В 1951-м году в тогдашнем Куйбышеве практически одновременно завершилось строительство трех очень схожих между собой жилых домов по проектам архитектора Петра Щербачева. Сходство наблюдалось в этажности, планировочных и композиционных решениях, внешней парадно-«классической» стилистике, а так же в предназначении – для тогдашней творческой элиты, промышленно-хозяйственного и административного руководства .
Хотя в теории советское государство провозглашало всеобщее равенство, на практике некоторые были равнее остальных. Между жизнью «широких народных масс» и партийной номенклатуры - «первых среди равных в действительности лежала пропасть, и сравнение их жилищных условий таки подчеркивало ее глубину.
Так, квартиры в «Жилом доме горжилуправления» на ул. Фрунзе, 179 с видом на Пушкинский сквер и «теремок» Драмтеатра предназначались для местной театральной элиты - режиссеров, дирижеров и ведущих артистов. Успели пожить здесь и мастера перевоплощения другого жанра – входившие в «Кембриджскую пятерку» легендарные британские разведчики Дональд Маклейн и Гай Берджес. Квартир в доме было всего шесть – по две на этаже , каждая почти сто квадратных метров площадью, с высокими лепными потолками, дубовым паркетом, просторными холлами, большими кухнями.
Камерность не мешали дому выглядеть импозантно и снаружи . Солидность и визуальную устойчивость объему придавал рустованный «под шубу» высокий цоколь, выступающий портал парадного входа в центре имел арочное завершение проема и венчался массивным антаблементом на вписанных в руст капителях. Законченность фасаду придавали ажурные ограждения небольших балконов.
Второй «элитный» дом на Некрасовской, 69 возводился для руководства треста Востокнефтестрой , занимавшегося комплексным обустройством нефтяных месторождений в Самарской (тогда Куйбышевской) и Оренбургской областях.
Дом так же стоял на цоколе-основании, композиционным акцентом так же служила центральная часть, , но массивный антаблемент над парадным входом здесь поддерживался четырехколонным портиком с ионическими капителями. Сандрик над парадным входом венчался барочными волютами и гроздью листьев аканта, полуциркульный входной портал, обрамляла профилированная «арка».
Третий номенклатурный - по официальному названию «Трехэтажный жилой дом на шесть квартир для служащих облисполкома» - появился по адресу Чапаевская, 136а почти скрытым от посторонних глаз – в глубине квартала, на территории Николо-Софиевской церкви (возведенной, кстати, по проекту Александра Щербачева) и практически возле главного входа в храм.
Поразительное соседство объясняется очень просто – еще в 1929-м «по требованию рабочих и служащих «Водосвета» приход ликвидировали , а вскоре Горсовет надумал в бывшем храме открыть Музей Революции, ставший затем Музеем Ленинского Комсомола и как раз в 1951-м переданный в состав Областного краеведческого музея.
О жильцах именитого дома сведений не нашлось. Служба облисполкомов – подразделений высшего органа исполнительной власти «на местах», как известно, руководила всей хозяйственной деятельностью «своих» регионов. При этом без ведома и согласования с обкомом – партийным органом, формально никакой властью не обладавшим – что называется, чихнуть не могла и являлась фактически исполнителем обкомовских решений.
Задача надлежащего выполнения планов партии была, надо думать, не из легких. Менялись куйбышевские председатели облисполкома едва ли не ежегодно с самыми разными формулировками – вплоть до «злоупотребления служебным положением» .
Кстати, последним председателем Исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов в 1990—1991 годах стал Виктор Тархов.
Возвращаясь обратно к облисполкомовскому дому – композиция и оформление в общих чертах повторяло собратьев на Фрунзе и Некрасовской. Видимо, архитектурное решение соответствовало и желаниям заказчикам, и нравилось самому автору – убежденному приверженцу классического стиля.
Опирающийся на цоколь четырехколонный портик в центральной части так же поддерживал профилированный раскрепованный антаблемент, в боковых частях переходящий в массивный междуэтажный карниз. В ионики двухэтажных пилястр вплетались колосья и пятиконечные звезды – символы грозной мощи и изобилия.
Так-то Петр Александрович не любил включать в классическую лепной декор звезды, серпы и молоты с наковальнями – но в данном случае наличие красноармейско-рабоче-крестьянской атрибутики было обязательно и неизбежно.
В уровне первого и второго этажей углы фланкировались крупным рустом, в третьем – гладкими пилястрами. Проем парадного входа вписывался в полуциркульную арку с узорчатым заполнением и замковым камнем.
Вывешенный во втором этаже балкон над входом первоначально имел ажурное металлическое ограждение, по обеим сторонам от входа в уровне междуэтажного перекрытия размещались тройные объемные лепные розетки.
Интересно решались и боковые фасады – с массивными междуэтажными карнизами и с тремя маленькими квадратными окошками в каждом этаже, помещенными в верхнюю часть щелевидных вертикальных ниш.
В начале 1990-х управленческий термин «облисполком» из нашей действительности ушел, сменившись на «администрацию». Примерно тогда же – в ноябре 1991-го постановлением Главы администрации области Николо-Софиевскую церковь вернули епархии.
Три года ушло на восстановление, и 30 сентября 1994-го состоялось первая после 65 лет перерыва служба. Сейчас соседствующие работы отца и сына Щербачевых воспринимаются единым ансамблем – чего, видимо, и желал Петр Александрович.
Квартиры в домах бывшей советской номенклатуры и сегодня на рынке недвижимости ценятся высоко