Со временем популярные сказки обрастают огромным количеством интерпретаций и рассуждений о том, что же хотел сказать автор и какой скрытый смысл он закладывал в своё произведение. Сказка о Питере Пэне не стала исключением.
В детстве наша фантазия богаче, и чудеса случаются на каждом шагу. Неудивительно, что кому-то и вовсе не хочется взрослеть. Так появилась история о вечном мальчике, которая не так проста, как может показаться...
Любимую многими детьми книгу о волшебной стране Неверленд Джеймс Мэтью Барри посвятил своему старшему брату Дэвиду, который погиб в 13 лет. Смерть в результате несчастного случая на льду навсегда оставила Дэвида ребенком в глазах его семьи, а мысль о мальчике, который не взрослеет, укоренилась в сознании будущего писателя.
Чтобы утешить мать, Джеймс стал носить одежду старшего брата и подражать его повадкам. Позже в романе о матери "Маргарет Огилви" он напишет о том, как он входил в комнату, а его мать с надеждой спрашивала: "Это ты?", на что тот отвечал: "Нет, мама, это я".
Все произведения о Питере Пэне ("Белая птичка", "Питер Пэн в Кенсингтонском саду", "Питер и Венди", "Питер Пэн в багровых тонах") были созданы в XX веке, но сам автор и его творчество принадлежат, скорее, викторианской эпохе.
Викторианцы считали, что детство является не только порой невинности, но и тем временем, когда ребенок особенно близок к природе и "другим мирам". Такие темы, как преждевременная смерть детей, были привычны и обыденны для мироощущения того времени.
Из оригинальной сказки известно, что "вечный мальчик" улетел от родителей в седьмой день рождения. Он отправился обратно в Кенсингтонские сады (английский королевский парк), где подружился с феями и эльфами:
"— Я услыхал, как мама и папа говорили о том, кем я буду, когда вырасту и стану взрослым мужчиной. А я вовсе не хочу становиться взрослым мужчиной. Я хочу всегда быть маленьким и играть. Поэтому я удрал и поселился среди фей в Кенсингтонском парке".
Скорее всего, Питер умер и душа его вернулась в Кенсингтонский сад. По сюжету, все малыши рождаются там птицами и только потом превращаются в детей. А взрослые птицы относят их к родителям...
В этом же саду Питер отлавливал выпавших из колясок мальчишек, вместе с которыми он отправлялся в волшебную страну. Однако отметим, что в мире Питера Пэна не существовало "потерянных девочек", потому что, как объяснял главный герой, девочки слишком умны, чтобы выпасть из коляски.
В общем и целом, Питер Пэн является проводником детей в мир мертвых.
"Умереть — это ведь тоже большое и интересное приключение" ~ Питер Пэн.
Питер играет на дудочке подобно Крысолову, который уводит детей из города с помощью игры на флейте. Даже фамилия "Пэн" (Pan) восходит к древнегреческому богу Пану - духу лесов, полей и пастбищ.
Питер Пэн - такое же дитя природы. Он играет на дудочке, носит растительную одежду и живет среди дикой природы.
Питер Пэн умеет летать (пусть даже с помощью волшебной пыльцы фей). Более того, он может передавать эту способность другим детям. Их путешествие в Неверлэнд можно сравнить с вознесением – сквозь небеса они летят к волшебному острову, где их ждут простые детские радости.
Можно считать, будто Питер — Харон, перевозчик душ в потусторонний мир, а Неверлэнд — чистилище, где души ждут своего часа, чтобы попасть в ад/рай.
Однако вскоре оказывается, что остров - место дикое и опасное, населенное враждебными пиратами и индейцами, а также злобными феями и русалками.
На острове Питер Пэн заправляет абсолютно всем. Живущие на острове дети ведут самую настоящую войну с пиратами. Для них в порядке вещей вытирать вражескую (или свою) кровь с пола жилища после очередной стычки или находить трупы в лесу!
Да и фея Динь-Динь в порыве ревности пыталась убить Венди, когда та впервые появилась на острове.
Совсем несправедливо Питер отнесся и к капитану Крюку. Он отсек ему руку и скормил ее крокодилу. С тех пор крокодил охотится на Крюка, мечтая проглотить его целиком. В нашем сознании укоренился образ пирата-злодея, однако сочувствия он вызывает гораздо больше, нежели Питер Пэн.
Венди, оказавшаяся среди детей на волшебном острове, буквально теряет остатки своей детской беззаботности и становится "мамой" для толпы мальчишек. Это ли не не метафора женской доли?..
С точки зрения психоанализа, Питер отождествляет собой бессознательное (совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта (человека). Вэнди же, наоборот, являет собой супер-эго - совокупность родительских установок и социумных норм. Она берет на себя функцию уровнителя между детьми и Пэном, сглаживая его тиранию.
Удивительно, как эта депрессивная история в массовой культуре превратилась в веселое приключение и гимн детской фантазии. Имя Питера Пэна уже давно стало нарицательным. В психологии даже был введен диагноз - синдром Питера Пена.
Этим "заболеванием" страдают инфантильные люди, которые не хотят взрослеть и боятся ответственности (отмечу, что данный синдром относится к поп-психологии и не указан ни в одном диагностическом руководстве).
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️ОФОРМЛЯЙТЕ ПРЕМИУМ-ПОДПИСКУ НА КАНАЛ ВСЕГО ЗА 99₽ В МЕСЯЦ ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: