Найти в Дзене

Дорожные камеры определения скорости, как они работают

Оглавление

Народ, всем привет. Каждый водитель знает, что такое камеры контроля скорости. Сейчас они «понатыканы» везде, а на МКАДе они расположены через каждые пару километров. Сразу открою вам тайну, что по статистике у нас работают около 30% всех камер, остальные служат больше для «устрашения» и призваны снижать аварийность и обеспечивать соблюдение правил дорожного движения. Но остаётся хороший вопрос – а как они работают. И если с тем, как камера делает вашу фотографию более-менее понятно, то как именно камеры определяют скорость автомобилей – вот это интересно.

Для начала стоит вспомнить уроки физики, и повторить определение скорости. А скорость — это физическая величина, определяемая как путь, пройденный объектом за определённое время. Ничего сложного, адронный коллайдер для этого не нужен. Дорожные камеры определяют скорость с помощью различных технических решений, позволяющих точно измерить время и расстояние, которые проезжает автомобиль. Существует несколько основных типов камер и технологий, применяемых для измерения скорости. Мы рассмотрим основные.

-2

1. Радарные камеры

Один из самых распространённых типов. Такие камеры используют радиоволны для определения скорости. Принцип работы основан на эффекте Доплера, и если говорить простыми словами, то:

  • камера излучает радиоволны в направлении движущегося автомобиля
  • эти волны отражаются от машины и возвращаются обратно к устройству.
  • если автомобиль движется, то частота отражённых этих волн изменяется (это и есть эффект Доплера)
  • ну и уже по изменению частоты система рассчитывает скорость объекта.

Если вы не знаете, что такое частота волны или ее длина, то я сегодня не буду на этом заострять внимание, просто «погуглите». Радарные камеры работают в разных диапазонах (чаще всего K- и Ka-диапазоны), могут измерять скорость автомобилей на нескольких полосах одновременно, и им все равно на погодные условия. Такие камеры обладают высокой точностью и мгновенными измерениями. Но зато их просто определить радар-детекторами (хотя они сейчас и не особо-то нужны), а также у них возможны ложные срабатывания при отражении сигнала от других объектов.

-3

2. Лазерные камеры (лидары)

Лидары работают по похожему принципу, но используют световой луч (лазер), а не радиоволны. Камера измеряет время, за которое лазерный импульс отражается от автомобиля и возвращается обратно. По сути, все то же самое, чтобы определить скорость, лидар посылает серию лазерных импульсов, после чего засекает разницу во времени между отправкой и получением импульса. При этом он вычисляет изменение расстояния между автомобилем и камерой за довольно короткий промежуток времени и по этим данным рассчитывает скорость.

Такие камеры имеют более точное прицеливание на конкретный автомобиль и меньше подвержены помехам, чем радары. Однако они уже более зависимы от погодных условий (дождь, туман), и у них более узкий угол действия.

-4
Если Вам нравятся наши статьи, и вы хотите отблагодарить автора (на развитие канала), нам будет очень приятно!

3. Видеоаналитика (системы с распознаванием движения)

Эти системы используют уже обычные видеокамеры и программное обеспечение, которое анализирует видеопоток. Алгоритм распознаёт транспортные средства, отслеживает их движение и определяет скорость по пройденному пути за определённое время.

  • камера фиксирует автомобиль в нескольких точках
  • алгоритм определяет координаты машины на кадрах, снятых с точным временным интервалом
  • ну и по этим снимкам вычисляется расстояние между точками и делится на разницу во времени.

Этот метод не совершенен, требует высокой точности калибровки камеры и часто применяется в сочетании с другими технологиями, например, с системами автоматического распознавания номерных знаков (ANPR). И, с одной стороны, нет необходимости в излучении сигнала (есть эффект незаметности, не определить детекторами), и они обладают широким спектром возможностей. Скажем, можно одновременно фиксировать скорость, номер, полосу движения, проезд на красный свет и т.д. Но, с другой стороны, у них большая требовательность к освещению и погодным условиям + зависимость от качества видеоматериала.

-5

4. Индукционные датчики в дорожном покрытии

Иногда для контроля скорости используют системы, основанные на датчиках, вмонтированных в дорожное полотно. Они реагируют на металлические объекты (транспортные средства) и фиксируют время проезда автомобиля через разные точки. Принцип работы у них прост: в асфальт встраиваются две индукционные петли на известном расстоянии. И при проезде автомобиля через первую и вторую петлю система фиксирует время. Ну а скорость определяется по формуле из учебника: скорость = расстояние / время.

Такие системы обладают высокой точностью и независимость от погодных условий, но дороги в установке, надо разрушать дорожное покрытие при монтаже и т.д. Поэтому у нас их почти не используют. Сегодня на дорогах всё чаще встречаются многофункциональные комплексы, способные одновременно и фиксировать превышение скорости и обнаруживать выезд на встречную полосу или засекать проезд на красный свет. Идет анализ всего потока как бы в реальном времени. Примеры таких систем: "Автоураган", "Крис-П", "Стрелка", "Арена", "Кордон". Многие из них могут передавать данные напрямую в центры обработки нарушений, где формируется постановление о штрафе.

-6

Хотите знать больше? Читайте нас в нашем Telegram – там еще больше интересного: новинки гаджетов, технологии, AI, фишки программистов, примеры дизайна и маркетинга.