Найти тему
Деревенский дед

А вы знаете, кто вставал самым первым в советской деревне?

Попалось недавно в просторах Интернета вот это душевное четверостишие:

Вдоль улицы, шумно, в халатиках белых
Доярки к коровнику дружно бегут,
И трудно сказать, кто встаёт самым первым -
Доярки, пастух иль горластый петух.

Пожалуй, именно с ними у большинства выходцев из СССР ассоциируется деревня 1960-1970-ых. В общем, «пастушья тема» родилась сама собой...

Уверен, что многие представители подрастающего поколения до сих пор не видели ни живой коровы, ни как она даёт молоко! Да и сам я уже подзабыл, когда в последний раз видел на заброшенных деревенских полях пасущееся стадо. И не только потому, что одновременно с вымиранием деревень коров просто-напросто некому (да и экономически невыгодно) стало держать на личных подворьях. Современная производственная технология их содержания вообще не предусматривает выпас (по крайней мере, так это происходит в ближайшем с нашей деревней хозяйстве - агрофирме «Дмитрова Гора»).

В связи с этим бальзамом на душу является любое воспоминание о старой советской деревне, летнее пробуждение которой неизменно начиналось с мычания колхозного стада и незамысловатой ругани пастухов...

Выгон деревенского стада. Фото из свободного доступа в Интернете.
Выгон деревенского стада. Фото из свободного доступа в Интернете.

Для деревенских жителей утренний выгон скота всегда являлся событием, обставленным традиционными ритуалами. Чуть ли не одновременно с раскатистым выстрелом пастушьего кнута, сопровождаемым зычным криком «Э-ге-гей!», бабы распахивали ворота и в спешке гнали скотину от своего двора в общее стадо. Если кто-то из них зазевается или проспит, соседи без лишних слов брали эту миссию на себя. Да и сам пастух строго следил за комплектованием стада и не пропускал ни одного подворья.

По скотине можно было смело сверять деревенские часы, поскольку выгон и пригон (извиняюсь за не очень удобоваримое слово!) осуществлялись строго по расписанию, выступая таким образом своеобразными точками отсчёта временных деревенских событий. Не случайно в разговорах местных жителей сплошь и рядом преобладали выражения типа «Завтра за грибами встаём со скотиной…», «Надо успеть до скотины огород полить…»

Нередко пастухи брали себе в помощники вот таких лёгких на подъём подростков. Фото из свободного доступа в Интернете.
Нередко пастухи брали себе в помощники вот таких лёгких на подъём подростков. Фото из свободного доступа в Интернете.

Схема выгона менялась пастухами ежедневно, в зависимости от места выпаса: либо сначала с правого конца деревни собиралась скотина с личных подворий (коровы, телята, овцы, козы) и осуществлялся её прогон по деревенской улице до местной фермы, где содержалось колхозное стадо (около 100 голов), либо всё происходило в обратной последовательности. При любом раскладе коровы всегда чётко представляли - в какую сторону им идти. Когда «живые ручейки» полностью вливались в реку (стадо), пастухи гнали его к месту выпаса. Во главе стада обычно вышагивал могучий бык, то и дело бросающий по сторонам угрожающий взгляд своих мутноватых красных глаз. Деревенские побаивались этого его взгляда и старались держаться от стада подальше.

Вечерняя деревня жила в ожидании пригона скотины, которую сразу надо было загнать на двор, подоить, напоить, дать на ночь сена… И лишь тогда день можно считать закончившимся.

А это - вечернее возвращение с выпаса. Фото из свободного доступа в Интернете.
А это - вечернее возвращение с выпаса. Фото из свободного доступа в Интернете.

Пастухи в деревне всегда ценились, особенно, умевшие управлять норовистой скотиной и держать её в послушании. Но при этом не испытывающие к ней ненависти и знающие любые нюансы пастушьего дела (определять коровьи болезни и уметь лечить их, знать природу и лучшие места для выпаса и т.п.). Деревенские всегда верили в тайную силу хорошего пастуха и именно этим объясняли феномен того, что коровы его слушаются. Умение пастуха собирать стадо и не давать ему разбредаться по окрестностям считалось признаком высшего пастушьего мастерства. И это при том, что коровы сами по себе - животные послушные и с понятием: к примеру, при виде присевшего отдохнуть пастуха они мгновенно подтягиваются к нему и одна за другой постепенно укладываются неподалёку. Тут главное - не прозевать момент, когда какая-нибудь проголодавшаяся скотина поднимется на ноги и не взбаламутит всё стадо.

С помощью вот такого нехитрого деревянного инструмента (барабанки или пастушки) пастух в старину управлял стадом. Фото из свободного доступа в Интернете.
С помощью вот такого нехитрого деревянного инструмента (барабанки или пастушки) пастух в старину управлял стадом. Фото из свободного доступа в Интернете.

Оценка пастуху - хороший или плохой - выстраивалась на основе самых разнообразных факторов: своевременность выгона и возврата стада, удойность коров, болезни и падёж во время выпаса, непрофессиональные действия в особых ситуациях (например, если корова чем-то объелась и это грозит её падежом), халатность при выпасе (сон на пастбище, отлучки с него, посторонние занятия).

Редкий пастбищный сезон обходился в деревне без потерь. Летом наиболее распространённым был падёж от переедания зерновыми и свежим клевером, а осенью - оставленным в поле картофелем. Здесь всё зависело от умения и сноровки пастуха. Сначала прибегали к самому простому и действенному способу - гоняли объевшуюся корову (преимущественно, именно они сверх меры были падки на всё съестное) до изнеможения, пока та основательно не продрищется. Если это не помогало и ситуация становилась критической, делали тонким острым предметом (шилом, гвоздём, ножом) прокол вздутой брюшной полости и выпускали накопившиеся газы. Главным при этом было- определить вовремя точку отсчёта и оперативно произвести необходимые правильные действия. Самым трудным решением являлась крайняя мера, когда все варианты были исчерпаны и возникала экстренная необходимость пустить бедное животное под нож (если сдохнет- мясо будет уже непригодным для употребления в пищу и на продажу).

Большая редкость в деревне - пастух на лошади... Фото из свободного доступа в Интернете.
Большая редкость в деревне - пастух на лошади... Фото из свободного доступа в Интернете.

В случае гибели колхозной коровы претензии к пастухам могло предъявить правление и заставить их возместить понесённые убытки. А вот с личной скотиной было всё намного сложнее, поскольку редко кто из деревенских осмеливался всерьёз конфликтовать с пастухами, тем более, попытаться что-то взыскать с них. Да и общественное мнение играло свою роль - никто из деревенских не хотел связываться с пастухами, опасаясь немилости к собственной скотине. Потому приходилось воспринимать несчастье с коровой, как данность, и покупать новую.

Снижение удоев также зачастую относили на счёт пастухов: мол, неправильно устанавливают сменность мест выпаса (свежая трава не успевает вырасти). А поскольку от надоев колхозного стада напрямую зависела зарплата доярок, дело доходило до серьёзного противостояния, заканчивавшегося, как правило, сменой пастухов…

Вот он - колоритный образ советского пастуха! Фото из свободного доступа в Интернете.
Вот он - колоритный образ советского пастуха! Фото из свободного доступа в Интернете.

Считалось, что в пастухи шли работать лишь никчёмные или убогие мужики, не сумевшие найти более достойного применения в жизни. Вспоминаю по памяти всех деревенских пастухов из 1960-1970-ых, и кого же наблюдаю в этой среде: хромого инвалида, нескольких местных маргиналов - друзей «зеленого змия», чудаковатого мужика… И лишь в 1980-ые, когда мужики в возрасте практически все повымирали, эта профессия неожиданно стала редкой и востребованной.

Надо сказать, что деревенские пастухи в советское время, несмотря на низкий социальный статус, на бедность никогда не жаловались. Помимо положенной им зарплаты за выпас колхозного стада они имели ещё дополнительный приработок за счёт скотины с личных подворий. Такса устанавливалась не только в зависимости от количества в общем стаде скота из каждого дома, но и учитывались качественные характеристики скотины (вид и возраст). Помню, что в 1970-ые мы ежемесячно платили пастухам за свою корову пять рублей, за телёнка - три рубля, за каждую овцу или козу - по рублю. При этом ежемесячный заработок в полеводческой бригаде составлял тогда 80-90 рублей. Несложно подсчитать дивиденды пастухов (а их было обычно двое) от личных подворий: два десятка коров да три десятка прочей мелкой живности приносили им не менее 150 рублей.

Помимо денежного вознаграждения вначале каждого сезона пастухами оговаривалась ещё и натуральная форма обременения каждого деревенского подворья в виде домашних продуктов питания: речь шла о яйцах, мясе, твороге, иногда рассчитывались картошкой.

И в дождь, и в зной мой кнут всегда со мной... Фото из свободного доступа в Интернете.
И в дождь, и в зной мой кнут всегда со мной... Фото из свободного доступа в Интернете.

Одно любопытное условие старались соблюдать неизменно: пастухами редко нанимали людей, у которых не было ни кола, ни двора - с тем, чтобы они могли покрыть возможный убыток от падежа дорогой скотины.

А вообще, о нелёгком труде пастуха наиболее ёмко высказался писатель Алексей Леонов в книге «Своими руками»:

«В народе говорят, что поэтом надо родиться. И пастухом тоже надо родиться, иметь к этому призвание. Кто раньше всех в деревне встаёт? Петух и пастух. Кому не страшны ни солнце, ни ветер, ни гроза, ни обложной дождь, ни мокрая трава? Пастуху. Кто отвечает и за бодливого быка и за любого барана? Пастух. А кто всё лето целыми днями разговаривает с одними коровами и овцами? Тоже пастух. Не каждому нравилась жизнь пастушья. Поэтому и не каждый мог им быть».
Участь любого пастуха - постоянно быть на ногах и начеку! Фото из свободного доступа в Интернете.
Участь любого пастуха - постоянно быть на ногах и начеку! Фото из свободного доступа в Интернете.

А теперь признайтесь честно: вы можете представить себя деревенским пастухом?

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях