В России растёт приём на работу по блату. Начальники всё чаще берут родственников своих сотрудников. И тому есть общеизвестная причина, сказано в исследовании SuperJob.
Компания в апреле-мае опросила кадровые службы организаций РФ о трудоустройстве родни своих работников и выяснила: это практикуют на 85% предприятий.
Годом ранее показатель был на уровне 78%, а в 2023-м и 2021-м — 80% и 73% соответственно.
"Кадровый голод вынуждает работодателей отказываться от стереотипов в подборе персонала", — пояснили в SuperJob.
Нынешнее исследование также выявило, что чем крупнее компания, тем охотнее она принимает родственников сотрудников. Больше всего это распространено на предприятиях с коллективами более тысячи человек.
Кроме того, чаще всего так делают в производственных и строительных компаниях.
Что интересно, не учтён бюджетный и государственный сектора, в которых тоже есть место блату.
Например, в Севастополе в госпредприятии "Управляющая компания оптово-розничных, торговых комплексов Севастополя" — в рамках одной вертикали власти — работала семья: муж, жена, их сын. А в городской больнице №2 главный врач трудоустроила юрисконсультом сына без высшего юридического образования и сестру — заведующей поликлиникой, которой платили больше, чем её коллегам.
"Естественный путь" при кадровом голоде
Кадровый голод — это реальность, с которой сталкиваются многие отрасли в России, сказал ForPost бизнес-партнёр компании "Компьютерные технологии" Вадим Карасев.
По его словам, в условиях дефицита специалистов работодатели действительно начинают использовать все доступные каналы поиска, в том числе личные рекомендации, обращения к знакомым сотрудников и их родственникам.
Это "естественный путь" для закрытия простых или массовых вакансий, считает он.
"Однако если такая практика становится системой и вытесняет открытый конкурс и профессиональный отбор, это уже не решение проблемы, а её углубление", — подчеркнул наш собеседник.
Блат сам по себе не гарантирует некомпетентности, но он резко повышает риск неэффективного подбора, особенно когда приём ведётся без формализованной оценки знаний, опыта и мотивации, уточнил Вадим Карасев.
Какие возможны последствия
Он считает, что есть сферы, где семейное трудоустройство может быть приемлемо, например: линейное производство, логистика, непрофильные вспомогательные роли.
Но в отраслях с высоким уровнем ответственности — в информационной безопасности, медицине, финансах, государственном управлении — подобная практика должна быть жёстко ограничена, уверен собеседник ForPost.
"Здесь важна не лояльность, а доказанная квалификация", — сказал бизнес-партнёр компании "Компьютерные технологии".
Если компания всё чаще делает ставку на "своих" без должной проверки компетенций работников, она рискует столкнуться с падением качества управления, потерей эффективности, а главное — с разрушением внутренней культуры доверия и справедливости, обратил внимание Вадим Карасев.
Особенно остро, по его мнению, это воспринимается молодыми специалистами: они быстро замечают, по каким принципам выстраивается карьера в коллективе, и, если видят, что продвижение зависит от связей, а не заслуг — просто уходят.
"Блат как антикризисный инструмент может принести краткосрочный эффект, но в долгосрочной перспективе — ослабить саму структуру бизнеса", — заключил он.
Алексей Лохвицкий