В Московской области в 2024 году проводились испытания электробуса. Опытный ЛиАЗ-6274 тестировался в городе Химки на протяжении нескольких месяцев. Зарядную станцию установили на территории автобусного предприятия Химок.
Москва сегодня эксплуатирует больше 2000 электробусов отечественных производителей "КАМАЗ" и "ЛиАЗ", а вот соседняя область только оценивает детали обслуживания современной техники на электротяге.
Наверное мало кто помнит, что в Московской области рассматривали возможность сделать транспорт экологичнее за счёт автобусов на газовом топливе. Пилотный проект испытала упомянутая выше химкинская автоколонна Мострансавто. Всë ограничилось 30 автобусами ЛиАЗ-5292, которые поступили весной 2013 года. Тогда были планы по массовому внедрению таких машин в регионе, но все планы остались нереализованными.
Сегодня я расскажу про первые газовые автобусы Подмосковья, а также о последующих попытках двигать в массы экологически чистую технику в Московской области. Надеюсь будет интересно. Поехали!
"Мострансавто" выпала честь стать официальным перевозчиком игр в Сочи 2014. За год до Олимпиады ситуация с парком была неоднозначная: с одной стороны новые кресельные Hyundai "Universe" и MAN "Regio", плюс ожидание поставок автобусов ГолАЗ специально к играм. С другой - старый парк городской техники, состоявший в основном из отечественной "классики" нулевых - ЛиАЗов-5256.
Весной 2013 стало известно, что парк МТА всё же пополнится новыми городскими автобусами модели ЛиАЗ-5292. По меркам региона обновление вышло совсем скромное - всего 66 единиц, притом 30 из них с двигателем на газовом топливе модификации "5292.71".
В результате все 30 новых газомоторных автобусов распределили в Химки. Филиал выбрали явно не просто так. Именно химкинская автоколонна №1786 первой в Московской области осваивала низкопольные гармошки Volgabus-6271. Они сенсационно поступили в количестве 6 штук осенью 2012. На фоне канонических ЛиАЗов-6212 "Волгабусы" казались чем-то фантастическим.
Но вернёмся к "газовикам". В Мострансавто пришла партия машин, идентичных тем, что закупил летом 2012 года столичный Мосгортранс.
- Автобусы оснащались двигателем MAN мощностью 280 л.с.
- В салоне 20 мест для сиденья, плюс 3 откидных.
- Газовые баллоны расположены на крыше в средней части.
Кстати, в Москве все такие ЛиАЗы отправили на завод для установки кондиционеров (из-за этого баллоны сместили вперёд). А вот в области на счёт "кондеев" не заморочились. В жару пассажиров спасали лишь форточки откидного типа.
Несмотря на то, что газовые ЛиАЗы достались Химкам, изначально в самом городе они появлялись нечасто, поскольку большая часть машин отправилась работать в соседний Красногорск на "показательные" маршруты от Дома Правительства Московской области (№436) и микрорайона Павшинская Пойма (№540) до станции метро "Тушинская".
Ещё одной причиной такого распределения по маршрутам отсутствие в Химках газовой заправки. Ближайшая расположена на МКАДе, как раз по пути до Красногорска. Специально под новую технику расписание не менялось. Поэтому водителям приходилось заправлять технику в самое разное время: "нулевым" из парка, в обеденный перерыв или после окончания смены.
Как Вы уже успели заметить, ЛиАЗы имели старый добрый бело-зелëный окрас. Это были последние автобусы для Подмосковья в такой цветовой гамме.
Московская область тем временем вернулась к массовым закупками дизельных машин:
- В 2014 получена партия ЛиАЗов модификации"5292.22", опять же с ДВС MAN
- Далее стартовали поставки автобусов "ЛиАЗ-5292.60" с отечественным двигателем ЯМЗ.
В 2020 году все линейные ЛиАЗы-5292.71 всё-таки решили перекрасить в ливрею транспорта Подмосковья.
На тот момент некоторые автобусы уже разобрали на запчасти и окончательно вывели из эксплуатации. А затем началась замена устаревших и не оборудованных кондиционерами "газоходов" на пригородные машины ЛиАЗ-529265-03.
Дальнейшая судьба газовых машин в "Мострансавто" вышла совсем печальной. Сходы с линии происходили очень часто, а вскоре пришла пора технического освидетельствования баллонов, которое так и не провели. Как итог - весной 2021 года газовые ЛиАЗы встали "к забору" и на маршрутах больше не появлялись.
Что интересно, в Московской области тема экологически чистого транспорта обсуждается постоянно. Испытания электробусов и газовых автобусов проводились из года в год. Можно вспомнить как в 2019 году тестировали новый отечественный автобус Lotos 105.
Причём позже эти миниатюрные машинки приобрёл частный перевозчик "Домтрансавто".
Ввиду современных тенденций рынка, в Подмосковье всё чаще и чаще на маршрутах оказывалась китайская техника от разных производителей.
Однако отечественный ЛиАЗ всё равно превзошёл конкурентов. В 2019 году вышеупомянутая компания "Домтрансавто" закупила большую партию газомоторных ЛиАЗов-5292 (уже с китайским двигателем Weichai).
Но эксплуатация газовых ЛиАЗов пошла не по плану. Отсутствие надлежащего ремонта и инфраструктуры поспособствовали отстранению автобусов. Сейчас несколько линейных машин есть в Видном, Домодедово и Долгопрудном.
В отличие от Москвы Московская область сегодня продолжает обновлять подвижной состав исключительно дизельными автобусами.
Последнее упоминание о переводе автобусных парков Подмосковья на метан было ещё прошлым летом. Тогда Губернатор Андрей Воробьёв заявил о пилотном проекте в Долгопрудном, куда ожидается прибытие 200 новых газомоторных автобусов. Пока никакой конкретной информации по данному вопросу нет, может что-то и узнаем в ближайшее время.
На сегодня у меня всё! Всем большое спасибо за внимание!
- Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал
- Информация о количестве подвижного состава и о количестве действующих автобусов взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт
- Все фотографии, представленные в статье, сделаны автором канала. Любое использование фотоматериалов допускается только с указанием источника
Небольшой обзор пригородного автобуса ЛиАЗ-5292
Ушедшие в историю модели автобусов в Московской области
Московский наземный транспорт 10 лет назад
Читайте также на канале: