Найти тему
Dum spiro, cogito

III.2. Онтология: Сознание, разум, душа и дух

Почва сознания – мыслей своих отражение,
И через то к пониманию мира движение.
Так мы себе в каждом шаге готовим отчёт,
С тем же и всякое дело умнее пойдёт!

Эту «зеркальность»
рефлексией Локк называет,
И не у нас лишь одних она в мире бывает.
Есть и у высших животных, но только отчасти:
«Осознают» они
чувствами чувства свои же и страсти –
Свойство для жизни полезное, но ограниченное.
Слово «
сознание» слышится тут иронично,
Но вот
душа с той рефлексией – в полном расцвете,
А те животные – как наши малые дети.

И у людей есть подобная «апперцепция»,
Но в их мышлении главное – это
концепция:
Мы достигаем успеха во всяком занятии,
Мир и самих же себя отражая
в понятии.
Тем избавляемся мы от границы любой,
Можем расти над природой и над собой,
Суть постигая, которой не видно же глазом!..

Эту способность назвали, опять-таки,
разум,
Как понятийный вид творческого мышления,
Из-за чего есть опасность недоразумения:
Вкупе же тут интеллект и рутинный рассудок!..
Но пусть читатель учёных не слишком осудит:
Слов не хватает в естественном языке,
Чтобы все термины развести налегке.

Просто учитывать надо, что эти вот «разумы»
В разных контекстах понятия несколько разные.
Вот и в начальном разделе отметил уж я
Разные смыслы-значения «бытия»,
Дальше – ещё «диалектики», «метафизики», –
В кучу их валят одни недотёпы да шизики!

Есть ещё казус словесный: «рефлекс» и «рефлексия»
Сходно звучат! Не возникло чтоб в мыслях тут месива,
Помни: рефлекс – это вид автоматики нервной,
Суть же рефлексии – выход за грань её первый.
Пусть не близка ещё тут интеллекта вершина,
Действует всё же
мышление, а не машина!

Слово «сознание» тоже не однозначно,
В нашей традиции так оно обозначено::
Это людская рефлексия, но не вся не разом,
А где природные чувства просвечены разумом.
Ведь различают философы дух и природу,
Вот и в «зеркальности» разную ищут породу!

Главный материи признак – в её объективности,
Разум, напротив, живёт в глубине субъективности.
Это не всё, что таится в душевной реальности,
Но только то в ней, в чём признаки есть
идеальности.
Материальны эмоции, образы, все ощущения, слух,
Но
идеально мышленье в понятиях – дух.

Корень
идеи любой – родовое понятие,
Где завершилось всех ссылок на чувства изъятие.
В
эйдосах (видах) ещё не свершилось оно;
То идеально, что в чувствах никак не дано.

В эйдосах мыслил когда-то философ Платон,
Но то для духа не взлёт, а плавучий понтон.
Эйдос представишь как образ, допустим, как схему
стола,
Но нету схемы такой, что бы
мебель представить могла!
Смыслы такие мы чувством никак не уловим,
Но постигаем в понятии, обозначаемом словом.

Суть родовая не знает границ проявления,
Цельно её отразить – непростое умение.
Выразить смысл можно речью такой иль инакой,
Но по себе он витает над формою всякой;
Тютчева строку тут нехотя «вынь да положь»:
Мысль изречённая, всё-таки, отчасти ложь!

Если теория камнем сухим затвердела,
Вскоре заметно уже тормозит она дело.
Разная форма поэтому в речи нужна,
Для понимания смена моделей важна!
Вот потому я и пробую, в частности, стих,
Зная, что в мненьи педантов приём этот дик
(сам же я прозою много чего написал,
И диссертацией дважды «карьеру спасал»).

В речи словесной ещё есть материи след,
Ну а в идеях следа её вовсе уж нет,
Нет ничего в них, что может быть как-то потрогано!
Значит, не нужно и в теле им нового органа.
Вот потому-то в мозгах человека неплотных
В принципе нет ничего, чего нет у животных.

Мы и животные высшие сходны душой!
Разница в том лишь, что мозг наш для тела большой,
Место в нём есть для двух разных
сигнальных систем
(новое качество мы обрели вместе с тем):
Первая, чувства сигналы, с животным у нас одинаковая,
Наша
вторая система – словесная, условно-знаковая.

Психика, или душа, по сравнению с телом «
другое»,
Дух же наш – новый скачок, уже в нечто «
иное»
(тут не особенность некая авторской лексики, –
Термины это, известные в диалектике):
Если душа как бы пар, когда тело – вода;
Дух тогда – плазмы сияющая звезда!

Дышит в душе человеческая природа,
Но только в духе одном торжествует свобода,
Он только может без гнёта природы решать,
Что будем делать, как жить и о чём вопрошать.
Тем постепенно, сквозь тернии жизни лихие,
Все подчиняются им человеку стихии!

Разум, как видим, не задан анатомически,
Он формируется в нашей душе символически,
Через общение с теми, кто мыслит логически.
Кто вне общенья разумного с детства бывает,
Тот и реальной разумности вовсе не обретает;
«Маугли» в сказочках только бывают умны,
В жизни же редко способны надеть и штаны.

Также компьютер любой понятийно не мыслит,
Хоть информацию он лучше нашего числит.
Движутся в нём электроны под напряжением,
Но идеального нет ничего в их движении.
Да и не тот у машины железной субстрат,
В коем бы творчества мог состояться парад!
Как показал синергетики гений Пригожин,
Масса рутинная к творчеству непригожа.

Только живое, открытое, неравновесное
Может родить нечто ранее неизвестное,
Может в прогрессе оно до идей дорасти,
Ну а компьютер совсем не на этом пути.
Двойственность нашей души тоже очень важна,
Творческий импульс в мышленьи рождает она,
Мысль и отрывом, и связями с чувством сильна;
А у машины система сигналов одна!

И не увидим в грядущую тысячу лет,
Чтоб победил нас «искусственный интеллект»!
Не интеллект он по сути, а только
рассудок.
Ясный рассудок ну разве что глупый осудит,
Служит он людям достойней, чем что-то другое,
Но вот всегда остаётся он только слугою –
Цели мы сами всегда ему задаём!
Может, по глупой ошибке себя мы убьём,
Только при этом существенной разницы нет,
Ножик в руке иль «искусственный интеллект».

Правда, последний общественно больше опасен,
Хоть и прекрасен он более, чем ужасен.
Собственно, я для того и пишу эти вирши,
Чтобы в понимании мира поднялись мы выше,
Меньше глупили и меньше питали бы злобы.
В будущем люди нужны не сегодняшней пробы!

Первой в народном уме закрепилась идея о боге,
Но в ней духовность стоит ещё на пороге:
Много тут общего с мифом, с нелепою сказкой,
Трезвые люди взирают на это с опаской.
Всё ж это лучше, конечно, чем жизнь без идей,
Как в стаде диких, не мыслящих словом людей!

С культа культура духовная путь начинает,
Ведь человек первобытный ещё мало знает.
Ну, а сейчас человечество уж не дитя,
Культы для нас это только культуры культя.
Может, они в политической жизни важны,
Но для развития духа теперь не нужны!