Найти в Дзене

Как Московская область пыталась сделать транспорт экологичнее

В Московской области в 2024 году проводились испытания электробуса. Опытный ЛиАЗ-6274 тестировался в городе Химки на протяжении нескольких месяцев. Зарядную станцию установили на территории автобусного предприятия Химок. Москва сегодня эксплуатирует больше 2000 электробусов отечественных производителей "КАМАЗ" и "ЛиАЗ", а вот соседняя область только оценивает детали обслуживания современной техники на электротяге. Наверное мало кто помнит, что в Московской области рассматривали возможность сделать транспорт экологичнее за счёт автобусов на газовом топливе. Пилотный проект испытала упомянутая выше химкинская автоколонна Мострансавто. Всë ограничилось 30 автобусами ЛиАЗ-5292, которые поступили весной 2013 года. Тогда были планы по массовому внедрению таких машин в регионе, но все планы остались нереализованными. Сегодня я расскажу про первые газовые автобусы Подмосковья, а также о последующих попытках двигать в массы экологически чистую технику в Московской области. Надеюсь будет инте

В Московской области в 2024 году проводились испытания электробуса. Опытный ЛиАЗ-6274 тестировался в городе Химки на протяжении нескольких месяцев. Зарядную станцию установили на территории автобусного предприятия Химок.

Опытный электробус "ЛиАЗ-6274" на испытаниях в подмосковном городе Химки.
Опытный электробус "ЛиАЗ-6274" на испытаниях в подмосковном городе Химки.

Москва сегодня эксплуатирует больше 2000 электробусов отечественных производителей "КАМАЗ" и "ЛиАЗ", а вот соседняя область только оценивает детали обслуживания современной техники на электротяге.

Опытный электробус "ЛиАЗ-6274" на испытаниях в подмосковном городе Химки.
Опытный электробус "ЛиАЗ-6274" на испытаниях в подмосковном городе Химки.

Наверное мало кто помнит, что в Московской области рассматривали возможность сделать транспорт экологичнее за счёт автобусов на газовом топливе. Пилотный проект испытала упомянутая выше химкинская автоколонна Мострансавто. Всë ограничилось 30 автобусами ЛиАЗ-5292, которые поступили весной 2013 года. Тогда были планы по массовому внедрению таких машин в регионе, но все планы остались нереализованными.

Газомоторные автобусы "ЛиАЗ-5292.71" перевозчика "Мострансавто". 2019 год.
Газомоторные автобусы "ЛиАЗ-5292.71" перевозчика "Мострансавто". 2019 год.

Сегодня я расскажу про первые газовые автобусы Подмосковья, а также о последующих попытках двигать в массы экологически чистую технику в Московской области. Надеюсь будет интересно. Поехали!

"Мострансавто" выпала честь стать официальным перевозчиком игр в Сочи 2014. За год до Олимпиады ситуация с парком была неоднозначная: с одной стороны новые кресельные Hyundai "Universe" и MAN "Regio", плюс ожидание поставок автобусов ГолАЗ специально к играм. С другой - старый парк городской техники, состоявший в основном из отечественной "классики" нулевых - ЛиАЗов-5256.

ЛиАЗ-5256 - некогда один из самых массовых автобусов в России.
ЛиАЗ-5256 - некогда один из самых массовых автобусов в России.

Весной 2013 стало известно, что парк МТА всё же пополнится новыми городскими автобусами модели ЛиАЗ-5292. По меркам региона обновление вышло совсем скромное - всего 66 единиц, притом 30 из них с двигателем на газовом топливе модификации "5292.71".

Так выглядел первый городской низкопольный автобус ЛиАЗ-5292 для Мострансавто.
Так выглядел первый городской низкопольный автобус ЛиАЗ-5292 для Мострансавто.
...а это газовая версия, модификация "5292.71".
...а это газовая версия, модификация "5292.71".

В результате все 30 новых газомоторных автобусов распределили в Химки. Филиал выбрали явно не просто так. Именно химкинская автоколонна №1786 первой в Московской области осваивала низкопольные гармошки Volgabus-6271. Они сенсационно поступили в количестве 6 штук осенью 2012. На фоне канонических ЛиАЗов-6212 "Волгабусы" казались чем-то фантастическим.

Сочленённые автобусы Volgabus-6271 эксплуатировались в химкинском филиале Мострансавто с 2012 по 2022 годы.
Сочленённые автобусы Volgabus-6271 эксплуатировались в химкинском филиале Мострансавто с 2012 по 2022 годы.

Но вернёмся к "газовикам". В Мострансавто пришла партия машин, идентичных тем, что закупил летом 2012 года столичный Мосгортранс.

  • Автобусы оснащались двигателем MAN мощностью 280 л.с.
-8
  • В салоне 20 мест для сиденья, плюс 3 откидных.
Салон автобуса ЛиАЗ-5292.71 для Мострансавто, вид назад. Снимок сделан в 2019 году, к тому времени все машины оснастили валидаторами для бесконтактной оплаты проезда.
Салон автобуса ЛиАЗ-5292.71 для Мострансавто, вид назад. Снимок сделан в 2019 году, к тому времени все машины оснастили валидаторами для бесконтактной оплаты проезда.
Салон автобуса ЛиАЗ-5292.71 для Мострансавто, вид вперёд.
Салон автобуса ЛиАЗ-5292.71 для Мострансавто, вид вперёд.
  • Газовые баллоны расположены на крыше в средней части.
-11

Кстати, в Москве все такие ЛиАЗы отправили на завод для установки кондиционеров (из-за этого баллоны сместили вперёд). А вот в области на счёт "кондеев" не заморочились. В жару пассажиров спасали лишь форточки откидного типа.

Несмотря на то, что газовые ЛиАЗы достались Химкам, изначально в самом городе они появлялись нечасто, поскольку большая часть машин отправилась работать в соседний Красногорск на "показательные" маршруты от Дома Правительства Московской области (№436) и микрорайона Павшинская Пойма (№540) до станции метро "Тушинская".

Ещё одной причиной такого распределения по маршрутам отсутствие в Химках газовой заправки. Ближайшая расположена на МКАДе, как раз по пути до Красногорска. Специально под новую технику расписание не менялось. Поэтому водителям приходилось заправлять технику в самое разное время: "нулевым" из парка, в обеденный перерыв или после окончания смены.

На фото - газомоторный ЛиАЗ-5292 возле железнодорожной станции Химки. 2014 год.
На фото - газомоторный ЛиАЗ-5292 возле железнодорожной станции Химки. 2014 год.

Как Вы уже успели заметить, ЛиАЗы имели старый добрый бело-зелëный окрас. Это были последние автобусы для Подмосковья в такой цветовой гамме.

Газомоторные ЛиАЗы пришли в эпоху бело-зелёного цвета. С 2014 года транспорт Московской области перешёл на новую схему окраски.
Газомоторные ЛиАЗы пришли в эпоху бело-зелёного цвета. С 2014 года транспорт Московской области перешёл на новую схему окраски.

Московская область тем временем вернулась к массовым закупками дизельных машин:

  • В 2014 получена партия ЛиАЗов модификации"5292.22", опять же с ДВС MAN
  • Далее стартовали поставки автобусов "ЛиАЗ-5292.60" с отечественным двигателем ЯМЗ.

В 2020 году все линейные ЛиАЗы-5292.71 всё-таки решили перекрасить в ливрею транспорта Подмосковья.

На тот момент некоторые автобусы уже разобрали на запчасти и окончательно вывели из эксплуатации. А затем началась замена устаревших и не оборудованных кондиционерами "газоходов" на пригородные машины ЛиАЗ-529265-03.

-18

Дальнейшая судьба газовых машин в "Мострансавто" вышла совсем печальной. Сходы с линии происходили очень часто, а вскоре пришла пора технического освидетельствования баллонов, которое так и не провели. Как итог - весной 2021 года газовые ЛиАЗы встали "к забору" и на маршрутах больше не появлялись.

Одни из последних линейных химкинских ЛиАЗов-5292.71. Сентябрь 2020 года.
Одни из последних линейных химкинских ЛиАЗов-5292.71. Сентябрь 2020 года.

Что интересно, в Московской области тема экологически чистого транспорта обсуждается постоянно. Испытания электробусов и газовых автобусов проводились из года в год. Можно вспомнить как в 2019 году тестировали новый отечественный автобус Lotos 105.

Испытания автобуса Lotos 105 в Мострансавто. 2019 год.
Испытания автобуса Lotos 105 в Мострансавто. 2019 год.

Причём позже эти миниатюрные машинки приобрёл частный перевозчик "Домтрансавто".

-21

Ввиду современных тенденций рынка, в Подмосковье всё чаще и чаще на маршрутах оказывалась китайская техника от разных производителей.

Низкопольный автобус на газовом топливе Golden Dragon XML6125CN. На фото маршрут №372 Москва-Истра. 2019 год.
Низкопольный автобус на газовом топливе Golden Dragon XML6125CN. На фото маршрут №372 Москва-Истра. 2019 год.
Пригородный газомоторный автобус Golden Dragon XML6127CN. 11 таких машин работали в Истре, а позже переданы в Домодедово. Фото 2020 года.
Пригородный газомоторный автобус Golden Dragon XML6127CN. 11 таких машин работали в Истре, а позже переданы в Домодедово. Фото 2020 года.
Городской автобус Foton BJ6123. Поступил в Московскую область в единичном экземпляре. Фото 2023 года.
Городской автобус Foton BJ6123. Поступил в Московскую область в единичном экземпляре. Фото 2023 года.

Однако отечественный ЛиАЗ всё равно превзошёл конкурентов. В 2019 году вышеупомянутая компания "Домтрансавто" закупила большую партию газомоторных ЛиАЗов-5292 (уже с китайским двигателем Weichai).

-25

Но эксплуатация газовых ЛиАЗов пошла не по плану. Отсутствие надлежащего ремонта и инфраструктуры поспособствовали отстранению автобусов. Сейчас несколько линейных машин есть в Видном, Домодедово и Долгопрудном.

Газомоторные автобусы ЛиАЗ-5292.67 в Долгопрудном. Фото 2020 года.
Газомоторные автобусы ЛиАЗ-5292.67 в Долгопрудном. Фото 2020 года.

В отличие от Москвы Московская область сегодня продолжает обновлять подвижной состав исключительно дизельными автобусами.

Дизельный автобус ЛиАЗ-529265-03.
Дизельный автобус ЛиАЗ-529265-03.

Последнее упоминание о переводе автобусных парков Подмосковья на метан было ещё прошлым летом. Тогда Губернатор Андрей Воробьёв заявил о пилотном проекте в Долгопрудном, куда ожидается прибытие 200 новых газомоторных автобусов. Пока никакой конкретной информации по данному вопросу нет, может что-то и узнаем в ближайшее время.

-28

На сегодня у меня всё! Всем большое спасибо за внимание!

  1. Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал
  2. Информация о количестве подвижного состава и о количестве действующих автобусов взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт
  3. Все фотографии, представленные в статье, сделаны автором канала. Любое использование фотоматериалов допускается только с указанием источника

Небольшой обзор пригородного автобуса ЛиАЗ-5292

Ушедшие в историю модели автобусов в Московской области

Московский наземный транспорт 10 лет назад

Читайте также на канале: