Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Роскошные атмосферные натюрморты Питера Класа

Питер Клас (1597 — 1661) был голландским художником, который достиг поразительной простоты и атмосферности в натюрмортах.

Питер Клас: Натюрморт с автопортретом, 1628
Питер Клас: Натюрморт с автопортретом, 1628

Фрагмент картины "Натюрморт с автопортретом"
Фрагмент картины "Натюрморт с автопортретом"

Избегая скученных композиций и ярко выраженного местного колорита маньеристских традиций, он сосредоточился на монохромном “завтраке”, изображающем простую трапезу, сервированную на краю стола. Игра света на характерных предметах — бокале с вином, ноже, металлической тарелке с рыбой или хлебом, вазе с ягодами — создает эффект насыщенности, сохраняя при этом прочность форм.

Питер Клас: Натюрморт на завтрак с сельдью, креветками, хлебом, апельсином и красным вином, 1623
Питер Клас: Натюрморт на завтрак с сельдью, креветками, хлебом, апельсином и красным вином, 1623

Питер Клас: Натюрморт с корзиной сыра, 1624
Питер Клас: Натюрморт с корзиной сыра, 1624

Питер Клас: Натюрморт с ветчиной, 1625. Картина вызывает восхищение выдающимися техническими способностями художника. Предметы изображены очень реалистично. Картина типична для более ранних работ Класа середины 1620-х годов. Это мастерская композиция с сильным контрастом между белой скатертью и черным фоном, который посередине гармонирует с розовато-красной ветчиной. Солома и копченая селедка, разбросанные горизонтально по столу, создают ощущение глубины и композиционного баланса. В этой работе Клас, похоже, стремился исследовать форму, цвет и текстуру различных элементов композиции. Отчетливо ощущаются особенности жирной ветчины, блестящей сельди, теплых углей, матовой формы и хрустящего хлеба. Клас часто перерабатывал объекты из своих предыдущих работ. Как это было принято в эпоху барокко, картина содержит несколько символов, связанных с эфемерностью жизни, так называемых символов vanitas. Кажущееся произвольное размещение еды на столе оставляет у зрителя впечатление сцены, где кто-то только что отошел от стола. Таким образом, Класу удается привнести в статическую картину своего рода временность. В то же время медленно угасающие угли на заднем плане представляют собой тонкий, но безошибочный символ быстротечности жизни.
Питер Клас: Натюрморт с ветчиной, 1625. Картина вызывает восхищение выдающимися техническими способностями художника. Предметы изображены очень реалистично. Картина типична для более ранних работ Класа середины 1620-х годов. Это мастерская композиция с сильным контрастом между белой скатертью и черным фоном, который посередине гармонирует с розовато-красной ветчиной. Солома и копченая селедка, разбросанные горизонтально по столу, создают ощущение глубины и композиционного баланса. В этой работе Клас, похоже, стремился исследовать форму, цвет и текстуру различных элементов композиции. Отчетливо ощущаются особенности жирной ветчины, блестящей сельди, теплых углей, матовой формы и хрустящего хлеба. Клас часто перерабатывал объекты из своих предыдущих работ. Как это было принято в эпоху барокко, картина содержит несколько символов, связанных с эфемерностью жизни, так называемых символов vanitas. Кажущееся произвольное размещение еды на столе оставляет у зрителя впечатление сцены, где кто-то только что отошел от стола. Таким образом, Класу удается привнести в статическую картину своего рода временность. В то же время медленно угасающие угли на заднем плане представляют собой тонкий, но безошибочный символ быстротечности жизни.

Питер Клас: Натюрморт с горящей свечой, 1627, масло, дерево, 26х37 см
Питер Клас: Натюрморт с горящей свечой, 1627, масло, дерево, 26х37 см

Питер Клас: Натюрморт с пирогом из индейки, 1627
Питер Клас: Натюрморт с пирогом из индейки, 1627

Питер Клас: Завтрак, 1646. В ранних работах художник часто ограничивался описанием простой трапезы, поставленной на край стола: немного хлеба и сыра, селедка на оловянном блюде, бокал пива или вина, возможно, серебристый оловянный сосуд и белая мятая скатерть - как раз то, что нужно для легкого завтрака или перекуса. Эти предметы, которые всегда выглядят так, как будто к ним прикасался кто-то, кто все еще находится рядом, не рассматриваются как изолированные объекты, они сгруппированы вместе, образуя массы вдоль одной диагональной оси. Питер Клас нашел способы отразить в своих работах силу света и атмосферность, которая окружает нас и предметы, с которыми мы живем, и выразил это настолько точно, мгновенно и интенсивно, насколько это возможно. В результате художник как бы оживляет свои простые сюжеты. С помощью своего живописного метода он добивается более динамичной пространственной и композиционной обработки.
Питер Клас: Завтрак, 1646. В ранних работах художник часто ограничивался описанием простой трапезы, поставленной на край стола: немного хлеба и сыра, селедка на оловянном блюде, бокал пива или вина, возможно, серебристый оловянный сосуд и белая мятая скатерть - как раз то, что нужно для легкого завтрака или перекуса. Эти предметы, которые всегда выглядят так, как будто к ним прикасался кто-то, кто все еще находится рядом, не рассматриваются как изолированные объекты, они сгруппированы вместе, образуя массы вдоль одной диагональной оси. Питер Клас нашел способы отразить в своих работах силу света и атмосферность, которая окружает нас и предметы, с которыми мы живем, и выразил это настолько точно, мгновенно и интенсивно, насколько это возможно. В результате художник как бы оживляет свои простые сюжеты. С помощью своего живописного метода он добивается более динамичной пространственной и композиционной обработки.

Его "Натюрморт с горящей свечой" (1627) и "Завтрак" (1646) демонстрируют тонкие вариации тесно связанных монохромных цветов, которые в его поздних барочных работах стали более яркими. После 1640 года работы Класа становятся все более декоративными и включают в себя роскошные натюрморты.

Питер Клас: Натюрморт с керамическим кувшином, беркемайером и курительными принадлежностями, 1640
Питер Клас: Натюрморт с керамическим кувшином, беркемайером и курительными принадлежностями, 1640

Питер Клас: Завтрак, 1641
Питер Клас: Завтрак, 1641

Питер Клас: Натюрморт с рёмером. крабом и чищеным лимоном, 1643
Питер Клас: Натюрморт с рёмером. крабом и чищеным лимоном, 1643

Питер Клас: Натюрморт с крабом, 1644
Питер Клас: Натюрморт с крабом, 1644

Питер Клас: Натюрморт с солонкой, 1644
Питер Клас: Натюрморт с солонкой, 1644

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.

Источники: Википедия - фото картин;

Google Arts & Culture - Vanitas Still Life - Pieter Claesz;

Medium - Moments in Time. A descriptive analysis of Pieter Claesz;

National Gallery of Art (.gov) - collection Pieter Claesz;

HAUTLIEU CREATIVE - Contextual Analysis – Pieter Claesz;