Какие ассоциации у меня возникают при воспоминаниях о деревенских бабушках-старушках из далёкого СССР - так это их постоянное стремление к экономии и бережливости. И в этом плане нынешним поколениям есть чему поучиться...
Экономия у них вовсе не свидетельствовала о нехватке денег. По крайней мере, не только об этом. И сегодня можно встретить немало пожилых людей, отказывающих себе во всём и вызывающих сострадание у окружающих, поскольку те думают, что у них нет средств на достойное существование. Однако потом случайно выясняется, что пенсионер вовсе не такой уж бедный и несчастный, а просто экономит на себе. Это вырабатывается у пожилых людей многолетней привычкой откладывать деньги. Чтобы иногда порадовать детей и внуков, а чаще всего - «на черный день»…
В первую очередь, такого рода экономия у советских стариков означала быть бережливым и не давать ничему пропадать даром. У них в этом плане всегда был порядок и в мыслях, и в поступках - своего рода самодисциплина. Помнится, как из уст наших бабушек звучало с укором: «Да как вы будете жить богато, если даже носки штопать не умеете!». А ещё сразу приходит на ум поговорка «Копейка рубль бережёт», которой они руководствовались всю свою жизнь. Вот только для нынешних поколений молодых она утратила свою былую актуальность, поскольку их менталитет не позволяет задумываться о включении время от времени режима бережливости. Да они даже порой и не представляют, на чём можно сэкономить!
Такое отношение к жизни, состоявшей из тяжелейших испытаний, легко объясняется. Вы видели, как пережившие голод 1930-ых, войну и послевоенное безденежье старики доедают всё, что положено в тарелку? И это не только из уважения к угощающему. Им и в голову не приходило отправить остатки пищи на помойку! Поэтому даже в самые благополучные годы они никогда не выбрасывали хлеб только потому, что он зачерствел или заплесневел: из несвежего у них получались вкусные гренки, сухарики и панировочная смесь для котлет или рыбы; на чёрством ржаном хлебе делали превосходный квас.
Хорошо помню, как в детстве мы смеялись над бабушкой Матрёной, аккуратно стряхивавшей в ладонь хлебные крошки со стола и отправлявшей их в рот. Та лишь вздыхала: «Эх, внучки, не понять вам, что вот эти крошечки - самая вкусная вещь!». А наша мать, когда мы, малая ребятня, в озорстве начинали бросаться хлебом, тут же приводила нас в чувство строчками из прощального письма своей сестры-блокадницы: «Пришлите хотя бы картофельные очистки, помираю…».
Дома у бабушки (а позднее и у моей матери) всегда был стратегический запас из муки, сахара, соли, круп, макарон и т.д. В погребе и в подполе на полках громоздились ровные ряды банок с соленьями и вареньями. В общем, под рукой было всё необходимое. Когда мы задавали матери наивный вопрос: а зачем нам столько, если в любой момент можно всё это приобрести в магазине, слышали её глубокомысленное изречение про чёрный день! Вот только сколько себя помню, этот самый «чёрный день» так и не настал. Но от заготовок впрок мать не отказалась до конца своих дней…
Возможно, кому-то это покажется странным, но наши бабушки даже свет экономили - просто рано ложились спать, а не засиживались допоздна за телевизором. У моей бабушки, собственно, и телевизора-то не было - она приходила смотреть его в дома своих сыновей, проживавших рядышком. И не помню, чтобы особо нас баловала магазинными сладостями - конфетами или печеньем, предпочитая угощать натуральными ягодами или вареньем.
А вот в обращении с материальными предметами это поколение руководствовалось незыблемым правилом: любая купленная вещь должна быть использована. И покупали новую только после того, как пришёл в полную непригодность её предшественник.
Мы всегда удивлялись, когда подаренную (купленную) одежду или обувку бабушка складывала в огромный сундук и не использовала, продолжая носить латанное-перелатанное цигейковое пальто и старомодные боты. После её смерти в комоде мы с удивлением обнаружили несколько почти новых (правда, вышедших из моды) платьев и многочисленные отрезы старых тканей. Мать потом вспоминала: вот это пальто она купила ей лет двадцать назад на Новый год, а происхождение роскошных меховых сапожек так никто и не сумел объяснить. Было высказано предположение, что их ей изготовил погибший на войне муж, занимавшийся сапожным ремеслом.
Если в хозяйстве вполне можно было обойтись без дополнительных расходов, они предпочитали идти по этому пути. Если сейчас мы приступаем к уборке дома, вооружившись до зубов моющими спецсредствами, то раньше наши бабушки обходились обычной водой, хозяйственным мылом, содой и уксусом. И с их помощью прекрасно наводили чистоту! Эх, видели бы вы, как блестели стёкла в нашем деревенском доме после раствора уксуса и газет (ими окна вытирали насухо)! Пожилые люди даже обмылки не выбрасывали: те служили мелками для кроя деталей по ткани или становились жидким мылом - их собирали в баночку и заливали водой.
Наши бабушки и матери не просто обладали навыками швеи (пришить-подшить-перешить), но давали старым вещам новую жизнь. Практически каждая умела вязать шапки, шарфы и носки, некоторые мастерили комнатные тапочки с войлочной подошвой. Из отреза ткани у них получались превосходные полотенца и фартуки, а из обычных авосек (это такие плетёные сетки для овощей) - губки для мытья посуды. Вы сильно удивитесь, но они даже штопали порванные носки!
Пожалуй, в каждом советском доме имелись пёстрые домотканые коврики и половики, которые бабушки мастерили из ненужных вещей. Обычно старую ткань, отслужившую свой век, разрезали на длинные полоски, которые потом с помощью крючка превращали в милые и уютные коврики для пола или стульев. А половички плели из таких лент руками. Кстати, этот деревенский стиль (я называю его бабушкиным) до сих пор в моде.
Замечу, что в послевоенные годы экономили не только бабушки, но и все женщины, потому что основная масса населения жила очень скромно. И экономия эта чаще всего была вынужденная. Покупали мало одежды, которую носили годами, время от времени её перешивая. При этом старались покупать одежду серого цвета, чтобы не было видно пятен, так как выводить было особо нечем. Обувь также занашивали до дыр, но была выходная пара, которую обували только по праздникам.
Вот и делайте выводы: какими были наши бабушки - скупыми или бережливыми? И получится ли у вас такое?
Читайте мои последние публикации на канале:
Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!