Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько сложным и совершенным стал двигатель вашего автомобиля? Современные моторы буквально напичканы электроникой - десятками датчиков, реле, блоков управления.
С одной стороны, это дарит нам невероятные возможности в плане комфорта, динамики и экономичности. Но с другой, делает двигатель более уязвимым к капризам российского климата и условиям эксплуатации.
Малейший сбой в работе электронных "мозгов" может обернуться серьёзными проблемами: от хаотичной работы мотора до риска капитального ремонта.
Но что, если многих неприятностей можно избежать, просто проявив немного заботы о состоянии датчиков и контактов?
Ржавчина - главный враг электроники
В основе большинства проблем с электронными компонентами двигателя лежит банальная коррозия.
Под воздействием агрессивной среды ухудшаются контакты, нарушается передача сигналов между датчиками и блоками управления.
В итоге двигатель начинает хандрить, словно простуженный человек. А ведь всему виной - несколько миллиграммов ржавчины, которая, как по закону подлости, появляется в самых неподходящих местах.
Российский автомобилист находится в особенно сложных условиях. Резкие перепады температур, высокая влажность, реагенты на дорогах - всё это усугубляет коррозию.
К тому же, производители, экономя на спайке проводов, всё чаще используют втулочные соединения. Они удобны, но недолговечны в наших реалиях. Спустя пару лет эксплуатации провода рассыпаются от ржавчины, словно труха.
Когда датчики подводят
Давайте на конкретных примерах рассмотрим, к чему приводят неисправности электронных помощников двигателя.
Возьмём датчик положения дроссельной заслонки - небольшой, но очень важный компонент.
Он отвечает за расчёт количества топлива и поддержание холостых оборотов. Казалось бы, что такого?
Но стоит ему начать барахлить, как двигатель становится "невменяемым": дёргается, захлёбывается, не тянет. Обороты скачут, словно зайцы по весеннему полю.
И виной тому - нарушение контактов и ложные сигналы, которые получает электронный мозг двигателя.
Или взять датчик детонации. Он следит, чтобы топливо в цилиндрах сгорало ровно и без взрывов. Но при поломке всё идёт наперекосяк.
В цилиндрах резко растёт температура. Из-за перегрева масло теряет свои защитные качества, и поршни начинают "задирать", а клапаны прогорают, словно папиросная бумага.
Считанные километры пробега в таком режиме - и двигателю требуется серьёзный ремонт. А кошельку автовладельца - экстренная реанимация.
Даже простейший датчик температуры охлаждающей жидкости способен доставить немало хлопот. Он работает на принципе изменения сопротивления при нагреве.
Вышел из строя - и система охлаждения начинает чудить. То вентилятор не включается вовремя, то двигатель перегревается. Одним словом, беда!
Похоже, что механики недаром окрестили электронику "Наукой о контактах". Раньше этой области уделялось гораздо больше внимания: даже клеммы, соединяемые с проводами, часто спаивались оловом.
Сейчас же, ради экономии, кабели просто вставляются во втулки, к которым присоединяются клеммы. Эта технология удобна и экономична, но в российских условиях она быстро приходит в негодность.
Спустя несколько лет эксплуатации в нашем климате провода буквально рассыпаются под воздействием коррозии.
Восстанавливаем здоровье электроники
Как же защитить хрупкую электронику от агрессивного воздействия среды и продлить её жизнь? Первое, что приходит на ум - регулярная чистка контактов.
Для этого существуют специальные средства, например, очиститель электроконтактов RUSEFF. Этот сервисный спрей содержит растворители и специальный пропеллент, которые позволяют ему проникать в труднодоступные места и эффективно удалять загрязнения.
Результат - восстановление проводимости, устранение искрения, снижение сопротивления в контактах. Как следствие, электронный "организм" начинает работать как часы.
Однако чистка - это лишь полдела. Чтобы продлить эффект, нужно создать на контактах защитный слой, который будет отталкивать влагу и противостоять коррозии.
Для этого идеально подойдёт смазка для электроконтактов.
Её состав на основе углеводородов и спиртов не только защищает от окисления, но и создаёт водоотталкивающую плёнку. Она проникает в микроскопические зазоры, вытесняет оттуда влагу, словно опытный боец на ринге.
Плюс, смазка безвредна для пластиковых и резиновых деталей, так что её можно использовать без опаски.
Профилактика - лучшее лечение
Подводя итоги, хочется сказать следующее. Современный автомобиль - это сплав механики и электроники. И если за механикой мы худо-бедно следим, то электронике часто уделяем недостаточно внимания. А ведь именно она во многом определяет здоровье двигателя и комфорт вождения.
Регулярная профилактика электронных компонентов - это не блажь, а необходимость в наших условиях.
Просто задумайтесь: что лучше - потратить полчаса на чистку контактов или платить потом десятки тысяч за новые блоки управления и датчики? Выбор, по-моему, очевиден.
Так что не ждите, пока ваш железный конь начнёт чихать и кашлять. Проявите к нему немного заботы, подарите его электронному сердцу чистоту и защиту. И тогда он будет радовать вас ровной работой и отличной динамикой долгие годы.
В конце концов, здоровье двигателя - это залог вашей безопасности и душевного спокойствия за рулём. Берегите своих электронных помощников!