Продолжаем тему регистрации товарных знаков. Сегодня у нас будет один из самых важных вопросов: что такое классы МКТУ и как их правильно выбрать?
❗ Невозможно зарегистрировать товарный знак без привязки к конкретным товарам и услугам. Выбрать классы МКТУ - это значит выбрать сферы деятельности, по которым товарный знак будет защищаться после регистрации.
⚠️ При подаче заявки в Роспатент существует требование о группировке заявляемых товаров и услуг по классам, принятым международным сообществом.
📜 При выборе номеров классов необходимо пользоваться Международной классификацией товаров и услуг (утверждена Ниццким соглашением, вступило в силу 6 сентября 1982 г.).
📌 Согласно данному документу все товары и услуги разделены на 45 групп - классов (с 1 по 34 - товары, с 35 по 45 - услуги). Классы сгруппированы по определенным критериям, в основном - по сферам деятельности, но в рамках одного класса могут быть и неоднородные товары или услуги.
💬 Например, класс 01 предназначен для производства различных химических продуктов, класс 15 - для музыкальных инструментов и принадлежностей, класс 41 - услуги в сфере образования и культуры.
📚 Ниццкая классификация имеет официальный перевод на несколько языков, в том числе и на русский, поэтому можно использовать формулировки товаров и услуг, не прибегая к переводчику. Документ можно найти на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС/WIPO), а также на сайте Роспатента или ФИПСа.
✅ Можно пользоваться и другими источниками, в том числе неофициальными. Я, например, чаще всего использую сайт mktu.info, поскольку там есть удобная навигация между классами и поиск по словам.
⚠️ Правильное определение классов МКТУ - один из критериев успешной регистрации товарного знака и его дальнейшего использования. Если зарегистрировать товарный знак на классы, не относящиеся к вашим видам деятельности, то смысла от такой регистрации не будет: знак вас фактически не защищает, предъявить претензию нарушителю нет оснований.
⚖️ Эта проблема часто встречается на практике, когда-то даже разбирали одно из таких дел - ТЫК.
❗ Также обращаю особое внимание, что добавление классов МКТУ после подачи заявки невозможно. Поэтому до момента направления заявления на регистрацию обозначения в Роспатент важно определиться со всеми необходимыми классами МКТУ (в том числе и на будущее, так как добавление классов в зарегистрированный товарный знак также недопустимо).
💰 Можно, конечно, подать заявку на все 45 классов МКТУ, однако каждый дополнительный класс будет увеличивать пошлину Роспатента, поэтому это не лучшая стратегия при стандартной регистрации товарного знака.
❓ Обязательно ли использовать формулировки из МКТУ?
✅ Нет, не обязательно. Можно сформулировать свои названия, если не удается найти необходимый товар или услугу в перечне.
⚠️ Но необходимо соблюдать определенные правила к формулировкам и правильно определить к какому классу отнести тот или иной товар или услугу.
📌 Также можно указать дополнительные характеристики к товарам. Например, в классе 09 существует товар "3D-сканеры", а вы производитель только лазерных сканеров, и хотите указать на конкретный товар. Тогда вам необходимо сформулировать позицию следующим образом: "лазерные 3D-сканеры". При этом класс все равно останется 09.
Ниже привожу свои рекомендации по классам для наиболее распространенных сфер производства:
- 💄 Косметика бытового назначения, бытовая химия - 03
- 💊 Фармацевтические и ветеринарные препараты, гигиенические принадлежности, лечебная косметика, БАДы - 05
- 👜 Сумки, кошельки, зонты, кожгалантерея - 18
- 👖👗👞 Одежда, обувь, головные уборы - 25
- 🍗 Продукты питания - 29, 30
- ☕🍷 Напитки - 32 (безалкогольные), 33 (алкогольные)
- 🛒 Онлайн-магазины - 35
- 🍲 Кафе, рестораны - 43
- 🏥 Медицинские или ветеринарные услуги - 44
🏭 Под производством понимается не только тот факт, что вы изготавливаете продукцию на своих фабриках, заводах или дома, но и изготовление товара третьим лицом под вашим контролем, под ваш заказ (контрактное производство).
📍 Если планируете еще открыть офлайн- или онлайн-магазины, где будут продаваться товары не только ваших брендов, но и чужих, то добавляйте дополнительно 35 класс. Данный класс можно также включить для того, чтобы конкуренты не смогли зарегистрировать подобное обозначение, например, для услуг маркетинга или онлайн-магазина.
💬 Пишите в комментариях, по каким еще сферам необходимы рекомендации по классам и любые другие вопросы по МКТУ.
На этом все, до следующих статей! 👋
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
📞 У меня также есть и другие соцсети:
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже: