Приветствую всех читающих! 👋
Сегодня разберем очень важный вопрос, который связан со сходством знаков и немаловажен при решении данного вопроса. Речь пойдет об однородности товаров и услуг.
❗️ Если вы вдруг выяснили, что ваше обозначение тождественно или сходно с уже ранее зарегистрированным товарным знаком или заявкой, то не спешите отчаиваться и переделывать знак. Сначала нужно проверить, однородны ли ваши товары или услуг.
📝 Тождественному или сходному товарному знаку будет отказано в регистрации в случае, если он заявлен в отношении однородных товаров и услуг. Да, есть исключения и более сложные ситуации, когда сходство может быть установлено и в отношении неоднородных товаров/услуг, но все же в абсолютном большинстве случаев обязательно нужен данный критерий.
💡 Положения законодательства, не допускающие регистрацию на имя разных лиц в отношении однородных товаров тождественных или сходных до степени смешения товарных знаков, призваны защищать интересы как правообладателя исключительного права, так и потребителя. Нельзя допустить возможности обозначения однородных товаров разных изготовителей тождественными или сходными до степени смешения товарными знаками, поскольку это приведет к дезориентации потребителя.
📝 При установлении однородности товаров определяется потенциальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю, происходящих от одного и того же предприятия или от экономически связанных предприятий.
💭 То есть нужно мысленно получить утвердительный ответ на вопрос, может ли потребитель подумать, что два этих товара производит один завод? Да, конечно, в такой ситуации один человек может ответить «да», а другой - «нет», но всегда нужно ориентироваться на фигуру среднего потребителя и брать какой-то объективный, усредненный результат.
❓ Что же такое «однородный»?
В толковых словарях русского языка даются следующие определения термина:
- - относящийся к тому же (к одному и тому же) разряду, роду;
- - одинаковый во всех своих частях, состоящий из одинаковых частей;
- - одинаковый, похожий на другого, на другое.
📝Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. Те же принципы применяются при установлении однородности услуг.
❗ Важно, что однородность имеет прямую связь со сходством обозначений. Если обозначения имеют некоторые различия, а товары или услуги являются идентичными или в определенной степени однородными, то это может привести к предположению об их возможной принадлежности одному правообладателю. Поэтому будет сделан вывод о сходстве до степени смешения.
То есть, чем выше сходство обозначений, тем ниже должна быть однородность товаров, чтобы была возможность регистрации. И наоборот, чем выше однородность товаров, тем ниже должно быть сходство знаков.
📝Критерии однородности товаров и/или услуг
Для установления однородности товаров могут приниматься во внимание такие обстоятельства как: род (вид) товаров, их потребительские свойства и функциональное назначение (объем и цель применения), вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия их реализации (в том числе общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей, традиционный или преимущественный уклад использования товаров и другие признаки.
📚 Признаки однородности товаров подразделяются на основные и вспомогательные.
К основным признакам относятся:
- - род (вид) товаров;
- - назначение товаров;
- - вид материала, из которого изготовлены товары.
📎 Остальные признаки относятся к вспомогательным.
📍 Основные признаки однородности товаров могут учитываться как каждый в отдельности, так и в совокупности один с другим и со вспомогательными признаками.
📌 Род и вид товаров (услуг)
📍 Принадлежность к одной и той же родовой или видовой группе - это наиболее частая причина для признания товаров или услуг однородными.
📝Например, таковыми являются следующие товары 25 класса МКТУ: «платье, блузки, юбки, жакеты, брюки, пиджаки» - все эти товары относятся к одной родовой группе «одежда».
❗ Сразу отмечу самый важный принцип определения однородности - все критерии взаимосвязаны. Целесообразно рассматривать все признаки в совокупности в каждом конкретном случае. Поскольку принадлежность к одному роду или виду еще не говорит об стопроцентной однородности, так как у разных товаров могут быть иные более важные характеристики и критерии.
Эта оговорка пригодится при рассмотрении всех критериев, в том числе и дополнительных.
📝 Так, неоднородными товарами будут признаны товары 25 класса МКТУ «одежда» и товары 9 класса МКТУ «одежда для защиты от огня». Да, они относятся к одной родовой группе, но имеют совершенно разное назначение.
📍 Вид товара и услуги – это главные свойства или характеристики, по которым узнается этот товар и услуга.
Вид обычно соответствует определенному типу, сорту или категории товаров и/или услуг.
📝 Примеры:
- йогурт – это молочный продукт;
- автомобиль – транспортное средство;
- лосьон для тела – косметический продукт.
❗ Тот факт, что сравниваемые товары и/или услуги подпадают под одно и то же родовое понятие в классе или термин широкой категории, не означает автоматически, что они относятся к одному и тому же виду.
📝Например, широкой является категория «продукты питания для потребления человеком». Мясо, рыба, птица и дичь являются продуктами питания животного происхождения. Фрукты и овощи – это продукты питания растительного происхождения. Эта связь между ними, т.е. принадлежность к продуктам питания, не исключает того, что они относятся к разным видам товаров.
📝Неоднородными товарами будут признаны «соковыжималки бытовые электрические» (7 класс МКТУ) и «соковыжималки бытовые неэлектрические» (21 класс МКТУ), хотя они и относятся к одному виду товаров, но все же имеют ряд существенных различий.
- Соковыжималка бытовая электрическая представляет собой сложный прибор. Она продается в специализированных магазинах бытовой техники или в соответствующих секциях универмагов, торговых центров.
- Соковыжималка бытовая неэлектрическая – это более простое устройство, чаще всего продается в хозяйственных магазинах (в хозяйственных торговых секциях) наряду с другой мелкой кухонной утварью.
- Кроме того, оба товара имеют разную стоимость. Электрическая соковыжималка является более дорогостоящим товаром, чем неэлектрическая.
📍 При определении однородности услуг также может быть учтена их принадлежность к одному и тому же роду, виду.
📝 Например, по этому признаку могут рассматриваться в качестве однородных такие услуги как «продвижение товаров (для третьих лиц)» и «реклама». Продвижение товаров – это совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров. Реклама является одним из средств продвижения товаров. В связи с этим она может быть отнесена к совокупности услуг, оказываемых при продвижении товаров.
📌Назначение товаров (услуг)
📍 При определении однородности товаров с учетом их назначения учитываются область применения товаров и цель применения.
📝 Например, могут быть признаны однородными товарами «препараты химические для защиты злаков от головни», относящиеся к 1 классу МКТУ, и «препараты химические для обработки злаков, пораженных головней», относящиеся к 5 классу МКТУ.
- Данные товары имеют одинаковую область применения (сельское хозяйство) и относятся к общей родовой группе (химические препараты). Кроме того, эти товары предназначены для обработки одинакового семейства растений (злаков) с целью борьбы с одним и тем же заболеванием (головней, вызываемой грибами-паразитами).
❗ В то же время не могут быть признаны однородными товарами «машины для прополки», относящиеся к 7 классу МКТУ, и «культиваторы, полольники, сапки для прополки крупных сорняков», относящиеся к 8 классу МКТУ.
- Эти товары, хотя и имеют одно и то же назначение (применяются в сельском хозяйстве с целью прополки сорняков), но относятся к разным родовым группам (машины и ручные инструменты), а также отличаются по своей стоимости и условиям сбыта.
✅ К однородным товарам могут быть отнесены «мыла дезинфицирующие» (3 класс МКТУ) и «средства дезинфицирующие для гигиенических целей» (5 класс МКТУ), так как они имеют одинаковую цель применения (дезинфекция – уничтожение возбудителей инфекционных и паразитарных болезней) и могут относиться к одной и той же родовой группе (химические товары).
- 🚫 Однако «аппараты для дезинфекции» (11 класс МКТУ) не могут быть признаны однородными с указанными выше товарами, поскольку они относятся к другой родовой группе (приборы, технические устройства).
📍 Область применения товара может сужать его функциональное назначение
📝 Например, назначение такого товара, как «перчатки» – защита рук. Но в МКТУ присутствуют, например, «перчатки для водолазов» (9 класс МКТУ), «перчатки для медицинских целей» (10 класс МКТУ), «перчатки для домашнего хозяйства» (21 класс МКТУ), «перчатки – аксессуары для игр (бокса, бейсбола, гольфа и т.д.)» (28 класс МКТУ).
- Все вышеперечисленные товары имеют свои особенности в силу различий их использования и могут быть отнесены к неоднородным товарам.
📍 При установлении однородности услуг целесообразно руководствоваться, в первую очередь, назначением услуги, если услуга предназначена для конкретного вида деятельности (реклама, страхование, воспитание и т.д.).
📍 Услуги, относящиеся к одному виду, но оказываемые в разных областях деятельности, не могут быть отнесены к однородным.
- 📝 Например, не могут рассматриваться однородными между собой услуги «информация по вопросам страхования» (36 класс), «информация по вопросам строительства» (37 класс), «информация по вопросам перевозок» (39 класс), «информация по вопросам воспитания и образования» (41 класс), «информация метеорологическая» (42 класс).
📌Вид материала, из которого изготовлены товары
📍 Однородными могут быть признаны товары, хотя и относящиеся к разному роду (виду), но изготовленные из одного и того же вида материала.
📝 Например, однородными будут такие товары 14 класса МКТУ, как «статуэтки из благородных металлов» и «коробки из благородных металлов», несмотря на принадлежность их к разным видам товаров. Данные товары изготавливаются из одинакового материала – благородного металла, который редко применяется в производстве товаров и обладает высокой стоимостью (как и сами товары). Кроме того, чаще всего они реализуются одинаковым образом - в ювелирных магазинах и секциях.
📝 В качестве еще одного примера, иллюстрирующего значение материала, из которого изготовлены товары, можно привести «ящики из обычных металлов» (6 класс МКТУ) и «ящики деревянные» (20 класс МКТУ).
- Несмотря на то что данные товары относятся к одному виду, они не являются однородными. Использование разного материала в этом случае влияет на стоимость товаров, их свойства и назначение. Обычный металл, в отличие от дерева, увеличивает стоимость товара, делает его более долговечным, придает ему определенные свойства (например, прочность, огнестойкость). Вследствие этого металлические ящики могут, в частности, применяться для транспортировки и хранения ценных предметов.
📌Условия реализации
📍 Одним из вспомогательных признаков однородности товаров являются условия их реализации.
📝 Например, краскам, олифам, лакам могут сопутствовать в торговле препараты для чистки, полирования, обезжиривания и абразивной обработки. В связи с этим могут быть признаны однородными «лаки» (2 класс МКТУ) и «пасты для полирования» (3 класс МКТУ).
❗ Нужно также учитывать каналы реализации изделий. Для изделий, реализуемых через розничную сеть (производитель/продавец-покупатель), вероятность смешения выше, чем для изделий, которые распространяются оптом (производитель/продавец-продавец).
📌Круг потребителей
📍 В зависимости от круга потребителей товары могут быть разделены на две группы: товары широкого потребления и товары производственно-технического назначения.
📝 Так, например, товары «контейнеры для контактных линз» и «хирургические аппараты и инструменты», относящиеся к 10 классу МКТУ, различны по кругу потребителей. В первом случае круг потребителей широкий, во втором – специалисты в области медицины.
❗ В отношении товаров широкого потребления, таких как косметические и гигиенические изделия, продукты питания, домашняя утварь, одежда, обувь, вино-водочные, табачные изделия и т.п., при оценке однородности товаров целесообразно применять более строгий подход, чем в отношении товаров производственно-технического назначения.
- Потребители товаров широкого потребления приобретают данные товары, как правило, от случая к случаю. Поэтому вероятность смешения в данной ситуации является более высокой.
❗ В отношении товаров производственно-технического назначения вероятность смешения может быть меньшей, так как эти товары предназначены для ограниченного круга потребителей, включающего специалистов, которым обычно известны изготовители продукции в соответствующей отрасли.
- 📝 К товарам производственно-технического назначения относятся промышленное оборудование, приборы, сырьевые материалы и т.п.
📌Длительность использования и стоимость товаров
📍 При определении однородности товаров целесообразно учитывать, предназначены ли товары для длительного пользования или краткосрочного, а также какой стоимостью они обладают (например, дорогостоящие или дешевые).
- ✅ При покупке изделий длительного пользования или дорогостоящих (например, автомобилей, холодильников, компьютеров, мебели, ювелирных изделий и т.д.) покупатели бывают особенно внимательны, и вероятность смешения в данном случае невелика.
- 🚫 Наоборот, в отношении товаров краткосрочного пользования или дешевых степень внимательности покупателей снижается, и вероятность смешения соответственно увеличивается. К таким товарам могут быть отнесены продукты питания, напитки, косметические и гигиенические изделия, периодические печатные издания, канцелярские товары и т.д.
❗ Взаимосвязи между разными признаками
Критерии однородности взаимосвязаны. Следует отметить, что довольно часто наблюдаются зависимость признаков, т.е. если имеется совпадение по одному признаку, то оно также будет присутствовать и по другому признаку. Целесообразно рассматривать все признаки в совокупности в каждом конкретном случае.
Окончательный вывод о наличии однородности можно сделать, сопоставив все признаки.
Хорошего настроения! ✨
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
🔥 А если вы хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!
📞 У меня также есть и другие соцсети:
- ТГ-канал (самый уникальный контент раньше всех)
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже: