Я в онкологии более 20 лет, и всё это время в основном имел дело со злокачественными опухолями брюшной полости, печени, поджелудочной железы. Некоторые онкологические диагнозы оставались для меня где-то там, на периферии. В том числе рак легкого. В России это самое распространенное онкозаболевание у мужчин, причина смертности №1 от злокачественных опухолей. Но я сталкиваюсь с такими пациентами очень редко в силу своей специализации.
Недавно мне довелось участвовать в операции по поводу рака легкого. К счастью, у нас с коллегами получилось полностью удалить новообразование, потому что диагноз был установлен своевременно.
Выйдя из операционной, я задумался: а что может противопоставить современная медицина этому страшному заболеванию? Насколько успешно сейчас онкологи справляются со злокачественными опухолями в легких? Каково место хирургии? Решил сегодня немного порассуждать на эту тему.
Часто ли можно прооперировать?
Статистика говорит о том, что выполнить радикальную операцию при раке легкого на момент постановки диагноза можно только в 20–25% случаев, то есть только у каждого четвертого-пятого пациента.
При этом важно понимать, что злокачественные опухоли в легких бывают разными:
- Примерно в 85% случаев встречается немелкоклеточный рак легкого (НМРЛ). Его можно удалить довольно часто, если диагноз установлен на ранней стадии.
- У 15% пациентов диагностируют мелкоклеточный рак легкого (МРЛ). Он более агрессивный и часто успевает сильно распространиться в организме. В итоге прооперировать удается только каждого двадцатого больного.
Ограничением для хирургического лечения может стать не только продвинутая стадия заболевания. Операции на грудной клетке (так называемая торакальная хирургия) весьма сложные, травматичные, не все могут их перенести. Предварительно врач должен провести обследование, принять во внимание возраст больного, общее состояние его здоровья, сопутствующие патологии, состояние функции легких.
Чаще всего приходится удалять долю легкого. Это достаточно большая часть органа: правое легкое состоит всего из трех долей, а левое – из двух. Иногда можно ограничиться удалением только небольшой части – сегмента. А иногда нужно убрать пораженное легкое целиком – выполнить пневмонэктомию.
Раньше операцию можно было выполнить только через длинный разрез между соседними ребрами. Современные торакальные хирурги всё чаще прибегают к малоинвазивной методике – видео-ассистированной торакальной хирургии (VATS). Делают всего несколько проколов и вводят через них специальные инструменты. Если нужно удалить большую часть легкого, то просто расширяют один из проколов.
В последние годы доля пациентов, которых можно прооперировать, выросла. За это нужно благодарить малоинвазивные операции, а еще, как ни парадоксально…пандемию COVID-19. Во время нее люди чаще делали снимки легких, и у некоторых это помогало обнаружить рак на ранней стадии.
Что делать, если хирургия бессильна?
Если операцию выполнить уже невозможно, то используют лучевую терапию и противоопухолевые препараты. Оба этих направления за последние годы сильно продвинулись вперед.
Что касается лучевой терапии, то сейчас доступны такие методики, как стереотаксическая лучевая терапия тела (SBRT), трехмерная конформная лучевая терапия (3D-CRT), лучевая терапия с модулированной интенсивностью (IMRT), модулированная по интенсивности арк-терапия (VMAT), четырехмерная конформная лучевая терапия (4DCT).
Современные лучевые ускорители позволяют буквально со снайперской точностью воздействовать на опухоль, минимизируя вред окружающим тканям. Они даже учитывают дыхательные движения и делают на них поправку.
Среди противоопухолевых средств в первую очередь, конечно же, стоит отметить современные иммунопрепараты. Они могут помочь не только при поздних стадиях, но и дополнить хирургическое лечение, повысить его эффективность, выживаемость пациентов. Не так давно как раз на эту тему было опубликовано исследование.
При немелкоклеточном раке легкого доступна масса таргетных препаратов. Они подавляют молекулы-мишени, которые жизненно важны для раковых клеток. Это ингибиторы KRAS, EGFR, ALK, ROS1, BRAF, RET, MET, TRK.
Параллельно у нас появился мощный диагностический инструмент – генетическое тестирование, которое помогает выявить мутации в раковых клетках, их «уязвимые места» и подобрать эффективное лечение.
То, что в борьбе с этим грозным заболеванием – раком легкого, – были достигнуты такие успехи, не может не радовать. Но это заболевание продолжает уносить много жизней, а значит, нам нужно и дальше совершенствовать методы лечения, профилактики и ранней диагностики.
Узнать обо мне больше можно на моем сайте https://doctor-ivanov.ru/
Получить консультацию о лечении можно по WhatsApp: https://wa.me/79037585569