Найти в Дзене
Альтернативная история

Атака века 6 августа 1914 года

Начало XX века ознаменовалось эпохой небывалого военно-морского соперничества. Великие державы, ведомые неутолимой жаждой колониального господства и глобального влияния, бросились в гонку вооружений, эпицентром которой стали линкоры – воплощение морской мощи и символ национального престижа. В этой напряженной атмосфере Великобритания, владычица морей, стремилась сохранить свое безоговорочное превосходство. Германия же, напротив стремилась этого превосходство прервать. Обе стороны пошли разными путями, но сходились они в одном – войне. К началу 19 века Великобритания обладала самым мощным линейным флотом в истории. В течение следующего столетия промышленная революция полностью преобразовала флот. От дерева, парусины и примитивных орудий в броню, скорость и огневую мощь. В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут». Учтя опыт работ над броненосцем «Сацума», Джеки Фишер построил свое детище. Хотя сам Фишер изначально скл

Начало XX века ознаменовалось эпохой небывалого военно-морского соперничества. Великие державы, ведомые неутолимой жаждой колониального господства и глобального влияния, бросились в гонку вооружений, эпицентром которой стали линкоры – воплощение морской мощи и символ национального престижа. В этой напряженной атмосфере Великобритания, владычица морей, стремилась сохранить свое безоговорочное превосходство. Германия же, напротив стремилась этого превосходство прервать. Обе стороны пошли разными путями, но сходились они в одном – войне.

Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

К началу 19 века Великобритания обладала самым мощным линейным флотом в истории. В течение следующего столетия промышленная революция полностью преобразовала флот. От дерева, парусины и примитивных орудий в броню, скорость и огневую мощь. В 1906 году Великобритания нарушила мировую установку сил, спустив на воду самый мощный в мире линкор «Дредноут».

Учтя опыт работ над броненосцем «Сацума», Джеки Фишер построил свое детище. Хотя сам Фишер изначально склонялся к сильному огню на нос (шести орудий из трех башен было бы достаточно), но в конечном итоге он остановился на варианте что и 4-х орудий будет достаточно. Вот только надо расположить башни надо одну над другой! Такое расположение обеспечивало максимальный сектор обстрела, позволяя кораблю сосредоточить всю огневую мощь на противнике независимо от его местоположения. Тем более, что высокая скорость – 24,5 узла (ее обеспечивала силовая установка мощностью в 26 000 л.с), позволяла «Дредноуту» не то что догнать незадачливый вражеский броненосец, но и перегнать легкий крейсер (а то и миноносец)! Была новинка и со вторым калибром, который совмещал функции вспомогательного и противоминного — 14 новейших 140-мм орудий, могли как помочь в бою с броненосцами, так и были непреодолимой преградой как для имеющихся миноносцев, так и перспективных потомков. К этому следовало добавить новейшую систему управления огнем, мощную броню и передовые средства связи. Он представлял собой идеальное сочетание огневой мощи, скорости и защиты, воплощение британской военно-морской доктрины.

К началу Великой войны, «Дредноут» был уже устаревшим кораблем. В строй вошли его потомки, вооруженные не 305-мм, а 381-мм орудиями. Не отставали и другие страны (как союзные, так и вражеские, и нейтральные), обозвавшиеся собственными аналогами «дредноута», и то же с крупными пушками.

Однако, в целях пропаганды, «Дредноут» по-прежнему считался самым мощным кораблем, хотя ему отводилась главенствующая роль только в гордой демонстрации флага. В это утро – 6 августа 1914 года, в районе острова Фэр, линкоры «Дредноут» и «Айрон Дюк» производили боевые стрельбы; еще три линкора – «Орион», «Монарх» и «Аякс» проводили маневры.

-2

….оказавшись от противника на дистанции около 500 м, U-15 вновь подняла перископ, и капитан Поле навел нос подлодки на второй корабль. В 7.20 (по Берлинскому времени; по Лондонскому в 6.20) он отдал команду на выстрел и немедленное погружение. Помощник командира лейтенант Шписс нажал на кнопку пуска торпеды, и тут же опустил перископ. После выхода торпеды облегченную подлодку подбросило вверх, но поданный одновременно с пуском торпеды приказ на погружение заставил матросов вовремя отработать соответствующими механизмами, и бросил свободную часть команды бегом в нос лодки, создав этим дополнительный балласт для быстрого погружения. В результате U-15 так и не появилась на поверхности (что тогда случалось со многими подлодками). Если бы это произошло, то всплывшая всего в 500 метрах от противника лодка была бы обречена…

Целых полминуты, которые им показались вечностью, подводники ждали результата выстрела (дистанцию в 500 метров торпеда должна была пройти за 31 секунду). Когда же грохнул взрыв, у всех моряков вырвался крик ужаса: в то время не было опыта применения торпед из-под воды, и подводники считали, что динамический удар от взрыва торпеды, в особенности на таком близком расстоянии, может серьезно повредить и подлодку. Матросы начали осматривать внутренности корабля: нет ли где течи, и остался ли исправным рулевой привод.

Но быстрый осмотр показал, что U-15 не получила никаких повреждений. «Приведите лодку на перископную глубину!» — скомандовал Поле, которому не терпелось взглянуть на то, что случилось на поверхности. Лодка всплыла под перископ, и прильнувший к нему командир увидел, что торпедированный линкор стоит без хода, осев кормой и стравливает пар. Подходивший «Айрон Дюк» намеривался оказать помощь собрату / «дедушке линейного флота» …

Увидев неподвижного противника, Поле приказал экипажу приготовился ко второй атаке. При этом его лодка стала напоминать дом умалишенных: люди большими группами неистово бегали взад-вперед – бросаясь то в нос, то в корму. Это старший механик старался привести лодку на ровный киль путем перемещения рулей и «живого балласта» командами: «Все в нос», «Все в корму». А в носовом отсеке шла перезарядка опустевшего торпедного аппарата. Решался вопрос в какого из противников следует стрелять – в уже поврежденный корабль с гарантией его утопить, или в подходивший сверхдредноут? После долгих размышлений, Поле все же решил стрелять по второму кораблю. Позиция для атаки была просто идеальной — линкор находился всего в 500 метрах от U-15. В 8.15, ровно через 55 минут после первого выстрела, Поле выпустил 2 торпеды, после чего лодка снова нырнула на 15 метров, одновременно отработав мотором назад – чтобы не столкнуться с целью.

И тут – буквально в последний момент – английский линкор дал ход и открыл огонь: на нем наконец-то увидали перископ, пенные следы торпед, и попытались от них уклониться. Благодаря тому, что корабль сдвинулся с места, одна торпеда мимо, а вторая попала в правый борт под вторую трубу. Удар оказался тяжелым, но не смертельным: более того, англичане поняли опасность, и флагманский корабль стал медленно уходить.

-3

Между тем напряженные нервы немецких матросов, запертых в темном чреве подлодки и не видевших того, что происходит на поверхности, уже не выдерживали. Кто-то из команды даже спросил: «Командир, как долго это будет продолжаться?». А тут еще поступил доклад старшего механика: «Батарея почти разряжена!». Ведь внезапное появление противника прервало едва начавшуюся зарядку, и U-15 пошла в атаку с лишь частично заряженными аккумуляторами. А теперь электроэнергия была почти полностью израсходована, и значит лодке, чтобы уйти, придется всплыть на поверхность. Чем это грозило подлодке в районе активных действий кораблей противника догадывался даже самый молодой и неопытный матрос…

Тем не менее, Поле продолжил атаку. На U-15 еще оставалось 2 торпеды в кормовых аппаратах и одна запасная в отсеке носовых — ее поспешно заряжали… Поле развернул подлодку кормой к цели и дал ход, увеличивая дистанцию. Оказавшись в 1000 метрах от линкора, U-15 в 8.40 дала торпедный залп по «Дредноуту». Две кормовые торпеды вышли из аппаратов через 80 минут после первого торпедного выстрела, начавшего эту бойню. Поле уже освоился с обстоятельствами, и осмелел настолько, что после залпа оставил лодку на перископной глубине, не погружаясь ниже.

На этот раз из-за большой дистанции выстрела подводники так долго ждали звука взрывов, что подумали было о промахе. Раздавшийся наконец-то взрыв их обрадовал; однако на этот раз он был не сдвоенным. Поле и его помощник Шписс, посовещавшись, посчитали, что одной торпеды для победы недостаточно.

И действительно: в перископ они увидели, что получивший торпеду в борт корабль остался на ровном киле — он не был поврежден достаточно сильно, чтобы начать крениться. «Ну, мы ему это обеспечим», — сказал Поле Шписсу. U-15 развернулась к британцу носом, и в 8.55 последняя торпеда устремилась к линкору. Она попала точно в цель; попадание пришлось чуть позади мостика и стало роковым для «Дредноута». У борта корабля поднялся столб дыма и огромный белый фонтан, после чего четырехбашенный гигант начал медленно переворачиваться. Люди, как муравьи, карабкались по его борту, и затем, когда корабль совершенно перевернулся, они побежали к его ровному плоскому килю… Напрасно: всего минут 15 «Дредноут» еще плавал днищем вверх, а потом окончательно исчез под водой. Не дожидаясь гибели противника, U-15 всплыла рядом и в надводном положении (так как электромотор полностью остановился) быстро покинула район боя…

-4

В этот же день, были атакованы – но в этот раз неудачно – еще три британских дредноута «Орион», «Аякс» и «Монарх». Тремя днями позже, 12 августа, 8 подводных лодок вернулись в Гельголанд (U-13 погибла). Таким образом, первая же атака на Гранд-Флит окончилась грандиозным успехом. Ценой потери одной подводной лодки было выведение из строя двух линкоров – один потоплен, второй поврежден! Вряд ли даже непоколебимый пессимист теперь мог утверждать, что подводные лодки это никчемное оружие. Несокрушимый гигант в 20 тысяч тонн, был потоплен в 40 раз меньшей маленькой подводной лодкой, не сделав ни единого выстрела из своих орудий по врагу. Эпоха линейных кораблей, вооруженных мощной артиллерией, уходила в прошлое, наступала эра подводных сил. Первый же поход подводных лодок показал их страшнейшую опасность – которую нельзя было игнорировать.

Последующие события, показали, что первый успех подводных лодок, их триумф, «закат эпохи дредноутов» несколько преждевременен. Уже 22 сентября подводная лодка U-9 была потоплена английскими крейсерами.

Что касается успешной атаки Поле, с позиции послезнания можно говорить о неверном выборе цели атаки. Да «Дредноут» был символом, но потопление «Айрон Дюка» принесло бы куда больше пользы Германии (например отсутствие данного корабля в Ютландском сражении).

-5

П.С.

Британский писатель Эллиот Спенсер в серии своих частично автобиографических книг (общее название серии – «Восставший из Ада»), где он подробно расписал об ужасах Великой Войны, рассмотрел несколько вариантов, связанных с атакой U-15 6 августа 1914 года. Спенсер пришел к выводу, что наихудшим вариантом для Великобритании (и наилучшим для Германии), стала ситуация, при которой U-15 атаковала первым «Айрон Дюк», и атаковала бы и «Дредноут», который бы снимал бы штаб, что вело к дальнейшим последствиям печальным для Великобритании.

-6

*****

Примечание

РИ книга «Германская подводная война» (https://militera.lib.ru/h/gibson_prendergast/01.html)

В тот же день в районе острова Фэр (Fair) U-15 (командир Поле) обнаружила линейные корабли «Ajax», «Monarch» и «Orion», производившие боевую стрельбу, лодка сблизилась и пустила торпеду в «Monarch», но неудачно. Эта атака явилась предупреждением для британских кораблей. В этот вечер подозрение о присутствии неприятельских подводных лодок подтвердилось, флагманский линейный корабль «Iron Duke» и «Dreadnought» обнаружили перископ. Гиганты пожертвовали собой, чтобы нанести таранный удар, но раздавить противника своими мощными корпусами им не удалось. Таким образом, первая атака и первая контратака потерпели неудачу.

Так что атака века действительно была на линкоры…

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Великая победа флота II Рейха в сражении при Скагерраке. Альтернативные линкоры "Байерн" и "Баден" - Альтернативная История
Другая Великая война. Часть 1 - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/ataka-veka-6-avgusta-1914-goda/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉