Найти в Дзене

Нереализованный проект "воздушного" метро в Подмосковье. Что планировалось и почему ничего не вышло?

Оглавление

Массовая застройка в Московской области породила кучу проблем с транспортной ситуацией.

Автобусы и маршрутки в новых районах разрываются: на конечных остановках пассажирам приходится терпеть длинные очереди, а на промежуточных пунктах зайти удаётся не всегда с первой попытки. Но войти в транспорт - это полдела. Ведь неизвестно сколько придётся провести времени в дороге до ближайшего метро или станции МЦД из-за пробок.

Последнее десятилетие то и дело ведутся разговоры о строительстве новых систем рельсового транспорта, чтобы улучшить доступность в регионе. К примеру, одно время активно обсуждался скоростной трамвай для связи крупных городов - Подольска, Домодедово и Раменского.

Схема планируемой линии скоростного трамвая Подольск - Домодедово - Раменское. Картинка из открытых источников.
Схема планируемой линии скоростного трамвая Подольск - Домодедово - Раменское. Картинка из открытых источников.

На деле в МО за всю историю существовал только один реальный проект, притом его даже начали реализовывать в Красногорском районе. Речь идёт о скоростной монорельсовой системе "Стрела".

Скоростная система подвесного монорельса "Стрела". Картинка - https://pikabu.ru/
Скоростная система подвесного монорельса "Стрела". Картинка - https://pikabu.ru/

Тестовый участок этой самой "Стрелы" возвышается в посёлке Ильинское-Усово (на территории жилого комплекса "Ильинские Луга"). Недавно объявлялся тендер на демонтаж всей инфраструктуры, но никто так и не заявился.

Красногорская монорельсовая эстакада - эдакий знак памяти о единственной попытке сдвинуть с мёртвой точки планы по реализации новых скоростных транспортных систем в Подмосковье. Сейчас я расскажу подробно о проекте "Стрела" и о том, что же помешало его воплотить в жизнь.

Заброшенная линия проекта "Стрела" в жилом комплексе "Ильинские Луга". Фотография автора канала.
Заброшенная линия проекта "Стрела" в жилом комплексе "Ильинские Луга". Фотография автора канала.

Полностью частный проект

Скоростная система "Стрела" являлась частным проектом. Инициатором строительства монорельса выступила группа компаний "Мортон" для улучшения транспортной доступности строящегося ЖК "Ильинское-Усово".

Технические характеристики системы "Стрела". Картинка - https://pikabu.ru/
Технические характеристики системы "Стрела". Картинка - https://pikabu.ru/

Первое упоминание о "Стреле" появилось в январе 2015. Тогда "Мортон" заявил, что начнёт возводить лёгкое метро в Красногорском районе, причём поезда будут беспилотными и смогут развить скорость до 50 километров в час. Точной информации сколько застройщик планировал потратить на эту фантастическую систему нет. В сети называется сумма около 5 миллиардов рублей.

Посёлок Ильинское-Усово Красногорского района - стартовая точка системы лёгкого метро. Яндекс.карты.
Посёлок Ильинское-Усово Красногорского района - стартовая точка системы лёгкого метро. Яндекс.карты.

Думается новость про "Стрелу" поначалу была воспринята как очередная попытка привлечь внимание, чтобы интенсивнее продавать жилье в новом микрорайоне, расположенном в 7 километрах от Красногорска. Да тут ещё и технология подвесного монорельса, не имеющая мирового опыта (разве что две действующих системы в Германии).

Паспорт объекта "Стрела". Картинка - https://pikabu.ru/
Паспорт объекта "Стрела". Картинка - https://pikabu.ru/

Строить тестовый участок "Стрелы" всë же начали

Проектирование "воздушного" метро стартовало зимой 2016 года. Линия протяжённостью 8 километров должна была соединить новый ЖК "Ильинское-Усово" с гипермаркетом "Глобус", где планировалось к 2019 возвести новый пересадочный узел. А следующим шагом являлось продление "Стрелы" до станции метро "Мякинино".

Построенный участок выделен жёлтой линией на карте. Источник - wikimapia.org
Построенный участок выделен жёлтой линией на карте. Источник - wikimapia.org
Линия монорельса в настоящее время. Фотография автора канала.
Линия монорельса в настоящее время. Фотография автора канала.

В сети мелькали и другие планы. Якобы линия "Стрелы" после Новорижского шоссе будет уходить в лес к железнодорожной платформе Красногорская. Такой вариант маршрута, как мне кажется, выглядел гораздо интереснее. Но справилась бы Красногорская с таким наплывом людей для пересадок между "Стрелой" и МЦД - вопрос риторический...

Один из возможных вариантов маршрута "Стрелы" до ЖД платформы Красногорская. Картинка - https://pikabu.ru/
Один из возможных вариантов маршрута "Стрелы" до ЖД платформы Красногорская. Картинка - https://pikabu.ru/

Что же "Мортон" успел возвести для столь интересного проекта? Построили испытательный путь (протяжённость 920 метров), ответвление в депо (80 метров) и само депо для подвижного состава.

На снимке виднеется ответвление в депо от основной ветки. Фотография автора канала.
На снимке виднеется ответвление в депо от основной ветки. Фотография автора канала.

Да, к слову о подвижном составе. В том же 2016 году из Германии успел прибыть единственный вагон, разработанный фирмой FORMA.

Тестовый вагон на испытаниях. Предположительно на снимке 2016 год. Картинка из открытых источников.
Тестовый вагон на испытаниях. Предположительно на снимке 2016 год. Картинка из открытых источников.

Конец быстрый и печальный

Уже осенью 2016 года, спустя 9 месяцев с момента начала строительства "Стрелы", компания "Мортон" была продана группе компаний "ПИК". Именно "ПИК" продолжит застройку района Ильинское-Усово, который получит название "Ильинские Луга".

Новый застройщик посчитал проект монорельса бесперспективным. Кусок надземной линии оказался никому не нужен. Кстати, на картах Яндекса данный участок несостоявшегося "воздушного" метро обозначен как памятник!

-12

Недостроенную ветку можно лицезреть среди многоэтажек жилого комплекса "Ильинские Луга". Как я уже говорил выше, линию "Стрелы" вместе с депо хотят демонтировать, однако выбрать того кто это сделает пока не получается.

ЖК "Ильинские Луга". На заднем плане отлично виднеется заброшенная эстакада "Стрелы". Фотография автора канала.
ЖК "Ильинские Луга". На заднем плане отлично виднеется заброшенная эстакада "Стрелы". Фотография автора канала.

Несмотря на планы по сносу линии, совершенно неожиданно прошлой осенью тестовый вагон заметили на обкатке. С какой целью вагончик ездил туда-сюда остаётся догадываться. Ходили слухи о возможном показе системы новому инвестору. Но это всего лишь слухи и не более.

Восточный участок линии "Стрелы". Фотография автора канала.
Восточный участок линии "Стрелы". Фотография автора канала.

А были ли у "Стрелы" шансы на жизнь?

Лично я всё-таки склоняюсь к тому, что "Стрела" не имела реальных перспектив, а позиционировалась как пиар-акция.

Уникальную по задумке систему даже не сертифицировали в РФ (об этом сообщила компания "ПИК" после поглощения "Мортона"). Также не было понятно, куда пойдет путь "Стрелы": до гипермаркета "Глобус", к платформе Красногорская или же сразу к станции метро "Мякинино". Ещё загадка, как бы согласовывали прохождение линии через множество земельных участков вдоль Новорижского шоссе, находящихся в частной собственности. Конкретных планов дальше тестового участка никто так и не увидел.

Западный участок заброшенной линии лёгкого метро. Фотография автора канала.
Западный участок заброшенной линии лёгкого метро. Фотография автора канала.

Областные власти после вердикта компании "ПИК" не обратили внимание на остановку проекта монорельса "Стрела". В результате за 8 лет бездействия почти километровая по протяжённости эстакада действительно превратилась в самый настоящий памятник.

Фотография автора канала.
Фотография автора канала.

Москва может выручить крупные районы Красногорска

Лишённые монорельса жители ЖК "Ильинские Луга" вынуждены пользоваться тесными маршрутками и автобусами, чтобы добираться до станций столичной подземки и МЦД. В обозримом будущем метро будет располагаться в нескольких километрах от многострадального района.

Типичный красногорский транспорт на фоне тестового участка скоростной системы "Стрела". Фотография автора канала.
Типичный красногорский транспорт на фоне тестового участка скоростной системы "Стрела". Фотография автора канала.

Как известно сейчас ведётся активное строительство Рублёво-Архангельской линии метрополитена. На первом этапе запустят движение на участке "Шелепиха - Липовая Роща". А вот второй этап предполагает продление от станции "Липовая Роща" до станции "Ильинская", которая заметно улучшит доступность красногорских новостроек.

Будущая Рублёво-Архангельская линия метро. Источник - https://stroi.mos.ru/
Будущая Рублёво-Архангельская линия метро. Источник - https://stroi.mos.ru/

В 2022 году Правительство МО утвердило трассировку красногорского участка Рублёво-Архангельской линии аж до станции "Изумрудные Холмы". Это означает, что в далёкой перспективе метрополитен возможно появится в самом Красногорске.

Источник: Геопортал Московской области - https://rgis.mosreg.ru/
Источник: Геопортал Московской области - https://rgis.mosreg.ru/

На сегодня у меня всё! Всем спасибо за внимание! Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал