Найти в Дзене
Петр Власов

Хроника Битвы за Англию (10.01). Итоги

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Хроника Битвы за Англию (09.02). Финал

Итоги битвы

Устоять перед натиском нацистской военной машины англичанам позволили несколько основных факторов. В первую очередь это отсутствие у немцев четко отработанной тактики по прикрытию крупных соединений бомбардировщиков и наличие у Британии радиолокационных станций, которые долгое время не принимались в расчет командованием Люфтваффе. Немалую роль играли небольшой радиус действия немецких истребителей и имевшаяся у английских истребителей возможность быстро проводить дозаправку и пополнение боезапаса (ведь воздушные бои разворачивались в непосредственной близости от их мест базирования). Важным обстоятельством стала и недостаточная численность германской истребительной авиации, которой не хватало машин для надежного прикрытия бомбардировочных соединений. Да еще при этом командование Люфтваффе было вынуждено держать некоторое число истребителей на своих аэродромах из-за опасения возможных налетов бомбардировщиков противника. Сыграла определенную роль и необычная для Англии в то время года ненастная погода, то и дело мешавшая немцам успешно проводить налеты. Кроме того военные действия велись над территорией Британии, и каждый сбитый немецкий самолет означал погибший или плененный экипаж, что заметно сокращало численность в германской авиации опытных летчиков. Многие неудачи немцев были следствием того, что руководители страны возлагали все надежды на «молниеносную войну», не имея долгосрочных планов ее ведения.

Начиная Битву за Англию, немцы рассчитывали уничтожить английскую истребительную авиацию, чтобы затем перенести удары на объекты, поражение которых обеспечило бы безопасное вторжение в Великобританию сухопутных войск. Однако командование Люфтваффе оказалось несостоятельным в деле проведения этого плана в жизнь: оно не выделяло для первоочередного уничтожения те цели, которые были наиболее важны для поддержания боеспособности британских истребителей. И даже в тех случаях, когда цели выбирались правильно, у немецких штабистов была тенденция сбрасывать их со счетов после наиболее удачных налетов как больше не существующие - и это в тот момент, когда для полного уничтожения объекта оставалось совершить всего 1-2 налета. В результате «списанный со счетов» объект восстанавливался и вновь вступал в борьбу...

Кроме того, немецкая разведка достаточно точно оценивала боевой состав британской авиации на июль месяц и потери англичан в ходе Битвы, однако разведка и штаб Люфтваффе катастрофически ошиблись в расчете возможности пополнения материальной части истребительных эскадрилий, недооценив производительные силы британской промышленности. Еще бОльшую недооценку допустили немцы в отношении английских ремонтных бригад, восстанавливавших избитые до состояния списания самолеты.

-2

Но самая грубая ошибка в расчетах немецкого штаба относилась к проблеме пополнения летного состава: немцы считали, что «выбили» большинство опытных пилотов английской истребительной авиации и британцы просто не успеют подготовить новых летчиков. В какой-то мере это было действительно так: потери личного состава Королевской истребительной авиации убитыми и ранеными составляли в среднем 120 человек в неделю, в то время, как авиашколы выпускали не более 260 пилотов в течение месяца. Однако Королевские ВВС пошли в этом вопросе необычным путем - они начали переводить в истребители инструкторов, испытателей и опытных пилотов бездействовавшей бомбардировочной авиации, обеспечив тем бесперебойное пополнение своих боевых частей хорошо подготовленными летчиками.

Немцы подобные затруднения испытывали в меньшей степени: замечательно отлаженная в Германии система многочисленных авиашкол, обеспечивала Люфтваффе достаточным количеством пилотов для замены выбывших из строя летчиков (правда, новички не обладали еще необходимым опытом). Намного лучше, чем у англичан, обстояло у немцев и дело со спасением сбитых над проливом авиаторов: хорошо организованная служба спасения оказавшихся в воде летчиков летающими лодками и катерами вернула в строй большое количество немецких пилотов, в то время как английский летчик в случае падения в воду был фактически обречен.

-3

Однако на боевом духе немецких летчиков-истребителей отрицательно сказывалось отношение Геринга и других руководителей к истребительной авиации, как к второстепенному, оборонительному роду авиации. Геринг часто критиковал истребителей за нерешительность действий, обвиняя в неудачах, причинами которых были его собственные ошибки. Доходило даже до того, что истребителей переводили в бомбардировочную авиацию для восполнения потерь! В противоположность этому британцы своих летчиков-истребителей считали цветом ВВС и национальными героями…

Моральный дух немецких летчиков истребительной авиации подрывала так же крайняя усталость. Так как самолетов этого класса не хватало для обеспечения сопровождения многочисленных бомбардировщиков, истребителям приходилось совершать до 5 вылетов в день (так, если с 1 июля по 6 октября немецкие бомбардировщики совершили 9.700 боевых вылетов, то истребители – более 25.000). К тому же Геринг не давал летчикам Ягдваффе выходных дней и не разрешал менять подразделения, находящиеся на фронте. В результате всего вышеперечисленного моральный дух уставших немецких пилотов-истребителей уже в сентябре резко упал, что не могло не привести к снижению эффективности их работы.

-4

Сыграла свою роль и переоценка собственных успехов. Командиры Люфтваффе после налета имели привычку зачеркивать на картах красным карандашом атакованные британские аэродромы и список эскадрилий, базировавшихся на нем. А недооценка германским командованием возможностей английской авиапромышленности приводила немецких летчиков в недоумение: как это англичанам при таких потерях удается поддерживать численность истребителей на одном уровне. «Работала» против немцев и погода: облачность обычно приходила с севера и англичане узнавали об этом первыми; Люфтваффе же после тяжелого прорыва сквозь заслоны противника часто обнаруживали, что облачность закрыла все цели.

Тем не менее, немецкое воздушное наступление на Англию причинило гораздо больший ущерб, чем это признавалось в британских сообщениях. С экономической точки зрения немецкое воздушное наступление на Англию имело для этой страны серьезные негативные последствия. Британия значительно снизила производство самолетов как из-за прямого ущерба, нанесенного промышленности, так и вследствие вынужденного рассредоточения заводов. Только в феврале 1941 года выпуск самолетов достиг уровня августа предыдущего года. От налетов немецкой авиации основательно пострадали сталелитейная и судостроительная промышленность, сети коммуникаций, сократилось производство электроэнергии, было уничтожено значительное количество запасов нефти, продовольственных и других материальных ресурсов. Во время воздушных налетов погибли около 40.000 мирных жителей и 46.000 были ранены, разрушено более 1.000.000 жилых домов. Последствия могли быть еще более серьезными, если бы немцы проявили больше настойчивости в налетах на основные промышленные центры. Благодаря во многом этому даже весьма значительный ущерб, причиненный немцами Великобритании, не стал фатальным. Разрушенные коммуникации были англичанами довольно быстро восстановлены. А уменьшение выпуска продукции, хоть и сказалось временно на ослаблении обороноспособности страны, так же не стало катастрофическим. Таким образом, главная цель германского наступления – подавить королевскую авиацию и сломить дух английского народа – достигнута так и не была.

-5

Потери сторон

Что касается потерь, понесенных авиацией сторон в ходе Битвы за Англию, то привести их точную цифру достаточно сложно – учитывая, что даже среди английских историков существуют значительно отличающиеся друг от друга взгляды на сроки начала и окончания этой битвы, и до сих пор ведутся споры о количестве ее этапов. В различных исследованиях приводятся весьма далекие друг от друга цифры потерь, так как за основу начала и конца сражения берутся совершенно разные даты. В результате в многочисленных выкладках цифр с разными временными сроками легче запутаться, чем разобраться. Поэтому автор данной работы, уже изнемогающий от не сходящихся итогов его арифметических подсчетов потерь сторон в Битве (все-таки он историк, а не бухгалтер), решил привести наиболее «устаканенные» (на его взгляд) данные. Они освещают потери сторон только до конца 1940 г.; потери в первой половине 1941 «тают во мраке»: по англичанам вообще нет сведений, а по немцам есть данные по бомбардировщикам, но полностью отсутствуют цифры по истребителям. Итак:

Потери британцев

-6

С 1 июля по 31 октября RAF потеряли в боях 1.046 истребителей, а в течение двух последующих месяцев – еще 76. Таким образом, к началу 1941 года потери англичан составили 1.122 истребителя и 537 (по другим сведениям 544) погибших летчиков; еще более 500 пилотов получили тяжелые ранения и выбыли из строя. Также около 450 самолетов были списаны из-за повреждений.

Это значительно меньше, чем считали немцы, по мнению которых за вторую половину 1940 года было уничтожено 3.220 британских самолетов. Только пилоты Bf.109 заявили за это время около 2.000 воздушных побед; правда, значительно число этих заявок относилось к боям не над Англией, а над Норвегией и Западной Европой (в заявках фигурировало большое количество британских бомбардировщиков, которые не участвовали в Битве за Англию).

Потери Люфтваффе

-7

С 1 июля по 31 октября немцы потеряли в боях и авариях 1.927 самолетов, из которых 873 были истребителями Bf.109 и Bf.110, а 1.054 – бомбардировщиками разных типов. В ноябре и декабре потеряно еще 174 самолета, из которых 48 истребителей и 126 – бомбардировщиков. Кроме того, 643 самолета были списаны из-за тяжелых повреждений. Погибло 2.662 летчика, еще около 1.000 выбыли из строя из-за тяжелых ранений.

Если не считать потерь в авариях, то в боях британцами был сбито 1.488 немецких самолетов. Англичане же заявили только до конца октября 2.698 побед, и 226 – в ноябре и декабре 1940 (из них 20 – итальянских). Таким образом, общий счет заявок британцев в 2.934 победы значительно превосходит реальные потери немцев.

-8

Приведенные выше данные более-менее отражают картину соотношения потерь англичан и немцев в Битве за Британию, однако эти цифры не являются «последней инстанцией точности», так как в разных источниках встречаются и другие, несколько отличающиеся от приведенных здесь данных. В целом же они все равно соответствуют известному принципу: «По окончании сражения единственная разница между победителем и побежденным заключается в различном состоянии их духа; материальные же потери большей частью разнятся очень мало».

-9

НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой

ОКОНЧАНИЕ: Хроника Битвы за Англию (10.02). Роль асов и подсчет побед

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.