Найти тему
Деревенский дед

Жизнь в общаге, или ещё раз о трудностях адаптации деревенских к городской жизни

В 1960-1980-ые годы сельские парни представляли собой наиболее привлекательную и стабильную (а потому востребованную) рабочую силу для городов. Охота за ними разворачивалась ещё на стадии службы из армии. Вспоминаю, как за полгода до дембеля в часть зачастили всякого рода вербовщики, напропалую расхваливавшие романтику комсомольских строек и призывавшие нас «навострить лыжи» на одну из тогдашних знаковых «строек века». В списках фигурировали БАМ, «Атоммаш», КамАЗ...

Едем мы, друзья, в дальние края... Фото из открытых источников.
Едем мы, друзья, в дальние края... Фото из открытых источников.

Но большинство из нас, деревенских парней, ментально не были готовы к подобным вызовам времени, вынашивая планы перебраться в ближайшие (такие знакомые и родные) города. Увы, за этим стояли банальная деревенская безысходность и неопределённость в выборе будущей профессии.

По окончании десятого класса я удивил родных и знакомых тем, что не стал поступать в институт. Для всех это стало шоком! Как так? Школьный активист и лучший ученик в классе, обладавший разносторонними талантами и способностями, - и вдруг выкидывает такой фортель! Я же тогда просто понял, что ещё до конца не определился с выбором, а потому решил взять паузу на раздумье. Тем более, вскорости должны были забрать в армию. А посему решил отложить своё образование на потом и провести «остаток доармейской свободы» в совхозной полеводческой бригаде. Та закалила физически и научила на равных общаться со взрослыми мужиками, что позднее здорово помогло мне во взрослой жизни.

После армейской службы "деревенский дед" (он справа) стоял перед трудным выбором. Фото 1977 года из личного архива автора.
После армейской службы "деревенский дед" (он справа) стоял перед трудным выбором. Фото 1977 года из личного архива автора.

Когда вернулся из армии в родную конаковскую деревеньку и увидел несколько приглашений на милицейскую службу, долго не раздумывал, поскольку из всех возможных вариантов этот показался мне менее проблематичным в плане профессионального становления. Подумалось: а почему бы не попробовать? К поступлению на дневное обучение в ВУЗ за два года армейской службы основательно охладел, оставаться в деревне и «крутить быкам хвосты» парню с мозгами было унизительно, а определяться со своим будущим как-то надо было. Выход был один - в город!

Со временем вся моя деревенская компания перебралась в город, но потом регулярно встречалась в "родных пенатах". Фото 1978 года из личного архива автора (он слева).
Со временем вся моя деревенская компания перебралась в город, но потом регулярно встречалась в "родных пенатах". Фото 1978 года из личного архива автора (он слева).

Но вот что тогда более всего страшило деревенского паренька, так это боязнь этого самого города, куда он стремился перебраться - незнакомого, таинственного, чуждого по духу. Одна лишь мысль о том, что придётся покинуть обожаемую и такую знакомую деревню, где все друг друга знают и всегда готовы прийти на помощь, наводила тоску. И хоть умом я понимал, что нужно учиться, работать, развиваться, строить своё прекрасное будущее (а это возможно только в городских условиях), на душе кошки скребли. Требовалось перебороть себя и наладить жизнь в иных реалиях, в которых деревенским выходцам не всегда находилось место.

Примет ли город меня с распростёртыми объятиями или же даст пинка: катись, мол, деревенщина!

Не для всех деревенских общага становилась вторым домом... Фото из открытых источников.
Не для всех деревенских общага становилась вторым домом... Фото из открытых источников.

Жизнь в общаге - это отдельная песня! Хоть знакомые меня уверяли, что это самое весёлое и замечательное, что может быть в жизни, но я к этим восхвалениям относился с известным деревенским скепсисом. И не напрасно: за последующие пять лет имел возможность в этом убедиться. Основная проблема заключалась в том, что каждого моего соседа по комнате отличал сформировавшийся взгляд на вещи и всё, что происходит вокруг. Любой из них «лучше всех» знал: кто виноват, что делать, что слушать, что говорить и что думать. Разумеется, это приводило к недопониманию и конфликтам.

В этой общаге "деревенский дед" провёл пять своих милицейских лет. Фото из личного архива автора.
В этой общаге "деревенский дед" провёл пять своих милицейских лет. Фото из личного архива автора.

Поскольку общежитие оказалось ведомственным (находилось в ведении местного машиностроительного завода), подавляющую часть проживающих составляли молодые представители рабочего класса, такие же выходцы из окрестных деревень соседней Калининской области, в большинстве своём не обременённые всякого рода условностями и ведущие довольно свободный (читай - разгульный) образ жизни, который они не могли позволить себе в своей сельской глуши.

Некоторые чувствовали себя здесь вполне комфортно. Фото из открытых источников.
Некоторые чувствовали себя здесь вполне комфортно. Фото из открытых источников.

Многие вещи тогда я просто не понимал или не принимал из-за того, что заложенное дообщаговской жизнью здорово отличалось от увиденного здесь. Тут неуместны аналогии даже с армейской средой обитания, где каждому было отведено своё место и прописан каждый шаг. Вот ведь парадокс: когда ты имеешь в казарме коллектив из трёх десятков человек, то почему-то быстро находишь общий язык с каждым. А вот когда воспитанному в деревенской атмосфере молодому парню приходится бок-о-бок существовать с двумя соседями по комнате, то возникает некий межличностный дискомфорт, и он зачастую начинает чувствовать себя неуютно. Приходится учиться жить в городском сообществе, приобретать необходимые для выживания навыки и бороться со своими психологическими зажимами.

Неудивительно, что моё городское поведение в подобных обстоятельствах выглядело несколько комично, «по-деревенски», а навалившиеся комплексы невольно сделали меня «белой вороной». До чего же верно утверждение, что можно вывезти человека из деревни, но вот «вывезти» деревню из него…

Вот так новоиспечённый милиционер зачастую проводил свободное время. Фото 1978 года из личного архива автора.
Вот так новоиспечённый милиционер зачастую проводил свободное время. Фото 1978 года из личного архива автора.

Не соглашусь с теми, кто считает, что деревенские легко приспосабливаются везде. Тут правильнее, пожалуй, сказать: они стремятся «сойти за местного». Но при этом классический (правильный) деревенский парень не станет ввязываться в сомнительные компании, не будет лазить по барам и ночным клубам, будет осмотрительным в тёмное время, не станет сорить деньгами, будет стараться на всём экономить (выработанная годами привычка). Можно долго продолжать. Хотя, вне всякого сомнения, под влиянием новых факторов и у него постепенно будет происходить определённая смена ориентации жизненных ценностей - от проповедуемых в условиях села к свойственным городу.

Здесь, в общаге, деревенскому пареньку, доселе проповедавшему исключительно здоровый образ жизни, впервые довелось пройти испытание на трезвость. Когда к нам на «огонёк» заглядывали местные разбитные девчонки, коих время от времени приводили мои новые приятели, приходилось вливаться в их компанию. А тут редко обходилось без бутылки портвейна. К счастью, приобщиться к известным человеческим порокам в силу своего воспитания мне было не суждено, и в конечном итоге известное утверждение «С волками жить - по волчьи выть!» в моём случае оказалось невостребованным.

Неискушённому пареньку трудно было пройти через такое испытание! Фото из открытых источников.
Неискушённому пареньку трудно было пройти через такое испытание! Фото из открытых источников.

А уж как пили эти «вчерашние деревенские»! Создавалось впечатление, что те не знали своей «предельной дозы», а потому нередко у них доходило до полной отключки мозгов. Но ладно бы, если только это! Как и подобает большинству деревенских, после этого они лезли в драку. Причём абсолютно без причин: опрокидывали в глотку стакан, и через пару секунд ни с того, ни с сего бросались с кулаками на своего собеседника. Из-за этой безбашенности местные их недолюбливали, стараясь либо не вливаться в такую сомнительную компанию, либо сразу ставить их на место. Вспоминаю, что редкие танцы в местном ДК проходили без «рукопашных боёв» с участием представителей двух противоположных социальных лагерей, когда лишь милиционерам и КООДовцам удавалось останавливать этот «махач».

Деревенские часто "задавали тон" на танцах. Фото из открытых источников.
Деревенские часто "задавали тон" на танцах. Фото из открытых источников.

Под стать им были и общаговские девки-оторвы с ПТУшным образованием. Таковые всегда были украшением «смешанных» общаг! В нашей это были представительницы торговли, детские воспитатели и нянечки и всякого рода дамы рабочих профессий с машиностроительного завода - сверлильщицы, револьверщицы и иже с ними. Только те после бутылки портвейна пускали в ход не свои бицепсы, а старались чуть ли не на столе продемонстрировать все свои «достопримечательности», сопровождая сей показ вокальными изысками типа: «Аллилуйя, аллилуйя, не могу я жить без ... (запикаю нецензурщину)!».

Общаговские девчонки любили оторваться по полной... Фото из открытых источников.
Общаговские девчонки любили оторваться по полной... Фото из открытых источников.

Удивительное свойство любой общаги - она случайно сводит абсолютно разных людей и даёт возможность близко соприкоснуться с их «заскоками». Тут лучше с порога договориться с соседями по комнате: как будем жить-поживать, как питаться, кого приводить в гости, во сколько ложиться спать, как часто устраивать уборку и т.д. И уже через неделю выяснится - кто собой что представляет в бытовом плане вдали от родительской заботы.

По вполне понятным причинам поселение милиционера в одной комнате с гражданскими лицами было исключено, а потому моими соседями стали двое сослуживцев - таких же калининских деревенских парней, правда, из Кимрского (достаточно «маргинального») района. Один из кимряков, едва надев милицейскую форму, тотчас пустился во все тяжкие. Если на службе он ещё как-то держался, то в свои выходные отрывался по полной в увеселительных компаниях, время от времени возвращаясь в свою обитель в полностью разобранном состоянии и изрядно побитый. Частыми гостями у нас в комнате стали разбитные девчонки того же «кимрского разлива» (а их много тогда проживало в общаге), чьё появление воспитанный на патриархальных деревенских традициях ваш покорный слуга терпел с трудом. После того, как мы избавлялись от их назойливого общества, в комнате долго стоял сигаретный туман и не выветривался запах дешёвых духов.

Добропорядочные милиционеры-соседи по общаге выходят на прогулку. Фото 1979 года из личного архива автора (он слева).
Добропорядочные милиционеры-соседи по общаге выходят на прогулку. Фото 1979 года из личного архива автора (он слева).

В такие моменты я предпочитал прогуляться или уходил на другой этаж, где проживали ещё двое наших милиционеров. Те хоть тоже были родом из «кимряндии», но «правила социалистического общежития» соблюдали свято. А ещё убивало то, что будучи деревенским, он не был приспособлен к быту, а в довершение ко всему оказался любителем поесть на «халяву»: при виде блеска его голодных глаз сразу становилось понятно - заныкать приготовленный назавтра супчик или привезённые из деревни продукты бесполезно. Продержался на службе наш любитель разгульной жизни около года, а позднее окончательно спился, вернувшись в родную деревню.

Второй милиционер не был столь ярым поклонником горячительного, но имел две другие слабости - был заядлым курильщиком (чего только стоили его прокуренные до желтизны усы!) и питал необузданную визуальную страсть к женскому полу. Если с первым злом нам более-менее удалось справиться через полгода совместного проживания, то второй его порок приобрёл просто болезненно-маниакальный характер. В силу того, что девчонки старались чураться его компании (не говоря уж о более близком общении), в поведении нашего соседа стали проявляться элементы комплекса неполноценности. Кончилась его милицейская эпопея после того, как он завёл себе подругу и неделю не выходил на службу.

Замечу, что с появлением в общаге «милицейской диаспоры» облегчённо вздохнули комендант с воспитателем. Отныне они знали куда обращаться за помощью при нарушениях жильцами и посетителями правил проживания и общественного порядка. Собственно, подобное условие было оговорено с замполитом ОВД при нашем поселении. Так что, служба у милиционеров нередко продолжалась и по её окончании, добавляя нам авторитета в общаге. Местный люд знал об этом и заметно присмирел под надзором таких соседей...

До чего же вот этот фотоперсонаж напоминает мне моего бывшего соседа по комнате Жору! Фото из открытых источников.
До чего же вот этот фотоперсонаж напоминает мне моего бывшего соседа по комнате Жору! Фото из открытых источников.

После того, как я лишился милицейского соседства, в комнату был поселен воспитанный и интеллигентный инженер Жора. Было ему уже за тридцать, но вот с созданием семьи как-то не складывалось. На эту деликатную тему я старался с ним не разговаривать, да и он особо не лез мне в душу в части женских предпочтений. Всё своё свободное время он проводил в общежитии, практически не выходя из комнаты и запоем читая всякого рода техническую литературу.

С ним у меня были проблемы иного рода. Из-за значительной разницы в возрасте и в силу малообщительности Жоры, в межличностном плане у нас возникла некоторая напряжённость. Правда, пересекались мы с ним довольно редко: когда я возвращался с дежурства (а это 2 часа ночи), он уже спал; когда же на следующий день уходил вечером на службу - тот ещё не приходил с работы. А по выходным оба разъезжались по своим родным краям. К слову сказать, ни разу мои ночные возвращения не стали поводом для жориных упрёков и жалоб: когда я женился и переехал во временное жильё, расстались мы с ним очень душевно…

Сорок лет назад "деревенский дед" женился и навсегда покинул ненавистную общагу. Фото 1984 года из личного архива автора.
Сорок лет назад "деревенский дед" женился и навсегда покинул ненавистную общагу. Фото 1984 года из личного архива автора.

А какие воспоминания о жизни в общаге остались у вас? Делитесь!

Читайте мои последние публикации на канале:

Уважаемые читатели, проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!