Города с развитой и комфортной для пешеходов средой — это города экономически состоятельны».

P. S. На фотографиях главная пешеходная улица Нижнего Новгорода

-2