Для любого исследователя "нелогичность" народной сказки является главным маркером ее древности и наличия скрытого смысла. И чем дальше это сказание от привычной нам реальности, тем более явно мы можем отметить наличие в ней мудрости, восходящей к истокам цивилизации. Осталось лишь расшифровать это послание верно...
Жила на свете Крошечка-Хаврошечка. Ее мать умерла, и воспитанием девочки занялась мачеха, у которой было три своих дочки: Одноглазка, Двухглазка, и Трехглазка (звали их так по количеству глаз).
Одноглазость, одноногость, любая кривизна и асимметрия героев указывают на хтонических сущностей, находящиеся лишь одной ногой в нашей реальности. Примерами являются Баба-яга, Лихо одноглазое, скандинавский бог Один, Леший...
Мачеха не любила Хаврошечку и заставляла ее много трудиться. Единственной отрадой главной героини была корова, которая помогала Крошечке-Хаврошечке в выполнении непосильной работы.
Здесь животное выполняет функцию матери (предка): девочка-сирота находится под надежной защитой. Хаврошечка ласково обращается к своей кормилице: "Матушка-коровушка, дай мне молочка!".
Таким образом, корова приглашает девочку пройти своеобразную инициацию – переместиться в мир материнского тепла и заботы.
В этом видны следы тотемизма - люди верили, что души умерших родственников переселяются в животных, и поклонение коровам, которое хорошо сохранилось у индоевропейцев в Индии, где корову нельзя убивать, где ей можно нашептать на ухо свои желания, и, скорее всего, имело место и у славян.
Когда Хаврошечке было не под силу справиться с заданиями, корова помогала ей: "- Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано." Не связано ли это отдаленно с тем же мифологическим мотивом, где Шива родился из коровьего уха?..
Долго удивлялась мачеха, как падчерица справляется со своими обязанностями. Тогда она решила послать своих дочерей проследить за Хаврошечкой. Двух сестер удалось обхитрить, а третью нет.
Одноглазка охраняет проходы между мирами, но Хаврошечка с легкостью проходит ее. Двуглазка имеет особую связь с человеческим миром и является стражем для реальности. С Трехглазкой все сложнее. Хаврошечка не видит, как она следит за ней третьим глазом - он, невидимый и сакральный, позволяет заглядывать за пределы нашего мира в другие измерениях.
Так Трехглазка узнала секрет Крошечки и рассказала матери. Женщина рассердилась и приказала заколоть корову...
Здесь стоит отметить, что в крестьянской семье отношение к корове было особое. К ней относились как к члену семьи, уважительно и бережно. С коровой связано множество народных поверий, обрядов, примет, основанных на мифологических представлениях как о тотемном животном, знаменующем собой символ плодородия и достатка. Потеря коровы, ее болезнь и смерть воспринимаются как вмешательство злых сил, результат гнева богов, порча, наведенная злыми людьми.
Животное посоветовало девочке не есть ее мяса, а косточки закопать в саду. Так Крошечка-Хаврошечка и поступила. На том месте, где она закопала косточки, выросла яблонька.
Мы видим, как после гибели животного главная героиня придерживается ведическим традициям: по сути, Крошечка-Хаврошечка ведет аскетичный образ жизни - отказывается от пищи и соблюдает табу. Она практикует религиозные обряды - поливает косточки коровушки и посвящает ей свои мысли, что аналогично молитвам и исполнению гимнов.
Этот мотив хорошо известен еще в ведической традиции: Ддити (несвязанность, изначальность, мать богов) – одновременно и рожающая женщина, и космическая корова, и "дерево с прекрасными листьями".
Как-то мимо проезжал юноша, который захотел отведать яблок. Три сестры бросились к деревцу, а то ветви свои наверх подняло. Подошла тогда к яблоньке Крошечка-Хаврошечка, опустились ветви, взяла яблоко и угостила путника. Тот влюбился и позвал ее замуж.
Люди верили, что тотемное животное-предок должно возродиться, и в сказке это отражено в том, что из костей выросла яблоня "с наливными яблочками, золотыми листвицами да серебряными веточками".
Во времена обряда это, вероятно, мнилось так, что могучий предок помогает девушке справиться с заданиями инициации, после чего она достойна стать женщиной и выйти замуж.
В сказке яблонька не даёт другим сёстрам сорвать яблоки, чтобы подать барину, который ехал мимо и сказал, что женится на той, которая ему поднесёт яблоко.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️Вас ждут уникальные выпуски о знаменитых художниках в формате онлайн-журнала.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: