Обман граждан выходит на новый уровень. Злоумышленники получают миллионы, заставляя человека продать недвижимость. Интернет-платформы расширяют список функций и запрашивают больше личной информации, что выгодно для преступников.
Доступность личных данных: удобство или риск?
Хотя удобно иметь под рукой паспортные данные, номер карты или счета в банке, но такой подход несет значительные риски для собственной безопасности. Сейчас рост дистанционного мошенничества и преступлений в сфере информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ) во многом связан с использованием популярных мессенджеров и сервисов, а также публикацией личной информации в них. В министерстве внутренних дел по Татарстану ответили на вопросы журналистов, чтобы прояснить ситуацию и дать рекомендации по защите личной информации.
За первые три месяца 2025 года в Татарстане зафиксировано 6110 преступлений в ИТТ-сфере. Из них было раскрыто 1249 случаев, поэтому показатель раскрываемости составил более 21 процента. Об этом сообщил начальник управления уголовного розыска МВД по республике Рефат Катипов.
Общий нанесенный ущерб по ИТТ-преступлениям за этот же период составил 1,3 миллиарда рублей — это чуть больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда ущерб достиг более одного миллиарда. Кроме того, уже зарегистрировали 3270 случаев мошенничества в этой сфере. Это на 3,5 процента больше, чем за тот же период 2024-го. Из них раскрыто 216 преступлений, что составляет более семи процентов раскрываемости.
- Это обусловлено в первую очередь проведенной профилактикой. Люди стали более осознанными и понимают, что им звонят мошенники, - прокомментировал начальник отделения по раскрытию преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, управления уголовного розыска МВД по Татарстану Рафаэль Мусаев.
ФинЦЕРТ работает, но татарстанцев все же обкрадывают на миллионы
В текущем году наблюдается почти 36-процентный рост числа преступлений, связанных с несанкционированным доступом к расчетным счетам. Значительная часть таких преступлений совершается с использованием возможностей интернета — 54,5 процента, включая случаи с применением «виртуальных» номеров. Также значительную долю занимают преступления, осуществляемые через IP-телефонию — более 24 процентов, в том числе с использованием подменных номеров, и сотовую связь — 21,3 процента.
Современная реальность такова, что независимо от возраста все категории населения уязвимы перед уловками мошенников. Основной причиной этого является повсеместное использование интернет-ресурсов и банковских услуг. По статистике, 37 процентов преступлений приходится на возрастную группу от 30 до 49 лет, 26 процентов — на граждан от 18 до 29 лет, а оставшиеся 36 — на людей старше 50 лет. Особое внимание вызывает тот факт, что большинство жертв — женщины: их доля составляет почти 60 процентов.
Каждый день жители Татарстана в среднем теряют около 15 миллионов рублей из-за дистанционных хищений. Мошенники разрабатывают сложные схемы, чтобы заставить пострадавших продать свои квартиры. Они специально нанимают риелторов и иногда даже вызывают такси, чтобы жертва добралась до банка или встретилась с риелтором, рассказал Мусаев.
Проблема мошенничества охватывает всю Россию, поэтому сегодня активно применяется система ФинЦЕРТ — интегрированная платформа, объединяющая информацию, поступающую из МВД и Банка России. Благодаря ей при обращении потерпевшего в полицию о фактах мошенничества сотрудники информируют его о необходимости обращения в банк с претензией. В случае подтверждения мошеннических действий и хищения средств счет автоматически блокируется. На практике этот механизм обеспечивает быстрое реагирование: когда информация о преступлении поступает от обеих сторон — МВД и банка — счет блокируется мгновенно, что значительно повышает шансы на возврат украденных денег потерпевшему.
Однако спикер отметил, что возврат, а точнее объем возвращаемой суммы, зависит от временного промежутка, который прошел с момента совершения преступления.
- Если гражданин в первые часы понял, что стал жертвой мошенников, обратился в полицию или в банк, то большая вероятность сохранить эти средства на счету мошенника и в последующем вернуть, - пояснил Рафаэль Мусаев.
Расширение функций «Госуслуг» увеличивает риски утечки информации
Причиной увеличения числа преступлений через аккаунты на «Госуслугах» является расширение перечня услуг на этом ресурсе. Особенно «привлекательной» для злоумышленников стала услуга оформления кредитов и микрозаймов в личном кабинете. Взломав аккаунт, мошенники получают доступ к паспортным данным, номеру СНИЛСа, ИНН, электронным цифровым подписям. В этом случае наиболее распространенный способ — использование предлогов о необходимости продления договоров по услугам связи, якобы требующих подтверждения через «Госуслуги». Так злоумышленники создают «иллюзию легитимности» и убеждают пользователей предоставить доступ к своим личным данным.
При покупке через сайты объявлений тоже важно быть внимательным, так как существуют два распространенных вида мошенничества:
- предоплата за товар — злоумышленники связываются с продавцом, прося перевести деньги на банковскую карту, а затем используют полученные реквизиты для доступа к мобильному банку или переводам. Также мошенники требуют назвать коды или пароли, полученные по SMS, для завершения операции;
- фальшивые объявления — мошенники размещают объявления о продаже товаров, которых у них нет, с копиями реальных объявлений. После этого, предлагая срочно продать товар, просят перевести деньги, обещая отправить товар почтой или через транспортную компанию.
Чтобы не стать жертвой мошенников, важно проверять подлинность интернет-сайтов перед заказом. Полезно читать отзывы и комментарии о ресурсе. Также можно проверить дату его создания на сайте reg.ru — мошеннические сайты обычно создаются недавно, незадолго до размещения товаров или услуг.
Автор материала: Елизавета Зеленина