Без зданий, построенных по проекту выдающегося русского архитектора Федора Шехтеля, уже невозможно представить облик Москвы. Они стали своего рода «культурным кодом» для каждого, кто вырос в столице, и искренне любит ее неповторимый облик.
Архитектура Шехтеля остается источником вдохновения для представителей нового поколения творцов. В их числе – Анна Лашкул, ученица одной из художественных школ Москвы. В своей итоговой работе за год она запечатлела четыре известных здания, построенных в столице по проекту Федора Шехтеля. Уверены, что вы сразу догадаетесь, что это за здания – не узнать их в талантливом исполнении юной художницы просто невозможно! В том числе и благодаря особому вниманию автора к декоративным элементам.
Ну а мы немного расскажем о каждом из зданий, изображенных юной художницей.
Здание Ярославского вокзала на Комсомольской площади
Его Анна Лашкул изобразила самым первым, и это один из знаковых проектов Шехтеля, уникальный синтез сразу нескольких эпох и направлений: здесь есть и модерн, и элементы древнерусского зодчества.
У многих здание Ярославского вокзала ассоциируется со сказочным теремом. И это неудивительно, ведь именно такого эффекта и планировал добиться Шехтель, комбинируя в облике одного здания разные архитектурные объемы. С какой стороны ни посмотреть на Ярославский вокзал – с каждой он будет выглядеть по-разному. Неизменна только его башня, расположенная слева.
Кстати, при проектирования Ярославского вокзала Шехтель использовал и элементы предыдущего здания, построенного по проекту Кузьмина. Удалось сохранить левый фасад, а также окна на главном фасаде, которые идут ровным рядом.
Вокзал задумывался как ворота в Москву. Это Шехтель мастерски обыграл в архитектуре и в конструкции зала ожидания – большого и сводчатого. Прямо над входом установлены изображения гербов Ярославля, Архангельска и Москвы – ключевых пунктов Ярославского направления.
Их географическое положение обыграно и в декоративных элементах на фасаде здания – например, фриз с изысканным бирюзовым растительным узором, отсылающий к традициям искусства русского севера. Фриз изготовили в мастерской Саввы Мамонтова в Абрамцево, а эскизы выполнил сам Шехтель.
Здание типографии Левенсона в Трехпрудном переулке
Здание типографии (скоропечатни) товарищества Левенсона – образец промышленной архитектуры Москвы в чертах стиля модерн. Его облик – это синтез художественных приемов образца XIX и XX столетия. И это еще одно знаковое творение Федора Шехтеля.
Несколько слов стоит сказать и о самой скоропечатне – ее открыли в 1881 году, и достаточно быстро она получила статус одной из крупнейших типографий во всей России. Здесь печатали рекламу, книги, газеты. Заказов становилось все больше, и владелец типографии решил расширить ее мощности, пригласив для строительства нового комплекса архитектора Шехтеля.
Здание получилось похожим на средневековый замок. Оно решало не только функциональные задачи, как это планировал Левенсон, но и эстетические – украшало собой город. Здание удивляло обилием декоративных элементов, растительных и других мотивов. При этом соблюдались и производственные требования – каркасы из металла, большие окна.
В 2016 году здание типографии Левенсона отреставрировали и реконструировали с максимальным сохранением исторического облика и интерьеров. Сегодня оно входит в структуру клубного дома «Левенсон» наряду с несколькими новыми корпусами и частной резиденцией. В клубном доме представлены пентхаусы с террасами, апартаменты с патио, таунхаусы и квартиры площадью от 132 до 620 квадратных метров.
Недвижимость такого формата привлекает истинных ценителей роскоши и высокого уровня жизни, ведь это не просто элитный, но еще и исторический проект в одной из самых престижных локаций Москвы – Патриаршие пруды.
Особняк Зинаиды Морозовой на Спиридоновке
Эту городскую усадьбу в неоготическом стиле Шехтель спроектировал и построил специально для Зинаиды Григорьевны Морозовой, супруги Саввы Морозова, в конце XIX века. В реализации проекта принимал участие художник Михаил Врубель – он оформлял интерьеры парадных особняка.
Идея построить особняк именно в неоготическом стиле принадлежала самому Савве Морозову. Он вдохновился британской архитектурой и решил построить в таком же стиле дом для себя. Федор Шехтель, который в то время был увлечен средневековой архитектурой, его идею поддержал и реализовал.
Очарование особняка в полной мере раскрывается в динамике. Таким его задумал Федор Шехтель. Здание выразительно и эффектно смотрится со всех сторон и с любых ракурсов – за счет ритмичности его элементов и разнообразия форм. Композиционный центр особняка – башня с большими окнами, которая смотрится особенно величественно за счет обилия квадратных форм в правой части сооружения. От декора на фасадах особняка архитектор намеренно отказался, поскольку планировал сделать акцент на оконных проемах, их формах и расположении.
Появление в Москве такого особняка в свое время стало настоящим событием. В народе его называли не иначе, как «московское чудо» или «палаццо». Сам особняк фигурирует во многих литературных произведениях – к примеру, в очерке «Савва Морозов» Максима Горького, и в романе «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Многие поклонники и исследователи творчества литератора убеждены – именно в особняке Морозовой писатель «поселил» Маргариту и ее супруга.
Особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке
Этот дом Шехтель построил в начале XX века для Александры Ивановны Дерожинской, владелицы текстильного предприятия «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова». Внешне он напоминает особняк Зинаиды Морозовой – точно так же дом расположен в глубине участка, вдали от так называемой красной линии улицы. Особенности здания – арочное окно, оформленное рамой из двух изящных башен.
Здание смотрится гармонично за счет ограды, исполнение которой слегка сглаживает его монументальность и обилие декоративных деталей на фасаде.
Многие искусствоведы считают, что особняк Дерожинской – это своего рода вершина творчества Федора Шехтеля как мастера московского модерна. Дом стал примером для подражания в работах многих московских архитекторов