В четверг 15 мая 2025 года состоялось очередное заседание Уральского межрегионального отделения Российской академии транспорта.
Традиционное заседание проходило в смешанном варианте. Часть членов Уральского межрегионального отделения Российской академии транспорта присутствовало в стенах Уральского государственного университета путей сообщения (УРГУПС), часть членов присутствовала удалённо.
Собрание проходило в цифровой образовательной среде, функционирующей в УрГУПС и позволяющей провести любое видеосовещание, в том числе с процедурой голосования.
Открыл заседание председатель Уральского межрегионального отделения Российской академии транспорта, ректор Уральского государственного университета путей сообщения (УРГУПС) Галкин Александр Геннадьевич.
На повестке дня были следующие вопросы:
- Международная научно-практическая конференция «Исследование и развитие рельсового и автомобильного транспорта».
- Доклад Д.Г. Неволина «Об отчетно-выборной конференции Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта».
- Доклад А.Г. Галкина «О строительстве на базе УрГУПС Института транспортного машиностроения и цифровых технологий»
- Рассмотрение кандидатур для избрания действительными членами РАТ.
В заседании участвовало 12 действительных членов Уральского межрегионального отделения Российской академии транспорта. На заседании были рассмотрены кандидатуры для избрания действительными членами РАТ из Оренбургского и Челябинского областных отделений Российской академии транспорта, а именно доктор технических наук из ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет» Д.А. Дрючин и доктор технических наук из Южно-Уральского государственного университета Е.А. Задорожная.
В заседании Уральского межрегионального отделения Российской академии транспорта принял участие главный редактор Агентства транспортной информации Российской академии транспорта, действительный член Российской академии транспорта, д.т.н. Якимов Михаил Ростиславович.
22-23 мая состоится Международная научно-практическая конференция «Исследование и развитие рельсового и автомобильного транспорта» в формате телемоста Екатеринбург-Челябинск. На ней будут присутствовать коллеги из Китая. Основная идея конференции — использование искусственного интеллекта в транспорте и транспортном строительстве.
К участию в конференции приглашаются доктора и кандидаты наук, научные работники, соискатели ученых степеней, преподаватели, аспиранты, магистранты вузов, специалисты НИИ, ОАО «РЖД» и железных дорог, предприятий промышленного транспорта, проектных организаций, отечественных компаний.
Регистрация по ссылке https://forms.yandex.ru/cloud/67fccb80d04688a585dc1682/
Неволин Дмитрий Германович, доктор технических наук, старший научный сотрудник, зав. кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения»:
Презентация посвящена основным достижениям Российской Академии Транспорта за отчетный период. Отчетный период охватывал последние четыре года: 2021-2025 годы. В своем выступлении Александр Сергеевич приветствовал участников отчетно-выборной конференции. Президент отметил, что данная встреча — это не только обязательная часть уставного цикла, но и возможность подвести итоги результатов и достижений за последние годы.
После выступления Александр Сергеевич поблагодарил всех присутствующих за участие и отметил особую роль и заслуги отделений, которые принимали в работе активное участие. Были отмечены отделения: Северо-Западное, Самарское, Центральное, Северо-Кавказское, и, что особенно приятно, Уральское отделение, где конкретно прозвучала фамилия Галкина Александра Геннадьевича. Мы поздравляем Александра Геннадьевича с такой высокой оценкой. Также были отмечены Поволжское, Восточное, Сибирское и Дальневосточное отделения.
Александр Сергеевич отметил вклад представителей российских железных дорог и транспортного автомобильного комплекса. Далее он перешел к выборам президента. Единогласно на следующий пятилетний срок президентом был избран Мишарин Александр Сергеевич.
Уважаемые коллеги, тема, в общем-то, достаточно серьезная и объемная. И тот регион, где мы с вами работаем, всегда славился экономической мощью, развитием промышленных предприятий. И на сегодняшний день ситуация складывается так, что именно в нашем регионе создалась, наверное, наивысшая концентрация предприятий транспортного машиностроения. И, в общем-то, в нашем университете мы считаем, что это определенный вызов, вызов времени, на который мы обязательно должны дать ответ.
И, соответственно, работать в этом направлении. История нашего университета такова, что мы с первого дня своей работы (мы были основаны в 1956 году) являемся отраслевым вузом, и создание университета тогда – это тоже был своего рода ответ на вызовы того времени, а именно тогда происходила массовая электрификация железных дорог и массовая электрификация здесь, на Урале.
И, в общем-то, страна остро нуждалась, и Министерство путей сообщения остро нуждалось в специалистах-электрификаторах. Поэтому был создан наш университет, и поэтому даже первое название нашего учебного заведения — это УИМИИТ, Уральский электромеханический институт инженеров транспорта. И первый факультет, который был создан в нашем вузе, – это был электромеханический факультет.
Я считаю, что тогда наше старшее поколение, наши преподаватели, основатели УЭМИИТ, дали достойный ответ на вызов времени, и сейчас наш долг тоже не оставаться в стороне от прогресса и уже на вызовы нынешнего времени тоже достойно отвечать. Ответ может состоять в создании на базе Уральского государственного университета путей сообщения Института транспортного машиностроения, который бы мог реализовывать главную цель – подготовку специалистов для удовлетворения отраслей транспортного машиностроения и железнодорожного транспорта в высококвалифицированных кадрах, научных исследованиях и инженерных разработках. Цель достигается выполнением задач.
У нас на базе Уральского университета путей сообщения создан объединённый учёный совет предприятия «Уральские локомотивы» и «УрГУПС». И, соответственно, в рамках этого совета мы часть из поставленных здесь задач уже решаем, но мы хотели бы двигаться дальше и реализовать проект в полном объёме.
В том числе проект предусматривает строительство пятой очереди главного учебного корпуса Уральского государственного университета путей сообщения. Вот на фотографии справа на слайде показан наш университет сегодня, и розовым цветом выделена часть здания, которое до сих пор не построено. Вообще строительство учебного корпуса ведется как раз со дня основания нашего университета, с 1956 года, но на сегодняшний день оно так и не завершено.
Предполагается, что в институте будут реализовываться все уровни образования: среднее профессиональное, специалитет и аспирантура. Старт приема планируется на 2026 год. На правой диаграмме представлен предполагаемый рост контингента обучающихся. Я бы хотел обратить ваше внимание на то, что, несмотря на то что и старт приёма, и строительство – всё-таки перспектива (мы надеемся, ближайшая перспектива), мы не стоим на месте, мы реализуем программу, используя имеющуюся в нашем распоряжении часть площадей. Мы стараемся ее использовать.
Мы приобретаем оборудование, в частности, закупили очень хорошую линию аддитивных технологий: 3D-принтер, печатающий металлом, – достаточно дорогое и серьезное оборудование. Мы уже используем его и в учебном процессе, и в разработках наших ученых и студентов.
Читать далее: