Найти в Дзене
Петр Власов

Хроника Битвы за Англию (10.02). Роль асов и подсчет побед

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДЫДУЩАЯ СТАТЬЯ: Хроника Битвы за Англию (10.01). Итоги

Роль асов в Битве за Англию

Титул воздушного аса появился еще во время 1-й мировой войны, когда асами стали называть пилотов, сбивших 5 самолетов противника. Авторами этого титула были французы, но он быстро прижился почти во всех воевавших армиях. Титул аса сохранился и во 2-й мировой войне. Он существовал практически во всех воевавших странах, хотя во многих из этих стран была довольно разная система подсчета побед. В некоторых армиях асами считали не только пилотов-истребителей, в большом количестве уничтожавших неприятельские самолеты, но и летчиков бомбардировщиков, совершивших значительное количество успешных боевых вылетов, а так же тех авиаторов, которые внесли новшества в тактику ведения воздушного боя, или стали очень искусными инструкторами, обучавшими молодежь.

В историю воздушных войн Битва за Англию внесла много новых элементов ведения боя и выкристаллизовала целую плеяду выдающихся летчиков-асов. Никогда прежде в воздухе не вело бой одновременно такое огромное количество самолетов, бои еще никогда не проходили на такой большой высоте и на столь обширном пространстве; еще никогда до этого воздушная битва не продолжалась так долго. Эти масштабные длительные схватки выявили среди летчиков обеих сторон лучших из лучших, настоящую элиту истребительной авиации – среди них британцы Так, Малан, Бэйдер, Лок, Лейси; немцы Галланд, Вик, Оезау, Мельдерс… Эти пилоты были не только хорошо обученными летчиками, воздушными снайперами, но и светилами тактики воздушного боя. Ведь теперь схватки происходили не между отдельными самолетами, а между большими авиационными формациями; в воздухе сражались одновременно сотни машин, и это предъявляло совершенно новые требования к искусству ведения воздушной войны. Теперь стало обычным, что пилоты воюющих сторон выполняли по несколько боевых вылетов в день; постоянно из боев не возвращались ближайшие друзья и сослуживцы. Поэтому неудивительно, что далеко не каждый летчик мог выдержать такую огромную физическую и психическую нагрузку. И немецкие летчики, и пилоты RAF воевали в одинаковых экстремально трудных условиях. При этом из-за сложившейся обстановки не могло быть и речи об отпусках или какой-либо другой разрядке, чем постоянно пользовались авиаторы 1-й мировой…

В ходе Битвы за Англию около 700 пилотов RAF заявили об уничтожении хотя бы одного неприятельского самолета. Более 100 из них имели к окончанию сражения на своем счету не менее 5 уничтоженных машин, заработав тем самым почетный титул воздушного аса. Не менее 20 британских летчиков стали «двойными асами», одержав 10 и более побед. Наиболее результативным асом британских ВВС периода Битвы за Англию стал Эрик «Свен-Офф» Лок из 41-й эскадрильи, одержавший в этой битве 23 личных и 8 групповых побед. Сразу за ним идут Джеймс «Джинджер» Лейси и Арчибальд Мак Келлар (19 и 16+3 победы). Следующие места в списке лучших асов занимают пилоты 303-й эскадрильи чех Йозеф Франтишек и поляк Витольд Урбанович (17 и 16 личных побед).

-2

В Люфтваффе ситуация выглядела несколько иначе. Немцы не использовали французское слово «ас» («туз»); у них бытовало понятие «эксперт». «Экспертами» же германские летчики признавали пилотов, имевших высшую боевую награду - Рыцарский крест Железного креста. А для получения Рыцарского креста летчику-истребителю необходимо было иметь громадный список воздушных побед (на период Битвы за Англию эту награду давали за 20 побед). Однако для командиров авиачастей учитывались и их успехи в руководстве подразделениями; поэтому многие командиры крупных подразделений получали Рыцарский крест за 10-12 воздушных побед. За такое же количество побед выдавали Рыцарские кресты и пилотам двухмоторных Bf.110 – командование учитывало, что вести бой на тяжелом «цершторере» значительно труднее, чем на легком одномоторном «Эмиле».

В ходе Битвы за Англию Рыцарские кресты получили 20 летчиков-истребителей, еще четверо были удостоены появившейся в июне 1940 г. более высокой степени – Дубовых листьев к Рыцарскому кресту. Кроме того, еще два пилота-истребителя были удостоены Дубовых листьев зимой-весной 1941 – на последнем этапе «Битвы» (который по мнениям разных историков то ли был, то ли нет).

«Эксперты» бомбардировочной авиации, успешность которых не имела таких четких границ, как число уничтоженных вражеских самолетов, определялись количеством произведенных рейдов на объекты противника или конкретным крупным успехом. Во время Битвы за Англию для получения Рыцарского креста летчику необходимо было совершить 70 боевых вылетов или нанести врагу урон, сыгравший серьезную роль в подрыве его боеспособности, или совершить необычный подвиг. Командиры бомбардировочных подразделений могли быть удостоены Рыцарского креста при меньшем количестве боевых вылетов, если руководимая ими часть добилась больших успехов. В Битве за Англию в бомбардировочной авиации вырос ряд «экспертов», но их точное количество назвать трудно. Ведь часть этих летчиков получила Рыцарский крест по совокупности рейдов и во Французской кампании, а многие были признаны «экспертами» позже, но с учетом и рейдов на Англию. Тем не менее, Дубовых листьев к Рыцарскому кресту в ударной авиации Германии в начальный период 2-й мировой войны не получил никто.

-3

Лучшим «экспертом» германской истребительной авиации в Битве за Англию бесспорно является Гельмут Вик, уничтоживший в этом сражении 42 британских самолета. За ним идет Адольф Галланд, сбивший 35 машин, Вальтер Оезау, отправивший на землю свыше 30 британцев, и Вернер Мельдерс, сбивший за «Битву» 28 неприятельских самолетов. Еще более 30 летчиков имели счет свыше 10 воздушных побед. Среди пилотов 2-моторных истребителей Мессершмитт-110 наибольших успехов добились Ханс-Иоахим Ябс и Эрих Грот, каждый из которых сбил по 12 британских самолетов.

Методика подсчета побед асами Англии и Германии

В БРИТАНСКОЙ АВИАЦИИ воздушные победы делились на подтвержденные (когда вражеская машина разваливалась в воздухе или падение самолета противника видели другие пилоты), и неподтвержденные (если не было свидетелей победы или пилот не был уверен в том, что враг упал). Подтвержденные победы в свою очередь делились на личные и групповые. В результате у англичан общий победный счет аса записывался следующим образом: личные + групповые + неподтвержденные. Однако в литературе обычно указывается лишь окончательный счет летчика к окончанию войны или к моменту его гибели. Поэтому указанные счета, набиравшиеся асами в течение Битвы, в тексте моих статей зачастую несколько условны. Тем не менее, в окончательной, финальной таблице асов Великобритании я постарался указать точные победы по британской системе. Правда, при этом возникли некоторые трудности с учетом групповых и вероятных побед, так как эти виды побед в изданиях по истории RAF обычно указываются только по всей войне, а не по отдельным операциям. Эти неясности в таблице отмечены знаком «?».

-4

В ГЕРМАНСКОЙ АВИАЦИИ дело с учетом обстояло намного проще. В Люфтваффе не было деления на подтвержденные и неподтвержденные победы - победа засчитывалась только в том случае, если гибель врага видели не менее двух свидетелей, а пилот-победитель мог точно указать место падения жертвы. Правда, точность такого подтверждения все же довольно условна. Вряд ли в ходе массового боя кто-то мог до конца проследить за падением сбитого товарищем самолета; здесь скорее действовало правило: «сегодня я подтверждаю твою победу, а завтра – ты мою». Указать же место падения можно было любое: ведь невозможно его проверить на вражеской территории или в воде Ла-Манша…

С распространением фиксирующей фототехники обязательным стало так же подтверждение кинофотопулеметов; но имелись ли они в период Битвы за Англию, и были ли тогда распространены – мне не известно. В отношении групповых побед действовало правило: «Одна победа - один летчик». Сколько бы истребителей не расстреливали врага, победа засчитывалась только одному из них - тому, кто по общему мнению нанес смертельный удар. В случае спора эта победа не засчитывалась никому.

-5
-6

О боевых биографиях самых результативных асов Битвы за Англию – немца Гельмута Вика, британца Эрика Лока и чеха Йозефа Франтишека я ранее уже публиковал статью: «Лучшие асы Битвы за Англию»

Краткая информация о британских и немецких боевых наградах периода Битвы за Англию

Награды Великобритании

Медаль «За летные боевые заслуги» (Distinguished Flying Medal — DFM). Награждались военнослужащие RAF в звании от рядового до ворэнт-офицера (старшины) за храбрость и мужество, проявленные непосредственно в боях с противником.

-7

Крест «За летные боевые заслуги» (Distinguished Flying Cross - DFC). Награждались военнослужащие RAF в звании от ворэнт-офицера и выше за храбрость и мужество, проявленные непосредственно в боях с противником.

Орден «За отличную боевую службу» (Distinguished Service Order – DSO) Награждались офицеры, отличившиеся непосредственно в ходе боевых действий. До 1943 г. этот орден могли получить только те, кто уже удостоился письменного упоминания в приказе (MiD).

-8

Орден Британской империи (Order of the British Empire - OBE). Награждались всех лица (включая женщин), внесшие своими действиями вклад в победу над врагом. Поэтому орден подразделялся на военный и гражданский (военные отличались наличием просвета в центре ленты, к которой кренился крест).

-9

Крест Виктории (Victory Cross - VC) - высшая боевая награда Великобритании. Она крайне редкая: за всю 2-ю мировую войну этого креста был удостоен всего 181 военнослужащий, а в грандиозной Битве за Англию – только 3 летчика (1 пилот истребителя, 1 пилот бомбардировщика и 1 бортстрелок бомбардировщика). Награждение этим орденом производится не за заслуги или высокую боевую результативность, а только за конкретный выдающийся боевой подвиг на поле боя, непосредственно под огнем противника. Крест Виктории вручается исключительно за храбрость и доблесть на поле боя, и не имеет «классовой градации», свойственной многим британским военным наградам. Его может получить не только офицер, но и рядовой солдат, совершивший подвиг. На своем канале я публиковал более подробную статью об этой награде: «Крест Виктории – высшая боевая награда Великобритании».

Награды Германии

Железный крест 2 класса. Вручался за героизм в бою. Истребителям за 3 победы, бомбардировщикам за 5 рейдов или особые успехи. Носился на ленте в петлице (на параде и в торжественных случаях); повседневно - только лента в петлице.

-10

Железный крест 1 класса. Вручался только награжденным крестом 2 класса. Истребителям за 5 побед, бомбардировщикам за 10 рейдов или особые успехи. Носился на груди слева, приколотым к нагрудному карману.

Рыцарский крест. Вручался только после награждения Железным крестом 1 класса. Истребителям за 20 побед, бомбардировщикам за 70 рейдов или особые успехи. Носился на шее на ленте.

-11

Рыцарский крест с Дубовыми листьями. Вручался только награжденным до этого Рыцарским крестом. Истребителям за 40 побед, бомбардировщикам за 100 рейдов или особые успехи. Носился на шее, на ленте.

На своем канале я публиковал более подробную статью о всех степенях этой награды: «Железный крест - самая почетная боевая награда Германии»

НАЧАЛО: Хроника Битвы за Англию (01). Перед битвой

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.