Найти тему

⚖️ Снова о географических наименованиях в составе товарного знака или "Роспатент, сколько можно?!"

+ 2 реальных дела из моей практики

Дело: Решение Суда по интеллектуальным правам от 05.10.2023 по делу № СИП-643/2023

Тезис: Включенное в товарный знак малоизвестное географическое наименование не является описательным и не может вводить потребителей в заблуждение.

✏️ Суть дела:

🔹 «Азия Су Компаниясы» (далее – компания) хотела зарегистрировать на территории РФ товарный знак (см. скриншот ниже) со словесным элементом «Turan» в отношении товаров «безалкогольные напитки; вода минеральная».

-2

🔹 Роспатент отказал в регистрации ссылаясь на то, что:

  • - слово Туран является названием города, расположенного на севере Республики Тыва в Пий-Хемском районе,
  • - слово Туран представляет наименование реки, рядом с которой и расположен данный город.

🔹 Роспатент посчитал, что указанных сведений достаточно для вывода об известности города рядовому российскому потребителю и для возникновения прямых описательных ассоциаций с заявленными товарами, как производящимися в городе Туран. В обоснование данного довода Роспатент указал на наличие многочисленных источников информации в сети Интернет.

  • Кроме того, Роспатент установил, что заявитель не представил материалы (например, договор водопользования, декларации на продукцию и другие документы), которые свидетельствовали бы о производстве заявителем питьевой воды, как добытой из воды реки Туран.
  • Компания, не согласная с решением, обратилась в Суд по интеллектуальным правам РФ (СИП) с заявлением о признании недействительным решения Роспатента.
-3

📝 Позиция компании:

🔸 Выводы Роспатента об известности российскому потребителю города и реки Туран не основаны на имеющихся в деле доказательствах. Приведенные Роспатентом ссылки на источники в сети Интернет для таких выводов не достаточны.

🔸 "Turan" не может восприниматься российскими потребителями как указывание на место происхождения заявленных товаров, поскольку город Туран, как и река, на которой он находится, фактически не известны адресным потребителям заявленных товаров.

🔸 На имя компании зарегистрировано сходное обозначение с единственным охраняемым словесным элементом «Turan» по международной регистрации № 1217530 в отношении тех же товаров, которому Роспатент УЖЕ РАНЕЕ ПРЕДОСТАВИЛ правовую охрану на территории РФ.

❗️ Отказывая в новой регистрации, Роспатент нарушает принцип правовой определенности оценивая по-разному одни и те же обстоятельства.

🔸 По общему правилу не запрещается регистрация географических наименований, неизвестных разумно информированной адресной группе потребителей.

🔸 Словесное обозначение «Turan» не воспринимается адресной группой потребителей как географическое наименование.

🔸 Обозначение «Turan» приобрело различительную способность для заявленных товаров 32-го класса МКТУ вследствие длительного и интенсивного использования обозначения.

⚖️ Позиция суда:

Суд не согласился с указанным выводом Роспатента об описательности слова «Turan».

-4

✅ Подтверждением описательности могут быть положительные ответы на следующие вопросы:

  • - понятен ли рядовому потребителю смысл элемента без дополнительных рассуждений и домысливания?
  • - воспринимается ли рядовым потребителем элемент как прямо (не через ассоциации) описывающий вид, характеристики товара, сведения об изготовителе?

✅ Если на регистрацию заявлено обозначение, представляющее собой или содержащее в своем составе название определенного географического объекта, необходимо установить, воспринимается ли такое обозначение или включенный в него элемент как указание на место производства товара, либо не воспринимается в силу нереальности их связи с географическим объектом, то есть является фантазийным. При этом вывод делается с учетом анализа перечня товаров, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака.

⚠️ Суд обратил внимание на то, что на формирование восприятия потребителями того или иного обозначения влияет множество факторов, в частности:

  • - длительность использования,
  • - ее интенсивность,
  • - территориальная распространенность обозначения,
  • - частота его употребления в сети Интернет, в средствах массовой информации,
  • и иные сведения.

✅ Само по себе упоминание того или иного географического названия в источниках информации, в том числе в сети Интернет, не свидетельствует о его известности потребителям товаров, маркированных соответствующим обозначением, и об ассоциировании потребителями такого обозначения с географическим названием (правовая позиция ВС РФ, содержащаяся в определении от 12.12.2016 № 300-ЭС16- 14605 по делу № СИП-47/2016).

✅ В рассматриваемом случае само по себе наличие в сети Интернет НЕЗНАЧИТЕЛЬНОГО объема информации, посвященной спорному обозначению, не свидетельствует о его известности российскому потребителю в качестве географического названия.

⚠️ В данном деле Роспатент не устанавливал соответствующие факты, свидетельствующие именно о широкой известности географического наименования «Turan». Фактически он установил лишь наличие городского населенного пункта «Туран» в Республике Тыва Российской Федерации, районного центра Пий-Хемском района с численностью населения 5044 человека.

⚠️ Роспатент не рассмотрел приведенные заявителем доводы о малоизвестности географического наименования Туран, а лишь сослался на то, что город Туран и река Туран "НЕ МОГУТ БЫТЬ НЕИЗВЕСТНЫ российскому потребителю, поскольку о них потребитель может узнать из сети Интернет" (кому могло вообще в голову прийти такое??).

✅ Суд отметил, что возникновение у потребителей тех или иных ассоциативных связей не может быть констатировано только лишь на том основании, что какая-либо информация внесена неизвестным лицом на сайт в сети Интернет, без анализа длительности размещения такой информации, количества ее просмотров, цитирований и т.д.

-5

P.S. Таких несправедливых отказов в регистрации у Роспатента в последнее время стало намного больше. Не знаю, с чем именно это связано, но в качестве бонуса приведу два самых интересных дела из своей последней практики.

📌 1) Роспатент отказал в регистрации обозначению "SOLFERINO", основываясь на том, что это коммуна в Италии с численностью населения на 2017 год 2606 человек.

Ладно еще, когда указывают на населенные пункты в РФ (все-таки на этой территории регистрируем знаки и потребитель учитывается российский), но коммуна в Италии с населением 2606 человек?? Не перебор?

-6

📌 2) В уведомлении о предварительном отказе в регистрации обозначения "LUUL" в отношении ювелирных изделий (в том числе, из жемчуга), эксперт указал, что с СОМАЛИЙСКОГО языка данное слово переводится как "жемчуг".

❓ Хорошо, но сколько людей в РФ знают сомалийский??

💬 Но наш эксперт не так прост, он заранее дал ответ на данное возражение. Далее цитата: "перевод слова приведен в находящемся в открытом доступе русскоязычном источнике - онлайн-переводчике "Google Переводчик. Любое лицо, проживающее на территории РФ, не знакомое со значением рассматриваемого слова, может ознакомиться с его переводом".

А вы тоже, когда покупаете товар с маркировкой иностранным словом, первым делом смотрите его перевод в Google??
Как вам это дело? Пишите в комментариях! 💫

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

🔥 А если вы тоже хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-7

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц