КВ-2 стал одним из самых необычных и узнаваемых танков Второй мировой. Созданный как средство для прорыва укреплённых линий, он получил 152-мм гаубицу и башню гигантских размеров. Мощный, но неповоротливый, танк КВ-2 оказался эффективным лишь в ограниченных тактических условиях. КВ-2 сумел объединить в себе грозную силу и конструктивные парадоксы своего времени.
История создания
Незадолго перед началом Зимней войны, на армейские испытания поступили сразу три новейших тяжёлых танка - опытный СМК, опытный Т-100 и будущий серийный КВ. Все они были вооружены 76-мм танковыми нарезными пушками, на тот момент мощнейшими из выпускавшихся в Советском Союзе - военные планировали, что их мощности хватит для поражения любых возможных целей. Однако уже в ходе Зимней войны 1939-1940 годов выяснилось, что мощности 76-мм танковых пушек явно не хватает для борьбы с тяжёлыми укреплениями на линии Маннергейма. Нет, теоретически, “навести шороху” 76-мм снаряд мог бы - но для этого пришлось бы уложить снаряд ровно в амбразуру ДОТа, при этом пробив всякого рода экраны орудий, в нём установленных. На практике это, конечно же, невозможно - второй вариант был в методичном разрушении стен ДОТ путём монотонной “долбёжки” в одну и ту же точку. Такой вариант тоже был неприемлем - снаряды в танках не бесконечные, а также в самом ДОТ никто не будет сидеть и ждать, когда его пробьют.
Военные предложили несколько вариантов - задействовать для прорыва линии Маннергейма флот, авиацию и дивизионную артиллерию большой мощности. Но это будет разовая операция, и то - если посмотреть на карту, флоту ещё нужно дотянуться до этих укреплений, бомбардировочная авиация к тому моменту была “не в тонусе”, к тому же точность бомбометания оставляла желать лучшего. А учитывая толщину стен финских укреплений, бомбометание принесло бы мало толку. В таких условиях дивизионная артиллерия большой мощности подходила лучше всего, но военным нужна была пушка, установленная на самоходном шасси, универсальная для поражения любых возможных целей. И такая пушка на вооружении РККА уже была, на гусеничном лафете (не самоходном) - 152-мм пушка образца 1935 года, она же Бр-2, она же 52-П-550 и 52-П-551, она же Георгий Иванович ©. Проблема была лишь в том, чтобы посадить её на самоходное шасси.
На самом деле, подобные проекты уже были - я ранее писал об опытной тяжёлой САУ СУ-14, два экземпляра которой (с разным вооружением, 152-мм пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4) были построены чуть ранее. Во время Зимней войны о них вспомнили, но они оказались небронированными, да и состояние их оставляло желать лучшего. Поэтому обе самоходки в декабре 1939 были затребованы со склада №37 в Москве, погружены на железнодорожные платформы и направлены в Ленинград, для бронирования и последующей передачи в действующие войска. Однако на заводе быстро поняли - машины нужно починить, а для этого нужно произвести соответствующие запчасти (их демонтировали) и обкатать технику с ними. Лишь после этого машины можно было забронировать - военных сразу предупредили, что работ минимум на пару месяцев. По итогу, так и вышло - в начале февраля обе САУ поступили на завод №185, а закончились работы по ним в конце марта 1940 года, когда Зимняя война уже была завершена.
Военные, однако, понимали - да, обе САУ никуда не денутся, но ведь в армии без подобных самоходок против тяжёлых укреплений делать нечего. Поэтому, с одобрения высшего военного руководства, был объявлен конкурс на проектирование боевой техники (САУ, танк, мобильное штурмовое орудие и т.д.), способной поражать тяжёлые бронированные цели. И при всём изобилии проектов, которые так или иначе “крутились” вокруг Бр-2, победить удалось не только лишь всем. В ходе конкурсного отбора победила машина Лениградского Кировского завода. Конструкторы под руководством Жозефа Котина разработали башню нового образца для опытного ещё тяжёлого танка КВ, которая строилась вокруг гаубицы-пушки М-10 повышенной мощности. Проект получил название “танк КВ с большой башней” и был одобрен к постройке серийного образца для испытаний почти без подробного исследования конструкции - вся чертёжная документация строилась вокруг уже хорошо знакомого тяжёлого танка КВ.
10 февраля 1940 года первый опытный «танк с большой башней» начал пробные стрельбы. Проводились они прямо на территории Кировского завода, на траншейном стенде. Стрельбы были признаны удовлетворительными, да и ходовая часть не подвела. Единственная проблема с конструкцией касалась дульной крышки. Для предотвращения попадания пуль, осколков и другого крупного «мусора» в ствол была установлена специальная круглая деталь. Открытие дула производилось автоматически, за долю секунды перед вылетом снаряда. При первом же пробном выстреле крышка была сорвана с креплений и куда-то улетела. Стало понятно, что эта деталь танка – лишняя. На втором прототипе «танка с большой башней» дульная крышка не устанавливалась, а с первого были сняты остатки механизма закрытия.
Заводские испытания нового танка продлились недолго. Уже 17 февраля оба прототипа отправились на армейский полигон, а затем, для испытаний орудия, танк отправили на уже полуразрушенную линию Маннергейма. В ходе огневых испытаний была собрана необходимая для улучшений информация. Например, была расширена номенклатура допустимых боеприпасов – именно укрепления линии Маннергейма стали теми объектами, благодаря которым «танк с большой башней» стал стрелять бетонобойными снарядами. Также военные высказали ряд предложений относительно компоновки новой башни. В соответствии с этими рекомендациями, во второй половине 1940 года инженеры СКБ-2 доработали ее форму. В первую очередь, переделке подверглись ее габариты. Обновленная башня танка имела меньшую высоту и обозначалась индексом МТ-2. Одновременно с этим изменили форму лобовой и бортовых плит. Для удобства сборки лоб башни стал прямоугольным, а не трапециевидным, как раньше. Также переработали маску орудия и ввели несколько менее крупных усовершенствований.
Доработанный танк с башней МТ-2 представлял собой то, что и хотели получить военные. Теперь вооружение бронемашины имело должную мощность и удобство эксплуатации. Что касается уровня защиты, то бронирование танков КВ с самого начала их боевой работы получало самые лестные отзывы. Так, после боев на лбу, бортах и башнях опытных «танков с большой башней» насчитывали десятки вмятин от вражеских снарядов. За несколько месяцев боевых испытаний ни один из них так и не смог пробить 75 миллиметров катаной гомогенной брони.
Совокупность защиты, вооружения и подвижности повлияли на решение Наркомата обороны - уже в феврале 1940 года опытный ещё танк был принят на вооружение РККА, и можно сказать, практически сразу был поставлен на линию производства. В феврале 1940 было собрано три эталонных машины, в марте ещё одна, однако до конца июня того же года, производство тормозилось по разным причинам. До конца года ЛКЗ собрал ещё сотню танков, к июню 1941 года - ещё шестьдесят. Ещё сорок собрали за июнь, после чего производство КВ-2 было приказано остановить. Во-первых, ЛКЗ начали постепенно готовить к эвакуации, во-вторых, боевые характеристики КВ-2 в условиях реальных боевых действий оказались невысокими. Всего было выпущено, по разным источникам, около 200 танков, которые постепенно выводились из состава РККА по разным причинам - в основном, безвозвратные потери на марше, небольшая часть была потеряна в боях, ещё часть была захвачена противником в качестве трофеев.
Описание конструкции
Конструкция тяжёлого танка КВ-2 несколько отличалась от своего предшественника. И я говорю не только о башне - выросшая масса, а также новое мощное орудие главного калибра заставили изменить и другие узлы боевой машины. Но давайте обо всём по порядку.
Бронированный корпус и башня
Корпус КВ-2, как и положено танку серьёзного калибра, варили из катаных броневых плит - толщина варьировалась: 75 мм в самых опасных местах, 40, 30 и 20 мм использовались в основном для горизонтальных поверхностей. Защита - противоснарядная, равнопрочная, способная защитить от снарядов противотанковых орудий распространённого в армиях вероятного противника калибра. Лобовые плиты корпуса ставились под рациональными углами - чтобы снаряды рикошетили, а не вгрызались в металл. В первые серии (а это 24 машины) КВ-2 имел довольно брутальную башню со скуловыми (то есть боковыми) плитами, поставленными под углом. Позже эту махину немного "усадили": появился вариант с «пониженной» башней - легче, компактнее и чуть менее громоздкий. Отличить их просто: старая башня скошенная, новая - с вертикальным лбом. Оба варианта башни, к слову, были сварены из тех же 75-миллиметровых плит.
У «пониженной» версии добавили ещё и шаровую установку пулемёта ДТ у задней дверцы - привет непрошенным гостям с тыла. Башня стояла на погоне диаметром 1535 мм и крепилась так, чтобы не свалиться при крене или даже перевороте (а с таким весом это было не исключено). Угломер для стрельбы по закрытым позициям размечался в тысячных - артиллерийская культура всё-таки.
Теперь к экипажу. Водитель сидел посередине у переднего бронелиста, а слева от него - радист-стрелок. Остальная четверо членов экипажа - в башне. Слева от пушки: наводчик и заряжающий, справа - командир и помощник заряжающего (у КВ-2 без помощника было никуда - снаряды тяжеленные). Выбирались из танка тремя основными путями: через кормовую дверь в башне и два круглых люка - один у командира в башне, другой у радиста в корпусе. На крайний случай имелся днищевой аварийный люк. Ну и, как положено, куча технологических люков и горловин: для заливки топлива, загрузки боекомплекта и обслуживания агрегатов.
Вооружение
На КВ-2 устанавливали 152-мм гаубицу М-10Т - модификацию полевой гаубицы, адаптированную для танка. Она крепилась в башне на цапфах и была уравновешена сама по себе, но вся башня - нет. Центр тяжести был смещён, и в условиях даже небольшого наклона танка электропривод башни не справлялся с поворотом. Наведение по вертикали - от −3 до +18°, в горизонтальной плоскости можно было слегка корректировать направление при фиксированной башне - так называемая «ювелирная» наводка. Спуск - ручной, механический.
В какой-то момент времени рассматривался вариант установки 107-мм орудия ЗИС-6, но дальше опытного образца дело не зашло.
Боекомплект - 36 выстрелов раздельного заряжания. Штатно КВ-2 снабжался только осколочно-фугасными снарядами ОФ-530 массой 40 кг. Они заряжались с использованием специального порохового заряда на базе гаубицы М-10. В боевых условиях, особенно летом 1941 года, танкисты использовали любые подходящие боеприпасы к М-10, включая бетонобойные, зажигательные, шрапнель и устаревшие фугасные гранаты - из-за нехватки штатных снарядов.
Стрельба на полном заряде была запрещена: откат орудия мог повредить механизмы или заклинить башню. Поэтому стреляли только с места, что увеличивало уязвимость машины.
Хотя официальные данные о бронепробиваемости М-10Т отсутствуют, на практике её хватало для поражения любых немецких бронемашин в 1941–1942 годах. Один прямой попадание 40-кг снаряда практически гарантированно выводило танк противника из строя.
Первые 24 КВ-2 не имели никакого противопехотного вооружения в виде пулемётов. В дальнейшем их устанавливали сразу три: спаренный с пушкой, лобовой и кормовой - все 7,62-мм ДТ. Боезапас - 3087 патронов. При необходимости пулемёты можно было снимать и использовать отдельно. Экипаж также имел гранаты Ф-1 и иногда сигнальный пистолет.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть
КВ-2 комплектовался четырёхтактным V-образным 12-цилиндровым дизельным двигателем В-2К мощностью 500 л.с. при 1800 об/мин. В ходе производства мощность довели до 600 л.с. Пуск двигателя обеспечивался либо стартером СТ-700 (15 л.с.), либо сжатым воздухом из двух баллонов объёмом 5 литров, размещённых в боевом отделении.
Из-за плотной компоновки топливные баки объёмом 600–615 литров располагались как в боевом, так и в моторно-трансмиссионном отделении.
На КВ-2 устанавливали механическую трансмиссию, включавшую:
- многодисковый главный фрикцион сухого трения («сталь по феродо»);
- пятиступенчатую коробку передач тракторного типа;
- два многодисковых бортовых фрикциона («сталь по стали»);
- два бортовых планетарных редуктора;
- ленточные плавающие тормоза.
Все элементы управления трансмиссией - механические. На практике именно трансмиссионная группа вызывала наибольшее количество технических нареканий. Особенно остро проблемы проявлялись у перегруженных машин выпуска военного времени. Согласно оценкам профильных источников, надёжность трансмиссии считалась одним из главных недостатков КВ-2 и других машин, построенных на его базе.
Подвеска - индивидуальная торсионная, с внутренней амортизацией для каждого из шести двускатных опорных катков малого диаметра на борт. Ограничители хода приваривались к корпусу напротив каждого катка. Ведущие колёса с цевочным зацеплением - сзади, ленивцы - спереди. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась тремя малыми обрезиненными катками. Натяжение гусеницы - винтового типа. Гусеница состояла из 86–90 одногребневых траков шириной 700 мм и шагом 160 мм.
Электрооборудование, средства связи, приборы наблюдения
Электросистема танка КВ-2 была однопроводной - в качестве второго провода использовался бронекорпус. Исключение составляла цепь аварийного освещения, выполненная по двухпроводной схеме. Рабочее напряжение составляло 24 В. Электропитание обеспечивали генератор ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24 мощностью 1 кВт и четыре последовательно соединённые аккумуляторные батареи 6-СТЭ-128.
К числу основных потребителей электроэнергии относились:
- электропривод поворота башни;
- внутреннее и внешнее освещение, включая подсветку прицелов и измерительных приборов;
- внешняя звуковая сигнализация и связь с десантом;
- контрольно-измерительная аппаратура (амперметр, вольтметр);
- средства связи - радиостанция и танковое переговорное устройство;
- элементы пуска двигателя - стартер СТ-700, пусковые реле РС-371 или РС-400 и др.
Общая обзорность танка оценивалась специалистами как ограниченная, однако по состоянию на 1940 год соответствовала техническому уровню своего времени. Командир имел в распоряжении панорамный прицельно-наблюдательный прибор ПТ-К с увеличением 2,5× и углом поля зрения 26°, головка которого обеспечивала круговой обзор (360°) без перемещения окуляров.
Механик-водитель наблюдал за обстановкой через смотровой прибор с триплексом, защищённый бронезаслонкой. Он устанавливался по продольной оси корпуса в люке-пробке, встроенном в лобовую броню. В небоевых условиях люк выдвигался вперёд, обеспечивая улучшенный обзор. В бою применялись один или два перископических призматических прибора в зависимости от версии машины.
Средства связи включали коротковолновую радиостанцию 71-ТК-3 и внутреннее переговорное устройство ТПУ-4-Бис (на 4 абонента). Радиостанцией комплектовались все серийные машины. ТПУ-4-Бис обеспечивало надёжную голосовую связь между членами экипажа, включая работу в условиях сильного шума. Предусматривалось подключение шлемофонов с ларингофонами для использования как во внутренней, так и внешней радиосвязи.
Боевое применение
разберём боевое применение тяжёлого танка КВ-2 в ходе Великой Отечественной войны. Несмотря на ограниченное количество произведённых машин - чуть более трёхсот - их участие в боевых действиях вызвало серьёзную реакцию у противника. Основное вооружение - 152-мм гаубица - позволяло уверенно поражать любую бронетехнику, находившуюся в распоряжении немецких войск на начальном этапе войны. Защищённость танка также была на высоком уровне: большая часть тогдашних противотанковых систем не справлялась с его бронёй. Наиболее эффективным средством борьбы с КВ-2 в Вермахте считались 88-мм зенитные орудия. Однако, из-за дальности стрельбы и габаритов, расчёты этих орудий сами были уязвимы: экипаж КВ-2 мог поразить их до того, как попадал в зону уверенного поражения. Танкисты находились внутри полностью бронированного корпуса, что обеспечивало преимущество по сравнению с расчётами, укрытыми лишь за щитками.
Тем не менее, несмотря на высокие боевые характеристики, широкомасштабное применение КВ-2 сопровождалось значительными потерями. Причина - не в действиях противника, а в технических и организационных трудностях. Примером может служить 4-я танковая дивизия, потерявшая за две недели боёв 22 танка КВ-2. Из них только пять были уничтожены в бою, остальные - оставлены из-за нехватки горючего или неисправностей. Аналогичные случаи были массовыми. Основные потери тяжёлых танков приходились на небоевые обстоятельства, вызванные нарушениями снабжения и необходимостью постоянных отступлений.
Несмотря на это, танки КВ-2 оказывали ощутимое сопротивление. В некоторых воспоминаниях офицеров Вермахта отмечается, что их броня выдерживала прямые попадания снарядов калибром 50 мм и 75 мм. В отдельных случаях зафиксировано более 70 попаданий, не приведших к пробитию брони. Вывести танки из строя удавалось в основном повреждением ходовой части, после чего их дорабатывали взрывными устройствами сапёры. Схожая картина описана в боевых дневниках различных немецких подразделений. Так, 25 июня 1941 года командир 11-го танкового полка 6-й танковой дивизии отмечал неспособность артиллерии калибра до 150 мм эффективно воздействовать на тяжёлые советские танки. Зафиксированы случаи использования 88-мм зенитной батареи, атаки штурмовых групп и зажигательных средств, однако все они не дали результата, из-за плотного пулемётного огня со стороны КВ-2.
Оставшиеся в строю танки продолжали использоваться в боевых действиях вплоть до 1943 года. В дальнейшем некоторые КВ-2 переоборудовали в ремонтно-эвакуационные машины - мощность двигателя позволяла буксировать подбитую бронетехнику. Несколько экземпляров были захвачены немецкими войсками и использовались под обозначением PzKpfw KV-II 754(r). Последние из них были уничтожены в 1945 году, в районе Кёнигсберга. Из-за высокой доли небоевых потерь и ограниченного выпуска, до настоящего времени сохранился только один экземпляр танка КВ-2. Он находится в экспозиции Центрального музея Вооружённых сил.
Заключение
Обобщая оценки, встречающиеся в исторических публикациях и воспоминаниях очевидцев, можно сделать вывод, что тяжёлый танк КВ-2 стал одним из наиболее заметных, хотя и кратковременно применявшихся образцов советской бронетехники начала Великой Отечественной войны. На момент своего появления он сочетал мощное вооружение - 152-мм гаубицу - с непробиваемой для большинства немецких противотанковых средств бронёй. Это обеспечивало ему значительное тактическое превосходство в первых столкновениях с частями вермахта в 1941 году.
Однако конструкция танка имела и серьёзные недостатки: малый боекомплект, высокая масса, слабая надёжность трансмиссии и перегруженность шасси. Кроме того, оперативная и логистическая нестабильность первых месяцев войны сыграла ключевую роль в потерях этих машин - подавляющее большинство КВ-2 было брошено экипажами из-за поломок, нехватки топлива или невозможности эвакуации.
По мнению военных историков, таких как М. Свирин, КВ-2 представлял собой типичный пример танка «переходного периода» - результат стремления создать универсальное средство штурма, не вполне соответствующее реалиям маневренной войны. Тем не менее, именно благодаря своей живучести и огневой мощи, КВ-2 занял особое место в истории, став символом первых героических, но трагических месяцев войны.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!
Подписывайтесь также на Телеграм-канал - в нём можно узнавать о выходе новых публикаций.