Найти в Дзене
Альтернативная история

Короткая карьера большого корабля

Оглавление

Тяжёлый крейсер "Балеарес", подобно своему собрату "Канариас", относился к классу "вашингтонских" крейсеров, чьи параметры были строго регламентированы Вашингтонским морским соглашением 1922 года. Данная статья рассматривает историю службы и трагическую кончину этого корабля – одного из двух наиболее мощных и современных кораблей военно-морского флота Испании первой половины XX века.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Крейсер "Балеарес" вместе с однотипным "Канариасом" был захвачен сторонниками Франко в порту Эль-Ферроль 18 июля 1936 года и вошёл в их флот в самом конце года, в период эскалации гражданской войны в Испании. Корабль достался мятежникам не полностью укомплектованным вооружением (отсутствовали кормовые башни) и не в полной боевой готовности. Ввиду превосходства республиканцев в боевых кораблях на тот момент, завершение строительства и введение в строй новейшего крейсера стало приоритетной задачей для повстанцев. Большим успехом для мятежников стал захват артиллерийского завода "Сан-Карлос" в Кадисе, где по лицензии британской компании "Виккерс-Армстронг" производились орудия для крейсеров. После перевода "Балеареса" в Кадис франкисты интенсифицировали работы по установке недостающего вооружения.

Боевая служба

После установки на крейсер третьей башни главного калибра, системы управления огнём, а также части вспомогательной артиллерии он был признан готовым к бою и принял участие в своей первой боевой операции – поддержке националистических войск при взятии Малаги 4 февраля 1937 года. Ввод в строй такого крупного корабля оказал положительное влияние на боевой дух националистов, а мощная огневая поддержка с моря стала ключевым фактором для успеха сухопутных сил франкистов.

Крейсер «Балеарес». Источник – tsushima.su
Крейсер «Балеарес». Источник – tsushima.su

18 февраля 1937 года командование крейсером принял капитан Рамон де Осамис-и-Ластра. После операции у Малаги "Балеарес" действовал в районе Гибралтарского пролива и западном Средиземноморье, где выполнял задачи по наблюдению и блокаде республиканских портов, а также обеспечивал защиту судоходства франкистов в этом регионе.

20 апреля 1937 года командиром крейсера был назначен капитан Мануэль де Виерна-и-Веландо. Под его руководством корабль продолжил выполнение эскортных и блокадных задач, обстреливал побережье, занятое республиканцами, и препятствовал вражескому рыболовству. В большинстве боевых походов "Балеарес" сопровождал его систершип – крейсер "Канариас".

В июне 1937 года "Балеарес" получил четвёртую башню главного калибра, после чего продолжил нести службу. 12 июля 1937 года у мыса Кульера произошло короткое столкновение крейсера с шестью республиканскими эсминцами, сопровождавшими два транспорта. Республиканские корабли уклонились от боя и смогли уйти.

С 14 по 20 июля 1937 года крейсер продолжал операции по сопровождению транспортов и действия на вражеских коммуникациях в районе западного Средиземноморья и Гибралтарского пролива. 20 июля 1937 года "Балеарес" отправился из Кадиса в Эль-Ферроль для патрулирования в Бискайском заливе, а с 22 по 31 июля – действовал у северного побережья Испании, пытаясь нарушить вражеское судоходство в этом районе.

С 31 июля по 6 августа крейсер проходил докование в Эль-Ферроле, а 8 августа вернулся в Средиземное море. Далее он продолжал рутинные операции по эскорту конвоев и действиям на коммуникациях противника. 7 сентября 1937 года произошло боевое столкновение с республиканскими крейсерами "Либертад" и "Мендес Нуньес", а также несколькими эсминцами, которые сопровождали конвой. Бой произошёл между мысом Шершель и североафриканским побережьем. Обе стороны действовали нерешительно, хотя стрельба республиканцев была более точной – в "Балеарес" попало несколько снарядов, один из которых вызвал пожар в батарее 120-мм орудий. Это могло привести к взрыву боеприпасов, но крейсер был спасён благодаря действиям команды, которая начала выбрасывать раскалённые снаряды за борт. Несмотря на точную стрельбу, республиканцы не смогли защитить свои транспортные корабли – два из них выбросились на североафриканский берег, а два других укрылись в бухтах.

До 2 октября "Балеарес" продолжал нести службу в Средиземном море, после чего отправился в Эль-Ферроль для небольшого ремонта. Капитан де Виерна был произведён в контр-адмиралы и назначен командующим дивизией крейсеров, а новым командиром "Балеареса" стал капитан Исидро Фонтенья-и-Маристани. 24 ноября 1937 года крейсер прибыл в Кадис и до конца февраля 1938 года выполнял обычные задачи в Средиземноморье.

Республиканский флот идёт в атаку

Переломный момент в Гражданской войне в Испании наступил в 1938 году. Взятие Теруэля 22 февраля ознаменовало завершение наступления франкистов на этот город. Открылась перспектива рассечения республиканских сил надвое и выхода к Средиземноморскому побережью в районе Валенсии. Параллельно с этим, существенно возрос поток иностранной помощи, поступающей франкистам, особенно из Италии. Столь значительные успехи были обусловлены, в частности, активными действиями франкистского флота и пассивностью республиканцев. Сложившаяся ситуация требовала от республиканского командования немедленных и решительных действий. Первоочередной задачей стало нанесение поражения франкистскому флоту с целью пресечения поставок из-за рубежа. Благоприятная возможность для этого представилась в марте 1938 года.

Республиканская авиаразведка обнаружила основные морские силы националистов, включавшие тяжёлые крейсеры «Канариас» и «Балеарес», а также лёгкий крейсер «Альмиранте Сервера», в гавани Пальма-де-Майорки, являвшейся главной базой франкистов на Средиземном море. Республиканское командование разработало план атаки на вражеские корабли в порту с использованием трёх торпедных катеров (LT-11, LT-21 и LT-31). Поддержку катерам должна была оказать 1-я эскадра эсминцев в составе кораблей «Хорхе Хуан», «Эскано», «Уллоа» и «Альмиранте Вальдес». В свою очередь, их прикрытие осуществлял практически весь боеспособный республиканский флот: лёгкий крейсер «Либертад» (под командованием адмирала Луиса Гонсалеса Убиеты), лёгкий крейсер «Мендес Нуньес» и 2-я флотилия эсминцев – «Санчес Баркастеги», «Лепанто», «Альмиранте Антекьера», «Гравина» и «Ласага». 5 марта в 15:40 республиканская эскадра начала выход из гавани Картахены, и к 17:06 все корабли находились в открытом море.

Крейсер «Принсипе Альфонсо» (будущий «Либертад»). Источник – tsushima.su
Крейсер «Принсипе Альфонсо» (будущий «Либертад»). Источник – tsushima.su

Однако, намеченный план начал давать сбой, едва начавшись. Примерно через час после выхода флот республиканцев получил радиосообщение о том, что торпедные катера были вынуждены вернуться на базу из-за шторма, разыгравшегося в западной части Балеарских островов. Несмотря на отсутствие торпедных катеров, было принято решение продолжить операцию. Четыре эсминца из состава 1-й флотилии были отправлены на разведку в район Ибицы, а основные силы продолжили движение в северо-восточном направлении.

В тот же день из порта Пальма-де-Майорка вышла эскадра франкистов, состоящая из тяжёлых крейсеров «Канариас» и «Балеарес», лёгкого крейсера «Альмиранте Сервера» и трёх устаревших эсминцев итальянской постройки. Задача эскадры состояла во встрече и сопровождении конвоя из транспортов «Умбе Менди» и «Аискоре Менди» к базе в Пальма-де-Майорке. Встреча с транспортами произошла к югу от острова Ибица, после чего эскадра взяла курс на возвращение. С наступлением темноты эсминцы сопровождения были отправлены на базу, так как их скорость была ниже, чем у новых крейсеров, что замедляло передвижение соединения. Возможно, именно это решение стало фатальным для адмирала Виерны, оставив крейсера без защиты миноносцев. Обе эскадры двигались навстречу друг другу в полной темноте, не подозревая о присутствии противника в этом районе.

Сражение у мыса Палос

В 0:38 противник был обнаружен с республиканских кораблей, а две минуты спустя, в 0:40, эсминец "Санчес Баркастеги" произвел пуск двух торпед в направлении крейсера "Альмиранте Сервера". Националисты также засекли вражеские суда, однако их оценка численности оказалась неверной – они предполагали наличие лишь одного крейсера и четырех эсминцев. В тот момент расстояние между эскадрами колебалось от 2 до 3 километров, они шли встречными курсами и после сближения быстро разошлись. Торпеды, выпущенные "Санчесом", не достигли цели, но вызвали смятение в рядах франкистов, заставив их изменить курс вправо. Республиканские суда также совершили поворот вправо, и визуальный контакт с противником временно был потерян.

В 1:15 адмирал Убиета отдал приказ о возвращении на курс 256°, ведущий обратно в Картахену, поскольку первоначальная задача "вступить в бой с противником при обнаружении" была выполнена. Эскадра националистов, совершив полный круг вокруг тихоходных транспортов, также взяла новый курс 220°, направляясь к своей базе. Вероятно, адмирал Виерна в тот момент решил воздержаться от ночного сражения, осознавая наличие эсминцев у противника. Кроме того, основной целью его эскадры было сопровождение конвоя. Возможно, националистический адмирал также полагал, что республиканская эскадра вернулась на свою базу сразу после потери контакта, и, следовательно, путь домой свободен. Это стало еще одной его ошибкой, поскольку после всех маневров курсы обеих эскадр вновь пересеклись.

В 2:05 Виерна временно меняет курс своих крейсеров на обратный, чтобы не потерять из виду тихоходные транспорты. Этот приказ был отдан с использованием световых сигналов, которые были замечены на республиканских кораблях, после чего на них началась подготовка к новой торпедной атаке. Республиканские эсминцы "Санчес Баркастеги", "Альмиранте Антекьера" и "Лепанто" заняли позиции слева от своих крейсеров, а эсминцы "Гравина" и "Ласага" – справа.

Визуальный контакт был восстановлен в 2:14 вблизи мыса Палос. Эскадры вновь сближались на встречных курсах, и расстояние между ними не превышало 5 километров. Началась артиллерийская перестрелка между основными силами противоборствующих сторон. Огонь вели все корабли обеих эскадр, за исключением концевого крейсера националистов "Альмиранте Сервера", обзор которому загораживал "Канариас". Несмотря на небольшую дистанцию, стрельба была неточной. Тем не менее, артиллеристы республиканского крейсера "Либертад" впоследствии утверждали, что им удалось добиться нескольких попаданий в "Балеарес". Франкисты же настаивали на отсутствии каких-либо попаданий в их корабли. Впрочем, даже если попадания и имели место, вряд ли они могли нанести существенный урон тяжелому крейсеру. В этом кратковременном бою артиллеристы "Балеареса" допустили фатальную ошибку, применив осветительные снаряды, которые выдали местоположение корабля республиканским эсминцам, находившимся слева от своих крейсеров. Расстояние от эсминцев до "Балеареса" в тот момент составляло около 2 километров, и, по-видимому, увлекшись артиллерийской дуэлью с крейсерами противника, франкисты просто не обратили на них внимания.

В 2:17 с "Санчеса" выпускают залпом четыре торпеды, в 2:18 – пять торпед с "Антекьеры", в 2:19 – еще три с "Лепанто". Таким образом, в общей сложности республиканцы выпустили двенадцать торпед. Столь массированный торпедный залп с короткой дистанции поставил точку в скоротечном ночном бою. Приблизительно в 2:20 в "Балеарес" попали две или три торпеды – предположительно, с эсминца "Лепанто".

Эсминец «Лепанто» Источник – wikiwand.com
Эсминец «Лепанто» Источник – wikiwand.com

Гибель крейсера «Балеарес»

Взрыв боекомплекта в носовой части, вызванный попаданием торпеды, привел к многочисленным жертвам среди команды, включая всех офицеров на капитанском мостике, таких как капитан судна и контр-адмирал Виерна. Нефть, вытекавшая из резервуаров "Балеареса", воспламенилась, усиливая катастрофические последствия взрыва. Командование франкистской эскадрой перешло к Рафаэлю Эстраде, командиру крейсера "Канариас". Он оперативно сменил курс уцелевших кораблей, чтобы избежать столкновения с горящим "Балеаресом", и эскадра покинула поле боя. Распространены сведения о попадании торпеды и в "Канариас", якобы повредившей рулевое управление, но официальные испанские источники эту информацию не подтверждают; вероятно, сообщение о торпедировании "Канариаса" возникло в суматохе сражения.

Схема боя у мыса Палос. Источник – geo-historia.com
Схема боя у мыса Палос. Источник – geo-historia.com

Все остальные корабли франкистов остались неповрежденными и успешно вернулись на свою базу. Спустя несколько часов, после сопровождения конвоя, они вновь прибыли к месту гибели крейсера с целью оказания помощи, однако спасать было уже некого, так как около 5 часов утра "Балеарес" ушел под воду. Республиканский флот также прекратил преследование и вернулся на базу, предварительно вызвав бомбардировщики для будущей атаки вражеских кораблей. Адмирал Убиета впоследствии подвергся критике за недостаточную решительность, но он объяснил это тем, что на эсминцах закончились торпеды.

Последние минуты на плаву. Корма тонущего «Балеареса». Фотография сделана с борта одного из английских эсминцев. Источник – kreiser.unoforum.ru
Последние минуты на плаву. Корма тонущего «Балеареса». Фотография сделана с борта одного из английских эсминцев. Источник – kreiser.unoforum.ru

После того как противоборствующие стороны покинули место боя, с британских эсминцев «Кемпенфелт» и «Бореас» был замечен свет пламени. Устремившись к месту сражения, в 3:50 англичане обнаружили пылающий крейсер, а в 4:25 начали операцию по спасению испанцев. Необходимо отметить мужество и самопожертвование британских моряков, с риском для жизни подходивших к объятому пламенем крейсеру, могущему в любую минуту взорваться. Всего из воды было спасено 469 человек. 788 человек погибло, включая контр-адмирала Мануэля де Виерну и командира крейсера Исидро Фонтенью.

В 7:20 к английским кораблям подошёл вернувшийся «Канариас», который начал принимать на борт спасшихся моряков.

Момент перевозки спасённых испанских моряков с английских эсминцев на «Канариас» Источник – kreiser.unoforum.ru
Момент перевозки спасённых испанских моряков с английских эсминцев на «Канариас» Источник – kreiser.unoforum.ru

В это время корабли были атакованы (правда, безуспешно) республиканскими бомбардировщиками СБ. Лётчики были уверены, что атакуют повреждённый «Балеарес» и даже доложили об одном попадании. К тому времени «Балеарес» уже лежал на морском дне, и на самом деле самолёты атаковали «Канариас». Хотя бомбы прошли мимо, близкими разрывами был убит английский моряк на эсминце «Бореас». Интересно, что за штурвалами самолётов (по крайней мере, части из них) были советские пилоты. На этот счёт можно привести цитату из доклада воентехника 2-го ранга Петрова, находившегося в Испании во время гражданской войны, опубликованного на сайте pro-samolet.ru:

«В 1938 г. бомбардировщики СБ вновь участвовали в поиске крейсеров националистов. В ночь с 5 на 6 марта 1938 г. республиканский эсминец в морском бою торпедировал крейсер «Балеарес» и повредил его. На рассвете два СБ под управлением русского Степана Брежного и испанца Леокадио Мендиола отправились на поиски повреждённого корабля. Прошли над островом Mallorka, пересекли Средиземное море почти до Гибралтара и обнаружили «Балеарес», буксируемый крейсером «Канариас». Судя по курсу, корабли спешили укрыться в одном из портов Северной Африки. По возвращении разведчиков на базу, решено было нанести бомбовый удар по повреждённому «Балеаресу». Для решения задачи в срочном порядке подготовили 3 девятки бомбардировщиков, ведомые Мендиола, Лисовым и Стечишиным. Атака уже первой девятки Митрофана Лисова увенчалась успехом – «Балеарес» был поражён бомбами и скоро затонул. «Канариас» при этом благоразумно бросил буксирные концы и отошёл в сторону. Несмотря на яростный зенитный огонь, вся группа благополучно вернулась домой»
Фото бомбардировки «Канариаса», сделанное с одного из республиканских бомбардировщиков. Видны оба английских эсминца, участвовавших в спасении экипажа «Балеареса». Источник – militera.lib.ru
Фото бомбардировки «Канариаса», сделанное с одного из республиканских бомбардировщиков. Видны оба английских эсминца, участвовавших в спасении экипажа «Балеареса». Источник – militera.lib.ru

Дополнительную информацию об участии советских лётчиков в налёте на испанские корабли можно найти на сайте выпускников Борисоглебского высшего военного авиационного училища. В частности, на интернет-странице http://bvvaul.ru/profiles/1261.php, посвящённой биографии генерал-лейтенанта Николая Гавриловича Серебрякова, можно найти такие слова:

«Рано утром 7 марта с аэродрома была вызвана авиация, и группа самолётов СБ вылетела для нанесения удара по кораблям противника. В этом полёте участвовал и Н. Г. Серебряков. Фашисты открыли ураганный зенитный огонь, но бомбардировщики прорвались к кораблям и сбросили на них бомбы. Основным объектом бомбометания был крейсер «Балеарес». На него сбросил бомбы и экипаж самолёта Серебрякова. Крейсер «Балеарес» был потоплен»

Скорее всего, советские лётчики «добросовестно заблуждались», выдавая желаемое за действительное.

Итоги

Помимо гибели новейшего крейсера и 700 моряков, итогом битвы для франкистов стал удар по их боевому духу, и в течение целого месяца франкистские корабли не выходили в море. Гибель «Балеареса» стала крупнейшей катастрофой в испанском флоте за всё время его существования, ведь в одночасье погибло больше моряков, чем во всех морских сражениях американо-испанской войны 1898 года. Интересно, что гибель «Балеареса» не вызвала восторга и среди республиканских моряков. Испанский военно-морской флот был небольшим, и практически все его офицеры лично знали друг друга. Во время гражданской войны обе стороны старались, по возможности, не топить, а повреждать или захватывать корабли противника, прекрасно понимая, что война рано или поздно кончится, и им снова придётся служить под одними знаменами.

После месяца бездействия франкистский флот возобновил свою «работу» с прежней интенсивностью. «Канариас» теперь «работал за двоих», кроме того, после ремонта в строй встал лёгкий крейсер «Наварра». Республиканцы же не смогли воспользоваться плодами своей победы, постепенно уступив противнику инициативу в войне на море. Впрочем, исход гражданской войны в Испании в то время уже решался на суше.

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Бой у мыса Тенес - Альтернативная История
Карьера «Индианаполиса» - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/eduard-evdokimovskij-korotkaya-karera-bolshogo-korablya/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉