Приветствую! 👋
Мало выбрать или придумать слово и нарисовать картинку для успешной регистрации товарного знака. Недостаточно даже правильного выбора классов МКТУ. Очень важно учесть все основания для потенциального отказа в регистрации, а их – более 20…
📃 Все они перечислены в ст. 1483 ГК, и включают в себя две большие группы: относительные и абсолютные.
📍 Относительные основания связаны с потенциальным нарушением прав третьих лиц. В случае, если такое обстоятельство устраняется, например, с помощью письма-согласия, досрочного прекращения препятствующего знака и т.п., то обозначение может быть зарегистрировано. То есть относительные основания в целом являются устранимыми.
📍 Абсолютные основания касаются недопустимых характеристик самого обозначения. Они служат главным образом обеспечению общественных интересов. Такие препятствия не могут быть устранимы.
Обо всех этих препятствиях с примерами я подробно рассказывала в одной из своих первых статей тут - ТЫК. Сегодня разберем самые популярные основания для отказа.
📌 1. Обозначение состоит только из неохраняемых элементов (описательные обозначения или не обладающие различительной способностью)
Это очень широкая категория различных элементов, которые включают неохраняемые слова.
💡 Если упрощенно и кратко – это, в основном, те слова, которые прямо указывают на товар или услугу, поэтому должны свободно использоваться всеми субъектами на рынке.
💬 Например, «яблоко» для яблок, «автосервис», «кафе», «парикмахерская» для соответствующих услуг и т.п.
Сюда также относятся обозначения, вошедшие во всеобщее употребление (термос, эскимо и прочие).
📚 Подробная статья
📌 2. Обозначение являются ложными или способными ввести в заблуждение относительно товара, изготовителя или его места нахождения
Это случаи, когда элемент обозначения (слово, картинка или что-то иное) ассоциируется у потребителя с иным товаром (услугой), иным, чем заявитель, лицом или вводит в заблуждение о месте производства.
📚 Ранее разбирала дело Верховного Суда об изобразительном элементе энергетиков Monster.
📚 Еще можно почитать о «споре» Роспатента и соцсети TikTok.
💡 Есть и противоположные ситуации, когда Роспатент не признает наличие ввода в заблуждение. Например, в деле о SHAMANе.
❓ По географическим указаниям в составе товарного знака отдельный, сложный вопрос. Желательно вообще их не включать. Но иногда все-таки можно, например, если обстоятельства такие, как в этом деле -ТЫК.
📌 3. Противоречие общественным интересам, принципам гуманности и морали
📚 На эту тему тоже была отдельная статья (1 часть, 2 часть).
⚖️ Из последней судебной практики: разборы «Сорви большой куш» и «Иди в баню», которые Роспатент признал непристойным, а суд отменил решения.
📌 4. Тождественные или сходные товарные знаки или заявки
Пожалуй, самое распространенное основание для отказа – наличие сходных или тождественных товарных знаков и поданных заявок в отношении однородных товаров или услуг.
📍 Тождественные – это одинаковые во всех элементах. Подробнее о них было тут – ТЫК.
Если с тождеством все более-менее понятно (одинаковые знаки регистрации не подлежат), то вот со сходством – сложнее.
📍 Сходные – отличающиеся в каких-то элементах, но очень похожие по общему зрительному впечатлению.
⚠️ Определение сходства – одно из самых спорных и сложных на практике, поскольку в большинстве случаев очень сильно влияет субъективное мнение. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Да, безусловно, есть случаи, когда сходство налицо, но таких ситуаций мало. Обычно именно по этому основанию происходят самые жаркие споры, где даже суды не всегда могут определить, сходно или нет?
📚 Подробнее о сходстве тут и тут.
📚 Об однородности товаров/услуг.
На этом по данной теме пока завершим.
До скорого! ✨
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
🔥 А если вы хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!
📞 У меня также есть и другие соцсети:
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже: