Всё ближе они, далёкие зарубежные зрители, к фильму Георгия Данелия. И раньше, с появлением DVD и быстроходного интернета, иноязычные зрители из далёких стран охотно смотрели эту советскую научно-фантастическую комедию, но в последнее время их интерес даже усилился, если судить по скорости публикации отзывов на международных киносайтах. Сегодня вашему вниманию - отзывы исключительно из 2024 года. Самые свежие. На самом деле реплик больших и маленьких на сайте Letterboxd о фильме "Кин-Дза-Дза!" написано десятки, я же отобрал три, из числа наиболее выразительных.
Может быть, момент такой настал, острый, гротескный, переходный, но далёкие зарубежные зрители, как правило, переживают этот советский фильм как нечто узнаваемое. Согласитесь, "Кин-Дза-Дза!" не теряет, а лишь набирает актуальности в сегодняшнем неспокойном мире. Раньше западная аудитория предпочитала видеть в этой картине преимущественно "магическое зеркало" советской действительности, теперь взгляд становится шире.
А на вашей планете никто не поёт в клетках?
автор: Кори (Corey) - / преимущественно любительница японского кино / августа 2024 г. - ссылка на английский текст
Эпиграф: «А на вашей планете никто не поет в клетках?» «Кин-Дза-Дза» – научно-фантастический блокбастер, напоминающий о "пустынном языке" в «Дюне», фиглярстве "дорожного воина" в «Безумном Максе», фарсе в «Космических яйцах» (без претензии на пародию), – всё это разбавлено необыкновенным местным колоритом советского кинематографа, столь же суховатым, сколь и масштабным, как если бы режиссером был Терри Гиллиам, а продюсером – Ходоровски. Это может показаться лоскутным одеялом, очищенным фарсом в лучшем случае, но, на удивление, фильм довольно симпатичен и верен в выстраивании мира и выбора тона, что позволяет придать юмору определённую подлинность, не идти на поводу у простых мультяшных ходов. Эффекты, хотя и незначительные, ощущаются масштабными и захватывающими, а окольные размышления переходят от нетерпеливого желания вернуться обратно к тому, что можно назвать “нормой”/“домом”, к социальному комментарию об уровне взаимопонимания, стоящему на пути эгоизма… И всё это весьма впечатляет. Кто бы мог подумать, что у невозмутимого на вид человека может быть такая бурная жизнь.
Монти-Пайтон на планете Плюк
автор: Крис Кирби (Chris Kirby) - /Скалистые горы, США/ - июнь 2024 г. - ссылка на английский текст
Ку-ку-ку, ку-ку-ку! Ку-ку-ку, ку-ку-ку. Ку-ку!
Рекламный анонс от компании «Dead Crocodile» поясняет: «Это как Тарковский снимает ”Автостопом по галактике"». Звучит смехотворно, ибо неверно – в этом фильме нет ни капли сходства с Тарковским. А вот момент с "Автостопщиком" попал в точку. Последняя фраза в рекламе, что это – «невозмутимая, абсурдистская смесь Курта Воннегута, Монти Пайтона, Сэмюэла Беккета и так и не вышедшей ”Дюны" Ходоровски» весьма точна. Это настолько похоже на Воннегута и на "Монти Пайтона", что со временем вы забудете, что персонажа Би на самом деле играет русский комик Юрий Яковлев, а не Джон Клиз, заговоривший по-русски.
Фильм откровенно валяет дурака, доносит свою сатиру и остроумие в максимально сухой и ироничной манере, что позволяет сатирическим замечаниям казаться ещё смешнее, так как фильм ни разу не признаётся в том, что вам показывают именно шутку. В прилагаемом к фильму эссе проводится на удивление верная параллель с фильмом «Идиократия» (2006) – за исключением того, что здесь нет пропаганды евгеники и никакой безвкусной и низкопробной комедии.
Фильм критикует неэффективность и самонадеянность советской бюрократии, и одновременно наглядно рисует то, где в конечном итоге окажется капитализм. Последний момент настолько точен, что нетрудно представить, что мир Плюка – это такое место, где Америка, возможно, окажется лет через двадцать. В погоне за жадностью растрачены все природные ресурсы, вода на планете до последней капли переработана в топливо, на нём взрастила свою мощь цивилизация, отныне топливо переделывается в воду, чтобы жители могли утолить жажду. Это кажется абсурдным, но мы на верном пути, друзья мои. Куда мы идем? Всё стоит так дорого, что никто ничего не может себе позволить. Неужто богатые капиталисты больше не зарабатывают деньги? Им проще превратить нас всех в рабов, чтобы нам казалось, будто наши основные потребности удовлетворены (в наихудших из возможных условий). Богатые станут производить товары, которые будут покупать другие богатые. Таков большой круговорот денег, жадности и власти, в котором огромное количество людей, бесчисленные массы пассивно принимают эту реальность и страдают, пока, в конце концов, не умрут в шахтах, как в старые добрые времена, до того, как случился этот надоедливый Новый курс, превративший Америку в социалистический приют разврата и “несвободы”. Да, от этих ублюдков меня тошнит.
Первая половина фильма работает как бы в одном режиме, а вторая уже в другом. Каждая из них равноценна и хороша по-своему. Честно говоря, я поставил этому фильму оценку в четыре звезды (из пяти), так как не разбираюсь в советской политике и в ситуации середины 80-х до распада. В новом релизе от Deaf Crocodile (первый официальный и легальный релиз фильма в США) есть бесценные дополнительные материалы, в том числе видео и великолепное сопроводительное эссе – они помогают понять кое-какой контекст. Эти материалы не содержат подробностей и не разъясняют все сюжетные повороты, тем более каждый элемент в фильме, но дают ровно столько контекста, чтобы фильм раскрылся, и многие вещи стали восприниматься лучше. В противном случае многое бы так и осталось бы лишь забавными и абсурдными картинками на экране моего телевизора.
…Между прочим, у них запланирован релиз фильма «Дикая охота короля Стаха», который выглядит потрясающе и вселяет в меня уверенность в неизменном превосходстве этого лейбла. Я зарегистрировался и теперь приятно ожидаю. Они – отправная точка для распространения неизвестного в США кинематографа из Восточной Европы.
«Кин-Дза-Дза» – превосходная сатира и феноменальный фантастический фильм, в нём нет ничего эффектно-показного или претенциозного, в отличие от научно-фантастических картин Голливуда. Здесь есть над чем подумать, фильм не даст вам скучать, сумеет развлечь на всём своём протяжении, независимо от того, сильно ли вы вникаете в подтекст.
Чертовски превосходно
автор: Lightningboalt - май 2024 г.
Чертовски превосходно. Восхитительно необычная, внешне невозмутимая и на удивление душевная «Кин-дза-дза!» – конечно, нельзя сказать, что здесь смешно до коликов в животе, но, тем не менее, очень забавно. Во всём прослеживается впечатляющее следование культурным традициям Плюка; каким бы абсурдным здесь ни казалось всё, мы не станем изобретрать что-нибудь случайно-внезапное каждые пять минут... Здесь внутренняя согласованность охватывает события на целый период, и если авторы что-то напридумали, то будут придерживаться этого и дальше. Это один из существенных моментов, почему юмор так хорошо подан в фильме. В этом материале есть что-то от стиля Дугласа Адамса, как по типу демонстрируемого абсурда, так и по тому, как он доводится до конца. Я был очень впечатлен тем, насколько это было уникально и весело, и меня покорило описание фильма в анонсе «Это – как если бы Терри Гиллиам снял "Безумного Макса"». Но "Кин-дза-дза!" на самом деле поднимается выше – и делает всё возможное, чтобы создать свой собственный запоминающийся образ. Словом, это нечто особенное.
Кстати, странно думать о том, что это было снято за 5 лет до распада Советского Союза, и одним из главных героев был Леван Габриадзе... который 30 лет спустя стал режиссером фильма ужасов про Скайп "Недружелюбный". С ума сойти от того, как бежит время.
---------------------
другие мои статьи и переводы: Французский преподаватель о фильме "Кин-Дза-Дза" / Западные зрители о советских фантастических мультфильмах / Советские киноведы были суровы к экранизациям Жюля Верна / Есть кеце, дядя Вова! Зарубежный отзыв на "Кин-Дза-Дзу" / Кристиан из Квебека: "Как понять советскую кинофантастику?"/ Кристиан из Квебека о честности и пропаганде в советском кино / Будет ли киномузыка снова великой? / О фильме "Сказка странствий"/ Их взгляд на наше кино: "Иван Васильевич" и "Через тернии..." / Что значит "родное кино"? / Американский киноман о "Земле Санникова" / "Хронос": Кир Булычёв вернулся / и т.д. - - вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634 - Или здесь https://yoomoney.ru/to/410011142676475