На фоне поступления в Московскую область большой партии новых автобусов хочется поговорить о технике, эпоха которой завершается.
Ранее я выпустил статью о структуре парка Мострансавто, а теперь подробно расскажу про автобусы Голицынского завода "ГолАЗ". Они безусловно являлись настоящим символом предприятия. Вспомним жизненный путь уникальных для российского автопрома машин.
Вообще сегмент "мягких" автобусов отечественные производители обходили стороной. Да, были отдельные модификации тех же Лиазов или Волжанинов, но они больше подходили для пригородных перевозок. Межгород оставался за зарубежными подержанными машинками.
Крупнейшему перевозчику Московской области "Мострансавто" выпала честь обеспечить транспортное обслуживание на Олимпийских играх в Сочи. Под такое масштабное событие анонсировали закупку подвижного состава на сумму 7 миллиардов рублей. Закралась надежда, что может наконец-то прибудут комфортабельные автобусы российского производства. Так оно и получилось!
В 2013 году заключён договор на поставку 709 автобусов, которые будут собраны на Голицынском автобусном заводе:
- 652 автобуса ГолАЗ "Вояж", из них - 282 машины модели "5251" и 370 машин "6228 Voyage L" (длина кузова 15 метров). Все автобусы оснащены двигателем Scania DC09 экологического стандарта Евро-4.
- 57 автобусов ГолАЗ-5291 "Круиз". Также как и "Вояжи" имеют Сканиевскую начинку - двигатель (Scania DC13), ходовую часть, коробку передач и электронику. Есть даже санузел возле второй двери.
Специально к Олимпиаде на борта всех ГолАЗов нанесли символику игр. А перед отправкой в Сочи каждый автобус проходил техническое обслуживание.
Забегая вперёд скажу, что Олимпийские наклейки сняли в короткий срок после возвращения машин. А многим так хотелось, чтобы осталась хоть какая-то память о спортивном празднике.
Олимпиада прошла, ГолАЗы погрузились в рабочую жизнь Мострансавто. Большинство автобусов отправили на протяжённые линии, где высокие требования к комфорту.
Трёхосные ГолАЗы-6228 идеально подошли для загруженных пригородных маршрутов из ближнего Подмосковья до Москвы.
К сожалению, с годами состояние техники становилось всё хуже. Способствовало множество факторов - передачи машин между парками, слабая ремзона, отсутствие запчастей. Некоторые автобусы разбирали как раз чтобы обеспечить эксплуатацию остальных.
С междугородних линий ГолАЗы вытеснили новые автобусы ЛиАЗ-5250 и ЛиАЗ-5292. Теперь некогда флагманские машины работают в основном на тихих пригородных маршрутах Подмосковья...
Ну а что собственно стало с самим заводом ГолАЗ?
С 2014 года производство автобусов перенесено на ЛиАЗ со сменой обозначения моделей, а территория завода сдаётся в арену мелким коммерческим структурам. Следующие автобусы линейки "Вояж" для Мострансавто производились уже в Ликино-Дулёво. ЛиАЗ так и не смог массово выпускать междугородние автобусы. Более того, из-за некоторых заводских ограничений пришлось забыть о сборке трëхосных машин.
Потенциал техники модельного ряда "Вояж" и "Круиз" остался нереализованным. Кроме как в Московской области автобусы нигде массово не эксплуатировались. Сейчас основными заказчиками являются силовые ведомства и крупные госкорпорации.
Кстати, ГолАЗы с 2013 по 2022 годы работали и в столичном Мосгортрансе. Увы, их история выдалась недолгой: Москве оказался не под силу сложный ремонт роботизированной коробки передач Scania Opticruise.
Всем большое спасибо за внимание!
- Информация о количестве подвижного состава и о количестве действующих автобусов взята с сайта Фотобус - автобусный транспорт.
- Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал.