📃 Гражданский кодекс вещает: не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, представляющие собой или содержащие элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (ст. 1483 ГК РФ).
Статья будет разделена на две части. Сегодня разбираемся в общих определениях и что именно может нарушить общественные интересы.
Понятно, что определения общественных интересов, морали, гуманности и нравственности могут быть разные. Поэтому, чтобы не запутаться еще и в этом, мы будем опираться на практику регистрации товарных знаков. Кроме того, все приведенные в статье примеры взяты из реальных дел Роспатента.
📌 Под общественными интересами подразумевается публичный порядок, основы правопорядка.
🔸 Принципы гуманности – это основополагающие идеи в области реализации человеческих интересов и ценностей, например, принцип равенства, принцип справедливости, провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью.
🔸 Принципы морали – это моральные требования, выраженные наиболее обобщенно, например, гуманизм, патриотизм, гражданственность. Принципы морали выражают выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла его жизни и характера взаимоотношений между людьми.
📌 Противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали обозначения это:
- представляющие или включающие слова, выражения, изображения, объемные и другие обозначения или их комбинации, которые как сами по себе, так и в случае их использования в качестве товарных знаков противоречат правовым основам общественного порядка и/или могут вызвать возмущение членов общества на основе общепринятых норм морали;
- использование которых в отношении определенных товаров и услуг может быть неоднозначно воспринято обществом и способно вызвать негативные ассоциации применительно к таким товарам и услугам, обозначения, обладающие негативной семантикой, способствующие потере репутации и понижению статуса объектов культурного наследия.
📌 Обозначения, противоречащие общественным интересам
В некоторых случаях использование слова, словосочетания или фразеологизма по отношению к определенному товару и/или услуге может рассматриваться как противоречащее общественным интересам.
💬 Рассмотрим сразу на примерах.
🔹 1. В регистрации было отказано обозначению «ДОЛГОЖИТЕЛЬ» в отношении товаров 32 класса «пиво», 33 класса «алкогольные напитки» и услуг 42 класса МКТУ «обеспечение пивом, алкогольными напитками» как противоречащему общественным интересам по следующим основаниям: долгожитель – человек отличающийся долголетием, а алкогольные напитки и пиво оказывают разрушительное действие на здоровье человека.
🔹 2. Обозначению «Свежая головушка» отказано в регистрации в отношении товаров «алкогольные напитки (за исключением пива)» как противоречащему общественным интересам в связи с тем, что заявленное обозначение формирует положительное отношение к употреблению алкогольной продукции и указывает на положительный эффект при ее употреблении.
🔹 3. «В КАЖДОМ ЕСТЬ ЧТО-ТО РУССКОЕ» тоже нельзя зарегистрировать в отношении алкогольных напитков в связи с тем, что использование данного обозначения способно породить в сознании потребителей представление о том, что употребление алкоголя присуще русскому человеку, и тем самым указывает на его склонность к пьянству. Возникновение подобных ассоциаций носит негативный характер, поскольку порочит конкретный народ и тем самым затрагивает честь и достоинство нации, не соответствует современным тенденциям, направленным на борьбу с чрезмерным употреблением алкогольных напитков.
🔹 4. Обозначение «В кругу семьи», зарегистрированное в отношении алкогольных напитков, будет противоречить общественным интересам, поскольку посредством использования репутации семейных ценностей может привлечь внимание потребителей к алкогольным напиткам.
⚠️ В связи с противоречием общественным интересам может быть отказано в регистрации в качестве товарного знака обозначениям, воспроизводящим названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства или их фрагментов, перешедших в общественное достояние.
💬 Например, было отказано в регистрации в качестве товарного знака обозначению «Лебединое озеро» (является названием всемирно известного балета российского композитора П.И.Чайковского), которое было заявлено на регистрацию американской фирмой в отношении ликероводочных изделий.
📌 Также к данной категории относятся также обозначения, написание которых нарушает правила орфографии.
💬 Например, было отказано в регистрации обозначениям «ЦИРКОВНОЕ» и «ЦИРКОВНЫЙ» как противоречащим общественным интересам, заявленным в отношении товаров 33 класса МКТУ «алкогольные напитки (за исключением пива)».
Чаще всего на практике отказы по данному основанию случаются для алкогольной продукции, но есть и иные примеры.
📌 Сюда еще относятся обозначения, включающие в свой состав символы проводимых в Российской Федерации спортивных и иных официальных мероприятий.
💬 Например, много споров было из-за включения в состав заявленного на регистрацию обозначения официальных символов XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи («Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi 2014») без согласия на то Международного олимпийского комитета.
📌 И еще одним отдельным случаем противоречия общественному порядку является регистрация обозначения, тождественного (или имеющего незначительные отличия) зарегистрированному на имя того же лица товарному знаку (примеры на прикрепленных изображениях ниже). Более подробно я этот вопрос разбирала вот тут (тык) и тут - тык.
На сегодня все, а в следующий раз разбираем мораль и нравственность (будут более интересные примеры).
До скорого!
Есть какие-то вопросы, замечания или предложения? Пишите в комментариях! 💫
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
🔥 А если вы тоже хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:
📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети: