В условиях жестких западных санкций российское машиностроение живет и развивается, хотя проблемы перед отраслью стоят самые серьезные. Как их решать и причем здесь ваше производство — рассказываем дальше.
Проблема 1: Старение оборудования
Одна из главных особенностей развития современного машиностроения в том, что отрасль работает на стареющем оборудовании — по статистике, средний возраст машин и оборудования на российских заводах 10—20 лет.
Это проблема, так как на старых станках невозможно выпускать современную продукцию — та, что выпускается, буквально сразу оказывается в разряде неконкурентной и ненадежной. Это подтверждается долей отказов новой отечественной техники, буквально в первый год работы она составляет 20 — 30%. Решить эту проблему можно только путем разработки нового оборудования. В идеале — силами отечественных специалистов.
Проблема 2. Недоступность импортной техники
Нынешний дефицит западной техники и комплектующих вызван не только санкциями. Проблема лежит глубже: модель экономики России в постперестроечный период была сориентирована на Запад. Россия попала в зависимость от поставок.
С 2014 года современной тенденцией развития машиностроения стало импортозамещение. Масштабы ввоза западной техники несколько снизились, начали появляться собственные разработки. Но их было недостаточно, чтобы сгладить негативный эффект от ухода западных компаний в 2022 году. Исчезли сами машины, исчезли комплектующие, необходимое ПО, остановлена деятельность по ремонту и обслуживанию. В станкостроении, например, доля импортных комплектующих составляла 95%, в авиастроении единственный российский самолет SSJ100 на 70% производился из деталей западного производства.
Тем не менее, санкции стали мощным стимулом для процесса импортозамещения. Многие компании активно развивают собственные проекты, выводя на рынок новую продукцию. В 2023 году в России было открыто 176 новых заводов, в том числе по производству автомобилей, мониторов, электротранспорта.
Вариантами решения проблемы стали также параллельный импорт и ввоз продукции из дружественных стран, в основном, Китая.
Проблема 3. Отставание развития МСК
С точки зрения развития технологий, современное состояние машиностроительной промышленности выглядит неоднозначно. МСК отстает по уровню развития от аналогичных отраслей в Китае, США, Германии. Причины: недостаточно активное внедрение автоматизации, нехватка квалифицированных кадров, слишком глубокая специализация. Хозяйственный комплекс времен СССР распался на отдельные заводы, исчезла интеграция и сотрудничество. Эта ситуация не дает отрасли адаптироваться к изменению технологий и динамике рынка.
Чтобы встать в один ряд с мировыми лидерами, МСК необходим коллективный потенциал. Первым шагом к объединению может стать кооперация на платформе машиностроителей Tech Ex, которая объединяет сотни компаний-производителей и заказчиков.
Найти партнеров для сотрудничества вы сможете на платформе машиностроителей Tech Ex. Присоединяйтесь к сообществу совершенно бесплатно!