Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Старческая деменция: 9 правил помощи родственнику. Как правильно себя вести? Объясняет психиатр

Оглавление

«Она же только недавно было в порядке», «Он меня ужасно злит, и мне стыдно», «Да она над нами издевается»… Старческая деменция — это тяжелое испытание не только для самого пациента, но и для его близких и родственников. По мере прогрессирования деменции человек теряет свои знания, навыки, воспоминания, саму личность, способность к самообслуживанию, поэтому на семью ложится колоссальная нагрузка. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров объясняет 9 правил общения и заботы о пациенте с деменцией.

1. Узнаем больше про деменцию

Мы знали и уважали человека всю свою жизнь, он был для нас авторитетной фигурой, совсем недавно его мышление было полностью ясным. И вдруг человек начинает вести себя странно. Это может вызывать удивление, озадаченность, страх, раздражение и даже злость.

Да что на него нашло?
Да что она вообще говорит?

Именно поэтому близким родственникам пациента с деменцией крайне важно узнать как можно больше об этом нарушении.

Мы знаем, что деменция — это приобретенное слабоумие. У человека нарушается работа когнитивных функций мозга (мышления, памяти, концентрации внимания, речи и т. д.), он постепенно теряет ранее усвоенные знания и практические навыки, с трудом может (или вовсе не может) обрабатывать и запоминать новую информацию.

Но и это еще не все. Чтобы по-настоящему понять происходящее человека, не испытывать раздражение, испуг и злость, нам важно больше узнать про процесс развития деменции, учитывать характерные симптомы разных стадий.

Так, уже на начальной стадии можно заметить «тревожные звоночки».

  • Первые нарушения памяти. Человек становится более рассеянным и забывчивым, медленнее подбирает и путает слова речи, может забыть почистить зубы или позавтракать;
  • Ухудшение внимания. Человек начинает чаще отвлекаться и упускать ход разговора, перескакивать с темы на тему;
  • Эмоциональные нарушения. У человека чаще меняется настроение, оно может стать более плаксивым, обидчивым, раздражительным, ворчливым;
  • Бессонница. Человек с трудом засыпает, часто просыпается раньше времени или даже посреди ночи.
-2

А на выраженной (умеренной) стадии деменции нарушения становятся еще более очевидными и пугающими.

  • Заметные нарушения памяти. человек начинает забывать профессиональные знания, важные имена и даты, адрес проживания, факты биографии, он с трудом удерживает или вовсе не запоминает события последних дней.
  • Ложные воспоминания. Выпавшие фрагменты памяти мозг человека начинает замещать «подходящими» воспоминаниями из прошлого, информацией из книг, фильмов и сериалов, или вовсе вымышленными данными.
  • Акцентуация характера. У человека обостряются привычные качества характера. Например, экономный человек становится настоящим скрягой, ворчливым человек становится агрессивным, тревожный человек становится очень мнительным и недоверчивым, начинает подозревать окружающих в злом умысле.
  • Снижение критического мышления. Способность к критическому мышлению нарушается, поэтому даже с учетом повышенной подозрительности человек становится более доверчивым. Отсюда — повышенный риск стать жертвой мошенников, членов различных сект и т. д.
  • Социальная дезадаптация. Человек становится более замкнутым и нелюдимым, неловким в общении с людьми. Но при этом он может испытывать одиночество и тянуться к самым близким родственникам, жаждать от них повышенного внимания.
  • «Три А». У человека развиваются 3 когнитивных нарушения. Афазия — сложно понимать чужую речь, а собственная речь пациента становится невнятной. Агнозия — сложно запоминать и анализировать новую информацию (например, из книг или кино). Апраксия — нарушается целенаправленность действий (например, тяжело завязать шнурки или застегнуть пуговицы).
  • Неадекватное поведение. У человека нарушается способность к эмоционально-поведенческой саморегуляции. Он может плакать или смеяться без видимых причин, кричать и оскорблять близких и незнакомцев, проявлять агрессию, приставать к окружающим, мастурбировать на людях и т. д.
-3

Наконец, наступает финальная стадия деменции — масштабное нарушение когнитивных функций с распадом личности.

  • Распад памяти. Человек не узнает даже самых близких людей, теряется во времени и пространстве. При этом память разрушается от конца к началу: свежие воспоминания стираются, а вот память о былых днях становится более яркой, поэтому человек «ударяется в ностальгию».
  • Социальная изоляция. Человек уже не проявляет особого интереса даже к самым близким людям. Он апатичен, ему неинтересно общаться с родственниками и друзьями. Нарушается и эмпатия — способность сопереживать другим людям. Также пропадает интерес к любимым хобби и увлечениям.
  • Потеря контроля над телом. Человек теряет способность к самообслуживанию: не может самостоятельно готовить еду, делать уборку, соблюдать личную гигиену, одеваться. По мере развития деменции также теряется контроль над мышцами: человек часто падает или вовсе теряет возможность ходить, не может жевать еду, контролировать мочеиспускание и дефекацию.
-4

Помимо характерных признаков разных стадий, также важно учитывать тип деменции. Например, одна из самых распространенных — деменция параноидного типа. О ней мы подробнее писали здесь.

2. Вырабатываем правильные реакции на поведение больного

Теперь переходим к особенностям общения.

Прежде всего важно запомнить ключевое правило заботы о больном: нам важно сочетать спокойную доброжелательную сдержанность с настойчивостью. Мы должны быть терпеливы к проявлению симптомов деменции, и в то же самое время сохранять настойчивость в вопросах безопасности и здоровья родственника.

Например, больной раз за разом отказывается принимать лекарства, выплевывает их. Мы его за это не ругаем, не кричим. Но и попыток не оставляем: продолжаем настойчиво давать таблетки, ищем возможность прятать их в еде и т. д.

3. Не спорим с больным

А вот в вопросах, которые не касаются напрямую безопасности и здоровья пациента, мы настойчивость не проявляем.

Не стоит спорить с родственником, искать опровергающие аргументы для его бредовых идей и убеждений, пытаться что-либо доказать. Во-первых, человек очень скоро забудет наши слова (если вообще поймет их сразу). Во-вторых, споры лишь приведут к пустым конфликтам, усугубят эмоциональную нестабильность больного, спровоцируют проявление вербальной или даже физической агрессии. Поэтому мы просто спокойно соглашаемся.

За мной следят соседи! Кошмар, они пытаются свести меня с ума! — Да, хорошо. Я с ними разберусь, поговорю, вызову помощь, защищу тебя от них. Не переживай.
Кто-то украл мою пенсию и драгоценности! Я точно знаю, меня не обмануть! — Да, это ужасно. Сейчас мы поищем, или найдем и накажем виновных. Не переживай, все будет хорошо, я с тобой, я рядом.
-5

4. Не стыдим больного

Как бы странно себя ни вел родственник, важно помнить — это никак не зависит ни от «силы воли», ни от «моральных качеств». Это просто болезнь, и человек не может ничего сделать: у него буквально нарушены те механизмы, которые позволяют нам самим ясно мыслить и контролировать свое поведение.

Но при этом наш родственник — все еще живой человек, и он способен испытывать сильные эмоции в ответ на наши реакции.

Поэтому если мы попытаемся укорять, стыдить и обвинять больного деменцией, мы ничего этим не добьемся — человек просто не способен побороть болезнь. Но при этом он будет ощущать душевную боль, стыд, вину, отвращение к себе и другие тяжелые негативные переживания, от которых его состояние лишь ухудшится.

-6

5. Не задаем «провокационных» вопросов

Во-первых, у больного деменцией нет смысла спрашивать, почему он совершил то или иное действие. Он и сам не понимает, его сознание буквально распадается на кусочки. А вот стыд и вину на фоне этого вопроса он почувствует.

Почему ты не приняла душ? — Ужас, я снова сделала что-то не так, я воняю, я отвратительная, я стала обузой для близких людей…

Во-вторых, нет смысла раз за разом «проверять память» больного. Если у него начались проблемы с памятью, он ничего не может с этим поделать. Но он может испытывать растерянность, замешательство, испуг, стыд и вину. А в худшем случае дело может закончиться приступом агрессии.

А ты меня узнаешь? Кто я? Как меня зовут? — Боже, кто эти люди, что им от меня нужно? Я должна их помнить? Со мной что-то не так?
Ты же меня помнишь? — Что ты забыл в моем доме, как ты вошел? Я сейчас полицию вызову!

6. Не освежаем тяжелые воспоминания

На фоне нарушений памяти и характерного исчезновения воспоминаний «от новых к старым» пациенты с деменцией могут часто упоминать людей, которые уже давно ушли из жизни.

И в этом случае не стоит напоминать человеку о смерти близких ему людей. Больной все равно будет забывать об этом спустя какое-то время, но до тех пор он каждый раз будет вынужден проходить через боль потери.

А где моя Надя, где моя доченька? (она давно погибла) — Не переживай, она скоро приедет \ мы ее обязательно позовем.
А почему я не вижу своего мужа? (он умер) — Не волнуйся, он просто уехал по делам, скоро вернется.

Наша задача — реагировать на подобные вопросы больного спокойно и терпеливо, без споров и напоминаний. Наше спокойствие помогает создавать атмосферу безопасности, снижает интенсивность эмоционально-поведенческих нарушений.

-7

7. Не делаем за больного то, на что он пока способен сам

На фоне развития деменции у близкого родственника наша естественная реакция — максимально окружить его заботой и вниманием, опекать во всем. В результате мы можем начать проявлять гиперопеку: делать за больного то, на что он пока способен и сам.

Ой, не перенапрягайся, я сама тебя причешу, подмету…

Но так делать нельзя. Чтобы замедлять прогрессирование деменции, крайне важно давать мозгу регулярную когнитивную нагрузку по мере возможностей пациента. Поэтому если родственник способен самостоятельно делать что-то, не угрожающее его жизни и здоровью, важно оставлять для него такую возможность.

Более того, терапия деменции включает в себя специальные игры и упражнения на поддержание когнитивных функций, мелкой моторики и т. д.

8. Говорим простыми предложениями

По мере развития деменции больному все сложнее нас понимать — и особенно удерживать смысл наших слов.

Поэтому запоминаем простое правило: 1 мысль — 1 предложение. Не перегружаем сознание родственника, доносим до него одну мысль за раз, терпеливо повторяем при необходимости.

Сейчас нужно принять душ. — Да, уже? Ну, я попозже пойду… — Сейчас нужно принять душ, пойдем…
-8

9. Проявляем заботу и терпимость к себе

Наконец, одно из важнейших правил общения и ухода за больным деменцией — это забота и терпимость к самому себе.

Во-первых, это касается наших реакций на больного. Общаться с человеком в деменции тяжело, прежде всего эмоционально. Нам грустно, нам страшно, нам тревожно, на наших глазах близкий человек теряет сам себя кусочек за кусочком, ведет себя странно, забывает нас. И в этих условиях вполне нормально порой испытывать сильное раздражение или даже злость, прокручивать в голове мысли о финальной стадии болезни, или даже думать о гибели близкого человека с пугающим облегчением.

Не стоит себя стыдить, винить и ненавидеть за это. Такие эмоции, даже очень сильные — это просто естественная реакция нашей психики на нестандартную нагрузку, они не имеют ничего общего с нашими моральными качествами и любовью к родственнику. Если мы не причиняем человеку намеренного зла, не оскорбляем и не унижаем его, не делаем ему больно, продолжаем заботиться — все хорошо, нам не в чем себя винить.

Во-вторых, чтобы полноценно позаботиться о больном родственнике, нужно прежде всего проявить заботу к себе самому. Старческая деменция неизлечима, болезнь будет продолжать прогрессировать, родственнику будет нужно все больше нашей поддержки и заботы, или же ресурсов для профессионального ухода за ним.

Поэтому наша задача — максимально заботиться о своем физическом и ментальном состоянии. Обязательно давать себе регулярный отдых, полноценный сон, сбалансированное питание, легкие физические нагрузки. По возможности делегировать заботу о больном другим родственникам или сиделкам, искать помощников, не пытаться «справиться в одиночку». А главное — не требовать от себя «идеальной заботы и поддержки», не корить себя за ошибки, сложные чувства и мысли.

Это — не эгоизм, это обязательные условия для того, чтобы мы могли продолжать заботиться о близком человеке сами, или обеспечивать ему надлежащий профессиональный уход.

А вы сталкивались со старческой деменцией? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Другие статьи по теме:

«Бабушкины капли»: нарколог о зависимости от корвалола и валокордина. Признаки и последствия

Депрессия у пожилых: скрытая угроза. Признаки, последствия и трудности диагностики

Друзья! Если вы подозреваете у близкого деменцию, психическое расстройство — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг в сфере психотерапии:

  • Консультации психологов, психотерапевтов и психиатров – в клинике и на дому;
  • Психотерапия: индивидуальная, семейная, групповая;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация нарушений психики в стационарных и амбулаторных условиях.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!