Найти в Дзене
О поэзии

О поэзии

Статьи о стихосложении - серьезные и не очень
подборка · 65 материалов
Системы стихосложения: особенности силлабики
В прошлый раз мы говорили о тонической системе, которую можно назвать древней, естественной, органичной – особенно в народной поэзии. Силлабическая система, на мой взгляд, это уже стихосложение, основанное на строгих правилах, отчасти придуманная. Она характерна для польского, итальянского, французского и других языков, где ударение в словах постоянно, а гласные всегда полнозвучны. В русской поэзии так складывали стихи только некоторые поэты, заимствовав польское, затем украинское стихосложение (XVII в...
178 читали · 1 месяц назад
Системы стихосложения: ударник, паузник, тактовик
В прошлый раз мы говорили о метрической системе стихосложения – «прародительнице» других систем. Сегодня мы поговорим о тонической системе. Напомню, что для тонической, силлабической, силлабо-тонической систем стихосложения важны ударение и безударные слоги. Рифма в тонической системе значения не имеет. Тоническая система проста, всего два правила: ► В каждой строке четко фиксированное количество ударений (иктов). Само количество может быть любым. Речь не обо всех ударениях в словах, а о тех, которые выделяются голосом (ритмических, акцентированных)...
173 читали · 1 месяц назад
Системы стихосложения: что такое «мора»?
Часто меня спрашивают: «Не могли бы вы как-то кратко и проще рассказать о системах стихосложения? В учебниках не всегда все понятно». Не менее часто встречаю в комментариях высказывания о том, что поэтам эти знания ни к чему, мол, Пушкин, Есенин, Высоцкий… не задумывались о системах стихосложения, когда писали стихи. Лично у меня другое мнение. Задумывались! Еще и сами их создавали. Об этом свидетельствуют хотя бы черновики, заметки, статьи, концепции, эксперименты разных времен. И уж, конечно, они знали особенности разных систем стихосложения...
Влияние классической рифмы на музыкальность стиха
В первой части мы назвали простейшие основы-ориентации для песенного стиха. Как же влияет классическая рифма на звучание стиха? И влияет ли вообще? Томас Элиот, обзор книги которого дал Алексей Ладо, замечал: «…я предполагаю, что более всего музыка отвечает таким свойствам поэта, как чувство структуры и чувство ритма (…) стихотворение часто возникает на уровне ритма и лишь затем постепенно оформляется в слова». Учет силового ударения, акценты помогают сохранять ритм. Несколько простых правил: ► двухсложные слова труднее...
134 читали · 2 месяца назад
Что такое «музыкальность» стиха? Как с этим работать?
Два вопроса побудили меня написать эту статью. Первый: как написать стихотворение-песню? Второй: почему композиторы редко пишут музыку на стихи малоизвестных поэтов? Думаю, второй вопрос и не требует ответа. Как везде: успешность «песенного» поэта определяет спрос. Многие стихи поются: мы знаем романсы на стихи А.С. Пушкина, песни на стихи С. Есенина, говорим о «маршевости» стихотворений В. Маяковского. Однако далеко не все стихи можно назвать музыкальными. Разговор пойдет о тех стихотворениях, которые специально пишутся «для песни», и о тех, которые подойдут «для песни»...
«Лебеди» 2: ужас однородных и неоднородных определений в поэзии
В прошлый раз (ссылка в конце) мы с вами рассмотрели случаи, когда запятая при однородных и неоднородных членах предложения не ставится. В других случаях она нужна, но, конечно, хорошо бы знать – почему, чтобы не сомневаться. Итак, запятая ставится в следующих случаях. Багряные, желтые, красные листья Усыпали землю осенней порой… Постановку запятой в этом случае можно проверить заменой ее на союз «и». Если это возможно, то запятые нужны. Темная, (и) грозная, (и) страшная туча Нависла над нами черною кучей… Проверить постановку запятой в этом случае можно заменой ее на «потому что»...