Найти в Дзене
Мама Люба

Я нашла кошелёк, набитый деньгами. Мне они были очень нужны. Но бумеранг никто не отменял...

Никто не видел, как я его подняла. Или, может, всё же кто-то увидел? Я с опаской оглянулась по сторонам. Вопросы, которые я никогда раньше не задавала себе, начали множиться в моей голове. И один из них звучал громче всего: «Что ты собираешься делать теперь?»

Я никогда не думала, что обычный поход за покупками в супермаркет приведёт к событию, которое заставит меня совершенно по-другому взглянуть на себя. Мне тогда было тридцать два года, у меня была одна неосуществлённая мечта, кредит на машину на руках и ощущение, что жизнь утекает сквозь пальцы.

Именно тогда, возвращаясь из супермаркета с пакетом продуктов, я увидела кошелёк, лежащий под моей машиной на пустой парковке. Я, конечно же, подняла его. Он был толстым и тяжёлым. Открыв его, я увидела пачку банкнот, самую толстую, какую я когда-либо держала в руках. И тут в моей голове начался настоящий ад.

***

В тот день я вышла из магазина расстроенная, потому что цены на всё снова выросли. Пакет молока почти за 130 рублей? Это абсурд! Мои покупки были скромными — немного овощей, макароны, самые дешёвые сосиски. Упаковка молотого кофе, отнюдь не самого лучшего, хотя я люблю хороший кофе. А вот от молока к нему я отказалась — не в этот раз. Куплю позже.

К сожалению, пришлось купить ещё средство для мытья посуды, спички, упаковку мыла. Я терпеть не могла дешёвое мыло, но купила именно его — сероватые бруски без запаха. Фу! Но приходилось экономить. Потому что после уплаты кредитного взноса и этих покупок в моём кошельке оставалось всего четыреста рублей. Хватит на хлеб и, может быть, на что-нибудь сладкое, чтобы хоть немного себя утешить. Ничего, дотяну до зарплаты как-нибудь. Главное, у меня есть машина, которая мне очень нужна.

Я пришла на стоянку, открыла заднюю дверь автомобиля и забросила пакет с покупками на заднее сиденье.

Затем открыла водительскую дверь и плюхнулась на сиденье. Мои ноги ещё стояли на асфальте, я нагнулась, чтобы завязать развязавшийся шнурок на кроссовке — и тут я увидела этот кошелёк. Случайно. Он лежал прямо рядом с левым передним колесом моего автомобиля. Почти под машиной. Коричневый, кожаный, довольно элегантный и довольно пухлый.

Я огляделась — никто не смотрел на меня. Я наклонилась и быстро подняла его, оглядываясь через плечо и почувствовав озноб, как будто я только что совершила что-то плохое. Но это был всего лишь кошелёк, который я подняла. Может быть, кто-то его уронил, может, сейчас за ним вернутся... Надо, наверное, отнести его в супермаркет и отдать охранникам.

Но прежде чем это сделать, любопытство взяло верх. Я открыла его. От неожиданности я поставила ноги внутрь салона и крепко захлопнула дверь. В кошельке было не менее сотни, а может, и больше банкнот. Ровные, новенькие, номиналом по 5 тысяч, и их было много! В кармашке с левой стороны — удостоверение личности какого-то мужчины. Андрей К., пятьдесят восемь лет.

— Боже, сколько же здесь может быть?.. — прошептала я себе.

Никто не видел, как я его подняла. Никто не видел, что он теперь у меня... В моей голове начали множиться вопросы, которые я никогда раньше себе не задавала. И один из них звучал громче всех: что теперь с этим делать?

***

Я, наверное, минут десять просидела в машине, уставившись на этот чертов кошелёк, словно он должен был сказать мне, что мне делать. Я провела пальцами по банкнотам, с трудом веря, что держу в руках столько денег. Навскидку — более ста купюр по 5 тысяч. Полмиллиона? Меня бросило в жар, затем в озноб. Сердце колотилось, как бешеное, как будто я не нашла кошелёк, а вытащила его из чьего-то кармана.

«Верни его, Лида, — сказал мне мой внутренний голос. — Это не твоё. Кто-то сейчас, возможно, плачет, ищет его, приходит в отчаяние от своей потери».

Но затем появился второй голос, громче и соблазнительнее:

«Жизнь бросила к твоим ногам подарок судьбы. Не будь дурой! Может быть, это твой шанс? А может, бог сжалился над тобой и послал тебе эту находку, потому что ты заслуживаешь большего, чем постоянное затягивание пояса?».

Я задумалась. На прошлой неделе пора было оплатить аренду квартиры, но я выпросила у хозяйки недельную отсрочку. А последний отпуск? Я даже не помню, когда в последний раз была на море. Каждый год я отказывалась от отпуска, предпочитая денежную компенсацию, потому что работа в бухгалтерской фирме едва покрывала мои основные потребности. Три года я мечтала о курсах фотографии — настоящих, профессиональных. Но денег всегда не хватало.

А ведь это была моя мечта — стать настоящим фотографом! У меня был художественный вкус, чувство стиля, чувство колорита — но не было денег на профессиональную фотокамеру. Снимками с телефона не заработаешь денег. Чтобы продавать фотографии на больших стоках, нужна профессиональная техника. И, конечно, качественная натура, которая тоже стоит денег... «Так вот же деньги! — подумала я. — Ты держишь их в руках!»

Я посмотрела на кошелёк и почувствовала, как внутри него борются моя честность и соблазн улучшить свою жизнь. «Как будто кто-то оставил эти деньги специально для меня... — подумала я. — Может быть, у меня наконец появился шанс сделать что-то для себя?»

Затем я заперла дверь машины изнутри. Внезапно мне стало страшно, что кто-то придёт искать свой кошелёк. Я поспешно включила зажигание и покинула стоянку.

Домой я поехала кружным путём, мне казалось, будто за мной кто-то следил. Время от времени я смотрела в зеркало заднего вида и крепче сжимала руль липкими от пота руками. Кошелёк лежал на пассажирском сиденье, завёрнутый в мой шарф. Я не хотела его прятать на случай, если придётся его отдать, но и оставлять его на виду я боялась.

Как только я вошла в квартиру, я заперла дверь на двойной замок и закрыла жалюзи на окнах. Моё сердце колотилось как сумасшедшее, а в голове роились картины моего прекрасного будущего. Я видела себя с профессиональной фотокамерой в руке, делающей фотографии в Лондоне или Мадриде... Я видела сотни своих фото на самых известных стоках, которые продавались за очень приличную цену... Я мысленно открывала свою собственную фотостудию...

— Не все так плохо... — сказала я себе, садясь на диван и доставая кошелёк. — У этого парня, наверно, столько денег, что он даже не заметит пропажи этой суммы. А я? Я едва свожу концы с концами. Для меня это целое богатство, которое изменит мою жизнь!

Я посмотрела на его удостоверение личности. Андрей К. На фотографии он выглядел таким уверенным. Он не был похож на жертву судьбы. Что же делать?!

Я позвонила Маше, своей подруге.

— Слушай, Маш, — сказала я как можно более беззаботным тоном. — Если бы ты нашла кошелёк с деньгами, ты бы его вернула?

— Конечно. Потому что если не вернуть, это будет кража, — не задумываясь ответила она. — А что случилось?

— Да ничего, просто спрашиваю... из любопытства, — соврала я и положила трубку. Я знала, что не смогу ей ничего рассказать. И вообще никому. Таким не делятся. «Вот, — с иронией подумала я. — Богатство приносит одиночество!»

Ведь никто не знает, сколько тяжёлых дней мне пришлось пережить в жизни. Поэтому у меня есть оправдание тому, что я хочу оставить эти деньги себе. А хозяин кошелька... Вероятно, он не бедствует, раз носит при себе такие суммы.

Я не спала той ночью. Лежала в постели, а тёмный потолок смотрел на меня, как судья. В моей голове боролись две Лиды, и я не знала, на чьей я стороне. Одна говорила: купи камеру, запишись на курсы и осуществи наконец свою мечту. Другая говорила: отнеси находку в полицию, забудь о чужих деньгах и вернись к своей серой жизни.

Утром я пошла на кухню, сварила кофе и снова открыла тот злосчастный кошелёк. Банкноты не исчезли, имя и фамилия владельца остались прежними. В одном из кармашков я обнаружила визитку с номером телефона.

Мне было интересно, что бы сказал мой папа, если бы он был жив.

— Честность — это единственное, что у тебя есть, Лида, — как-то сказал он мне, когда я была маленькой. Тогда я нашла на игровой площадке куклу Барби — мечту девочек моего поколения. Кто-то забыл её, а я нашла и была невероятно счастлива. Но потом мы с папой увидели из окна, как какая-то девочка, рыдая, ищет что-то на площадке. Мы пошли с ним на улицу и вернули куклу...

Но тогда я была ребёнком. У меня не было никаких платежей, аренды, кредита и дорогостоящей мечты... Около десяти часов утра я позвонила по номеру, указанному на визитке, которую нашла в кошельке. Руки у меня дрожали, как перед экзаменом.

— Алло? — услышала я.

— Доброе утро, я разговариваю с Андреем К.?

— Да, это я...

— Я думаю... Я думаю, что нашла ваш кошелёк. Вчера на парковке перед супермаркетом.

Наступила тишина. А затем вздох — долгий, глубокий.

— Боже, я думал, что всё кончено... Спасибо, вы даже не представляете, как много это для меня значит!

Я больше ничего не сказала. Мы договорились, что я передам ему кошелёк сегодня днём. Повесив трубку, я посмотрела на своё отражение в зеркале. Я выглядела, как человек, который только что проиграл... И в то же время как человек, который только что избавился от ужасного выбора.

***

Мы встретились на парковке, той самой, где я нашла этот кошелёк. Ко мне подошёл неприметный мужчина в бежевой куртке. Это меня удивило, так как я ожидала увидеть кого-то более уверенного в себе, возможно, с портфелем и с элегантными часами. А этот человек выглядел уставшим от жизни.

— Доброе утро, вы — Лида? — неуверенно спросил он.

— Да. У вас есть при себе какое-то удостоверение личности? — осторожно спросила я, хотя по его лицу видела, что это тот мужчина с фотографии. Возможно, немного постаревший и уставший.

Он показал водительские права. Не говоря ни слова, я достала кошелёк и протянула ему. Он открыл его, заглянул внутрь, пересчитал.

— Да, всё на месте... Я даже не знаю, как вас благодарить... Эти деньги предназначаются на операцию моей жены. Я собирал их несколько дней, и вот, как идиот, потерял на парковке. Я уехал, кошелёк выпал из кармана куртки. Я понял это только через час. Думал, их уже не найти...

Я потеряла дар речи. У меня было такое чувство, будто кто-то ударил меня по лицу открытой ладонью. Полмиллиона, которые я хотела оставить себе для осуществления своей мечты, должны были спасти чью-то жизнь! Я хотела что-то сказать, но голос застрял у меня в горле.

— Я рад, что именно вы нашли его. В конце концов, есть и хорошие люди, — тихо добавил он. — Удачи вам, Лида. И спасибо.

Он слабо улыбнулся и пошёл к машине, а я всё стояла как вкопанная. Когда он тронулся, выруливая со стоянки, я почувствовала, как на глаза наворачиваются слезы, которые не могла остановить. Слезы облегчения. И стыда. И чего-то похожего на... гордость.

***

Тем вечером я сидела за столом и смотрела перед собой. На столе лежала рекламная брошюра курсов по фотографии, которую я хранила в ящике стола больше года. Сегодня утром я была готова продать свою совесть, чтобы попасть на эти курсы. Теперь... мечта снова отдалилась от меня, ускользнув, как призрак.

Я не получила этих денег. Но я приобрела нечто другое — чувство, что я могу сделать правильный выбор. Даже если этот выбор причиняет боль. Даже если это означает отказаться от чего-то, что казалось почти у меня в руках. Я поняла, что иногда жизнь испытывает нас только для того, чтобы показать, кто мы есть на самом деле. Потому что дело не в том, мечтаете ли вы, а в том, что вы делаете, когда ваша мечта сталкивается с чьей-то бедой.

Спустя несколько дней, совершенно неожиданно со мной связались из фонда, в который я когда-то отправляла заявку на бесплатные курсы фотографии. Они меня запомнили. Место освободилось. Если я всё ещё хочу у них учиться — я могу приехать.

Я улыбнулась про себя. Может быть, судьба не дала мне этих денег, но она дала мне нечто другое: чистую совесть и второй шанс. Тот же самый бумеранг, только наоборот. Когда обратно получаешь не зло, а добро.

Читайте ещё истории из жизни: