В данной части будет рассказ о возможной модернизации достаточно серьёзного корабля, который вполне мог стать участником Русско-Японской войны. Правда на мой взгляд крейсер особо в модернизации не нуждается, и изменения будут чисто косметические. Но обо всё по порядку.
В реальности:
Изначально "Память Азова" проектировался как бронепалубный крейсер, хотя при зачислении в списки Балтийского флота в июне 1886 года он был обозначен как "полуброненосный фрегат", а на закладной доске того же года - как "полуброненосный крейсер". Его планируемое водоизмещение составляло 6000 тонн, а вооружение должно было соответствовать "Дмитрию Донскому": 2 орудия калибра 203х35 и 14 орудий калибра 152х35. Однако, из-за установки броневого пояса и других изменений в проекте, которые привели к значительной перегрузке, пришлось заменить одно из 152-мм орудий на 47-мм пушку.
В итоге, при вступлении в строй крейсер был вооружён 2 орудиями 203х35, 13 орудиями 152х35, 7 орудиями 47-мм, 8 орудиями 37-мм (пятиствольными), 2 десантными орудиями калибра 63,5 мм, 3 надводными торпедными аппаратами калибра 381 мм и 40 минами.
Из-за перегрузки приходилось ограничивать количество боеприпасов, принимаемых на борт, по сравнению с установленными нормами. Во время путешествия цесаревича Николая на Дальний Восток в 1890-1891 годах пришлось снять часть грузов, включая два 152-мм орудия, мины, сетевое заграждение и паруса.
В октябре 1892 года корабль вернулся в Кронштадт, где планировалось провести зимний ремонт с переборкой главных машин после почти трёх лет плаваний.
В декабре 1892 года Г.П. Чухнин предложил облегчить крейсер на 128,2 тонны, сняв кафель и цемент с жилой палубы (67 тонн), вспомогательный котел Бельвиля (7 тонн), часть оборудования, демонтировав бизань-мачту, фор- и грот-стеньги, бушприт, все реи и прямые паруса (35 тонн), и уменьшив число мин до 20.
Однако, впоследствии эти предложения были пересмотрены, и от демонтажа рангоута отказались. В результате, вес, который планировалось снять, уменьшился до 103 тонн.
В ходе ремонта 1892-1893 годов на крейсере установили дополнительный "опреснитель-кипятильник" и дистиллятор для пополнения питательной водой главных котлов, убрали шесть машинок для удаления мусора из кочегарок (потреблявших слишком много пара), вспомогательный котел Бельвиля (не обеспечивавший паром две динамомашины для освещения) и некоторые другие элементы оборудования. При этом масса боеприпасов была увеличена на 35 тонн, что привело к уменьшению осадки всего на 5 см.
А.А. Вирениус дважды поднимал вопрос о капитальном ремонте крейсера: в декабре 1897 года и в феврале 1898 года.
В ходе осеннего ремонта 1898 года во Владивостоке рангоут крейсера был значительно облегчен, стеньги укорочены, а реи оставлены только на фок-мачте.
В ноябре 1899 года А.Г. фон Нидермиллер предложил перевооружить корабль 15-152х45 орудиями на центральном штыре и 6-75х50 орудиями.
По данным Р.М. Мельникова, рассматривался вариант перевооружения, предполагавший замену устаревших 203-мм и 152-мм орудий на 14-152х45, добавление девяти 47-мм пушек Гочкиса и четырех пулеметов к существующим семи, а также замену восьми 37-мм пятиствольных пушек на одноствольные. Это, а также новая система хранения и подачи боеприпасов, увеличили бы массу артиллерийских грузов с 383 до 461 тонны. Замена сталежелезной брони на крупповскую (102 мм) могла уменьшить вес корабля на 108 тонн, а отказ от парусов и вспомогательного котла - ещё на 50 тонн. Планировалось заменить тесную боевую рубку более просторной, расположенной перед фок-мачтой. Вместо магистральной трубы в машинных и котельных отделениях должны были установить мощные автономные водоотливные насосы с электроприводами, стальные трапы вместо деревянных, а отслужившие огнетрубные котлы - современными водотрубными котлами Бельвиля.
Однако, в итоге корабль, признанный непригодным для крейсерства из-за недостаточных запасов топлива и скорости, сочли устаревшим.
Летом 1900 года началось изготовление новых водотрубных котлов для крейсера (стоимость - 656 000 рублей). В октябре 1901 года 18 котлов Бельвиля с экономайзерами, изготовленные Франко-русским заводом, были помещены на хранение с планом установки осенью 1903 года.
В июле 1904 года вновь рассматривался вариант перевооружения на 15-152х45, а также на 2-203х45 и 13-152х45.
С октября 1904 года по июль 1905 года установили 12 орудий 152х45 на батарейной палубе, а в мае 1905 года – 2 орудия 75х50 на верхней палубе, на месте бывших 203-мм орудий.
После замены артиллерии вооружение крейсера состояло из 12 орудий 152х45, 2 орудий 75х50, 12 орудий 47-мм, 2 орудий 37-мм и 4 пулеметов.
В 1904 году установили 18 котлов Бельвиля, заменили паровой трубопровод, отремонтировали корпус и машины. Демонтировали бизань-мачту, а грот-мачту сместили в корму.
После ремонта, замены котлов и вооружения "Память Азова" вошел в состав учебно-артиллерийского отряда.
Однако, в 1906 году из-за плохого качества ремонта крейсер мог развивать только 48 оборотов. Лишь в 1910 году, после снятия экономайзеров, удалось достичь 65 оборотов. Р.В. Кондратенко не указывает, какой скорости это соответствовало. Скоростные показатели крейсера в более ранние годы (также по сведениям Р.В. Кондратенко) были следующими: в 1890 году при 85 или 86 оборотах и неуказанном водоизмещении крейсер развивал 17,8 узла (кратковременно), при 78 оборотах – 16,7 узла, при 5747 л.с., 6414 тоннах и 82 оборотах – средний ход 16,2 узла; в 1893 году после ремонта – 17,1 узла; в 1896 году при 5645 л.с. после очистки днища – 16,5 узла.
С 1907 года крейсер входил в состав учебно-минного отряда, из вооружения остались только 4 орудия 47-мм, запас угля – 650 тонн.
В феврале 1909 года корабль был переклассифицирован в учебное судно и получил название "Двина".
С 1915 года он использовался как база подводных лодок, имея на вооружении 4 орудия 47-мм и запас угля 680 тонн.
Крейсер был потоплен английскими торпедными катерами в Кронштадтской гавани в августе 1919 года.
В альтернативе:
Состоявшееся перевооружение «Памяти Азова» считаю практически оптимальным для данного конкретного корабля. Варианты с установкой орудий крупнее, чем 75 мм, на верхней палубе, явно не соответствовали бы его остойчивости. Разве что вместо 4-47 хотелось бы установить на верхней палубе в корме еще 2-75х50.
Ну и остается лишь сожалеть, что новые котлы на крейсер не были установлены ранее (хотя бы в 1902 году), поскольку неизвестно, насколько на состояние его силовой установки повлияло еще и их длительное хранение в порту.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
Источник: https://alternathistory.ru/dorogie-moi-stariki-chast-8-bronenosnyj-krejser-pamyat-azova/
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉