Обещанный словарик к статьям о фонетическом неблагозвучии
Анаптиксис – см. эпентеза
Апокопа – разновидность синкопы, выпадение гласного в конце слова. Выпадение одного или нескольких звуков в конце слова, как правило конечного безударного гласного, приводящее к сокращению слова. В русском стихе применяется из соображений размера и художественной выразительности. Например, в следующей строфе апокопе подвергаются слова «хлопанье/хлопки», «молва» и «топот»:
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет:
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конский топ!
(А. С. Пушкин Евгений Онегин, гл. 5)
Афереза – форма элизии, разновидность синкопы, когда происходит выпадение начального гласного в слове (как правило, безударного). Аферетические формы русских имен: [Ил]ларион > Ларион. В русском языке турецкое название Istanbul используется в русифицированном варианте Стамбул.
Аферезис – то же, что афереза, отпадение начального гласного звука слова под воздействием конечного гласного звука предшествующего слова.
Беглое произношение (невнятное произношение, пропуски звуков, слогов или слов) – это явление смешения и пропуска в речи некоторых слогов, практически всегда присутствующее в речи носителей естественных языков (и недопустимое в некоторых искусственных языках, где требуется чёткое произношение. Беглое произношение не кодифицировано, за исключением отдельных диалектов.
Примеры в русском языке:
здравствуйте / здрасте, драсте
спасибо / спасиб, пасибо, пасиб
Господи / оспади
меня / мя
тебя / тиа, тя
пятьдесят / пиисят, писят, псят
тысяча / тыс-ча, тыща
сейчас / сичас, щас, ща
сегодня / се-одня → сёдня
чего / че-о, чё
когда / када
сколько / скока
кто это, что это / ктойта, штойта
кое-кого / кой-кого
что-нибудь / что-нить, чо-нить, чоньть
слышишь / слышь, сышь
кажется / ка-ится, каца
говорит / грит
понял / по-ял, поил
человек / че-о-ек, чеек, чек
девушка / де-ушка, дешка
Мария Ивановна / Мари- Ивано-на, Мариванна, Марьванна
Александр Александрович / Сан Саныч
нравится / нра-ится, нрааца
При чтении стихотворений это нужно учитывать для передачи нужного смысла.
Выпадение конечного гласного – разновидность элизии, часто, особенно в поэтической речи, выпадает конечный гласный в союзах и частицах чтобы→чтоб, уже→уж, бы→б, же→ж, ли→ль.
Выпадение немых согласных – разновидность элизии, близко к элизии выпадение в устной речи так называемых немых согласных: солнце, властный, звёздный, проездной и т. п.
Гаплология – выпадение в слове одного из двух идущих друг за другом одинаковых или близких по звучанию слогов. Например, «знаменосец» из «знаменоносец», «минералогия» из «минералология», «трагикомедия» из «трагикокомедия», «коричневатый» из «коричневоватый», «радушие» из «радодушие», «курносый» из «корноносый», просторечное «бензоправка, бензаправка» из «бензозаправка» и пр.
Зияние (хиатус) – стечение подряд нескольких гласных звуков внутри слова или на стыке двух слов; выделяют:
1) зияние внутреннее: «поэзия»;
2) зияние внешнее: «Анастасии и Ирины», «на аэродроме».
Может быть стилистическим приёмом или речевой ошибкой.
Кластер согласных – сочетание согласных, находящихся в одном слоге. По другому определению, термин включает в себя последовательности согласных на стыке слогов (или даже слов). Выделяют короткие и длинные кластеры.
В начале и в конце корня в русском языке не встречается тройных и бо́льших сочетаний согласных. В русском языке преобладают сочетания согласных, построенные в соответствии с законом восходящей звучности слога, то есть шумный согласный (глухой или звонкий) + сонорный («гр», «др», «кл», «пл», «см», «зн», «зл» и т.д.).
Более длинные кластеры в одном слове: бодрствовать, контрпример, контрпредложение, контрпривод, контрприказ, всплеск, взгляд, встреча. Такие кластеры всегда возникают на стыке морфем (приставка + корень или корень + суффикс).
Считается, что в русском языке кластеры из четырёх и более согласных нарушают благозвучие речи. Кластеры из четырёх согласных в русском языке не часты, но встречаются и в начале слова («встрепенуться»), и в конце («черств», «знакомств»).
Контракция – то же, что и стяжение
Красис – вид стяжения, при котором соположение двух гласных приводит к возникновению одного простого гласного либо нисходящего дифтонга.
Метатеза– взаимная перестановка звуков или слогов в словах на почве ассимиляции или диссимиляции. Чаще всего встречается, когда слово из одного языка переходит в другой. По данным психологии, количество и качество элементов, составляющих данное целое, улавливается гораздо скорее и легче, чем их последовательность.
1). В заимствованных словах: футляр (из нем. Futteral), тарелка (раньше: талерка, ср. бел. талерка); мольберт (из немецкого Malbrett – «доска для рисования»), Фрол (из латинского floris – «цветок»), Селиверст (из латинского silvester – «лесной»), русские слова нерв, нервный идут от латинского nervus, тогда как в греческом было νεῦρον, откуда невроз, неврит, невропатолог, но нейрохирургия и т.д.
2). При переходе слов в диалект: ведмедь от медведь (праслав. *medvědь), водополье от половодье, перелинка от пелеринка, капость от пакость и т.д.
3). В детском языке при усвоении речи взрослых: салатка (из ласатка, то есть лошадка), макейка (из камейка, то есть скамейка) и т. п.
Нарост – см. эпентеза
Протеза – развитие дополнительного гласного или согласного звука в начале слова, например: вулиця – «улица», воблака – «облако», вутка – «утка». Появление протетических звуков может быть вызвано фонетическими причинами разного характера, в частности, протеза может возникать для облегчения произношения. Протетические гласные и согласные представлены в диалектах русского языка. В некоторых позициях наличие протезы характеризует определённые диалектные ареалы. Протетические звуки отмечаются в ряде общерусских слов, характерных как для говоров, так и для русского литературного языка: восемь (при болг. осъм, лат. octo); яблоня (при болг. абълка, лат. abella); ягнёнок (при ст.‑слав. агнец). .
1). Наличие гласного в позиции первого предударного слога перед начальным сочетанием сонорного с последующим согласным: иржи́ – «ржи», ил’ну́ – «льну»; аржи́, ал’ну́ и т. п.; реже протетический [и] может отмечаться перед начальным сочетанием носового с последующим согласным: [и]мне́, [и]нра́вится и т. п.
2). Употребление протетического [в] перед начальными гласными о и у: [во́]сен’, [во́]кна, [ву́]тка, [ву́]чит и т. п.
3). В начале слова в позиции второго предударного слога перед консонантными сочетаниями, включающими сонорные согласных р или л, отмечаются протетические гласные [ъ], [а], реже - [и], [у], [о]: [ъ]ржано́й, [а]ржано́й, [о]ржано́й, [у]ржано́й и т. п.
Синерезис – вид стяжения, при котором происходит слияние двух гласных в восходящий дифтонг, выступающий в стихе в качестве одного долгого слога. Например, «И чуб касался чудной чёлки / И губы – фьялок» (Б. Л. Пастернак).
Синкопа – форма элизии, когда происходит выпадание гласного между согласными, как правило, безударного звука, или группы звуков, или даже целого слога в слове.
1). Иваныч при полном Иванович.
2). Молчалин давеча в сомненье ввел меня:
Теперь... да в полмя из огня. (А. Грибоедов)
3). Рассеянно гляжу на дремлющие воды
Лесного озера и верхи сосн густых. (А. Майков)
4). И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы. (Н. Некрасов)
Слияние – разные виды соединения двух смежных гласных в один монофтонг или дифтонг.
Словоерс (словоер, словоерик) – особый вид апокопы, от традиционных названий букв: С – «слово» и Ъ – «ер») – название частицы -с (написание по старой орфографии – -съ), прибавляемой в русском языке к концу слов в определённых ситуациях:
1) в XIX веке – в знак почтения к собеседнику, то есть как адрессивное окончание;
2) в конце XIX века к адрессивному значению прибавилось гоноративное, а именно депрециативное (демонстративное самоунижение).
Он дамам к ручке не подходит;
Всё да, да нет, не скажет да-с
Иль нет-с – таков был общий глас. (А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»)
Стечение согласных (сочетание согласных, консонантное сочетание, консонантный комплекс или кластер) – несколько идущих подряд согласных звуков без гласных между ними.
Стяжение – разновидность слияния гласных. Слияние двух смежных гласных в один гласный или в дифтонг. Сокращенная форма, ставшая полноценной заменой для исконной (полной) формы в результате элизии. Стяжения в словарях отмечаются как неформальные элементы. Это влияет на орфографию. Так в английском языке, где стяжения весьма распространены, они рассматриваются как полноправная часть языка и используются повсеместно (за исключением официальных документов и законодательства). Бывает
1) чисто фонетическим (беглое произношение, языковой закон),
2) но может носить морфонологический характер, то есть становится частью морфологии языка. В русском языке формы глаголов приду и приму возникли путём стяжения гласных: при-иду, при-иму; в костромских говорах возникли стяжённые формы глаголов вследствие выпадения j в интервокальном положении с последующим стяжением гласных: понимаешь – понимашь, понимает – понимат. Распространено в севернорусском наречии, различающем говоры с полным (в долгий гласный) и неполным (в дифтонг) стяжением гласных в окончаниях прилагательных и глагольных формах. Неполное стяжение гласных в окончаниях прилагательных и глагольных формах – характерная черта старого петербургского произношения.
Эктлипсис – разновидность элизии, в фонетике и стихосложении – падение (исчезновение) конечного гласного слова на стыке с начальным гласным следующего слова. Звук может слышаться, но в счёт слогов не идёт (в стихотворной речи теряет метрическую значимость). В русском стихе не используется.
Элизия (элисия) – в произношении отпадение звука – гласного, согласного, слога – в слове или фразе. Бывает непреднамеренной и умышленной, например, для создания благозвучия.
Элизия постфикса -ся – в литературном русском языке элизии подвергается постфикс -ся в возвратных глаголах. Он переходит в -сь, если флексия заканчивается на гласную: умоюсь, собираетесь, отвалилось, найтись, улыбаясь и т. д. Исключением является причастие: бреющегося, проснувшаяся и т. п. Отсутствие элизии данного постфикса является признаком просторечия или его имитации: разгулялася.
Эпентеза (вставка) – фонетическое явление, форма, противоположная элизии, добавление одного или более звуков в слово: 1) согласного (нарост); 2) гласного (анаптиксис).
Автор статьи: Наталья Романова
Статья в ВК
Все статьи в подборке "О поэзии"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.